Европротокол закон об осаго
Европротокол: порядок действий после ДТП, срок подачи в страховую компанию, какие документы нужны, пример заполнения
При оформлении ОСАГО, европротокол выступает в качестве обязательного бланка, который передается клиенту страховой фирмы в пользование. С его помощью можно быстро, без вызова инспекторов ГИБДД оформить ДТП.
Бумагу должны заполнить пострадавший и виновник – каждая сторона получает свой экземпляр, который требуется направить в страховую компанию. Срок подачи европротокола в страховую ограничен пятью рабочими днями.
Что такое европротокол и для чего он нужен?
Европротокол – бланк, заполняемый после аварии. Выступает в качестве извещения о ДТП. Оформление осуществляется участниками происшествия. С его помощью устанавливается факт ДТП. Вызов инспекторов ДПС в этом случае необязателен.
Важно! Использование европейского протокола позволяет сэкономить время, урегулировать ситуацию за несколько десятков минут, избежать формирования пробки на месте столкновения. В ГИБДД рекомендуют пользоваться именно такой формой извещения об аварии.
Заполнение европротокола участниками аварии подтверждает, что они совместно установили виновника происшествия и пострадавшую сторону. При наличии споров между участниками ДТП, оформление европейского протокола видится невозможным – требуется вызов сотрудников ДПС, чтобы те оформили все стандартные документы для ОСАГО.
Официальное название европротокола, выдаваемого вместе с полисом ОСАГО – «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он включает в себя главный и вспомогательный листы. Первый забирает владелец полиса, второй – другой участник аварии.
Основная часть первого листа имеет две колонки – их по отдельности должны заполнить виновник и пострадавший. Несмотря на разделение на главную и вспомогательную часть, обе бумаги обладают равной юридической силой.
Не имеет значения, кто получит копию, а кто – оригинальное извещение.
Как действует европротокол при ДТП в 2019 году?
Европротокол по полису ОСАГО будет действовать при соблюдении некоторых правил. Применение европейского протокола возможно не при любом ДТП. Должны быть соблюдены следующие условия, чтобы оформить аварию можно было без участия инспекторов ДПС:
- Оба участника аварии имеют полисы ОСАГО. В ДТП приняли участие только два застрахованных транспортных средства. Имущество третьих лиц не пострадало.
- Вред во время происшествия был причинен автомобилям, их прицепам. В ДТП не пострадали люди (не требуется вызов скорой помощи и оказание медпомощи специалистами), отсутствуют жертвы.
- Обе стороны (виновная и пострадавшая) выражают согласия с обстоятельствами произошедшего. Они самостоятельно установили виновника и пострадавшего. Обе стороны согласны со списком имеющихся повреждений. Между виновным и пострадавшим отсутствуют разногласия и спорные моменты. В этой ситуации извещение совместно заполняется сторонами. Каждый получает свою часть документа.
- Верхний предел выплаты по ОСАГО с европротоколом – 400 000 р. Если пострадавшая сторона убеждена, что транспортному средству был нанесен более серьезный ущерб, то требуется вызывать инспекторов ДПС.
Важно! Если водители транспортных средств не пришли к единому мнению по виновнику ДТП, имеют разногласия по любым моментам, связанным с произошедшим происшествием, то оформление европейского протокола видится невозможным.
Все четыре перечисленных выше условия должны быть соблюдены. При несоблюдении одного из них заполнить европротокол и отправить его в страховую фирму не удастся – необходимо вызывать дорожную полицию.
задача виновника аварии, которая была оформлена по европротоколу, заключается в уведомлении своей страховой фирмы о произошедшем. Это законодательное требование.
Известить страховую необходимо в течение пяти рабочих дней с момента происшествия.
В противном случае, со стороны страховой компании возможно выставление регрессных требований (по суду виновнику назначается возмещение убытков страховой фирмы по ОСАГО).Страховые фирмы обязаны:
- принимать правильно оформленные европротоколы и прикрепленную к ним документацию;
- в установленные законом сроки производить рассмотрение документов и отправлять пострадавшее авто на ремонт/выплачивать страховую компенсацию по ОСАГО.
Страховая компания в случае получения европротокола осуществляет те же действия, что и при оформлении страхового случая по стандартным документам ОСАГО.
Примечание! Европротокол – бесплатный бланк, выдаваемый бесплатно при оформлении полиса ОСАГО. Бланк можно скачать с официальных сайтов (РСА, страховой организации, крупных юридических порталов и т. д.). Платить за возможность оформления ДТП по европротоколу никому не надо.
Где взять бланк европротокола и сколько стоит процедура оформления?
Оформление ДТП без участия инспекторов ДТП выполняется только по европротоколу. Бланк можно скачать здесь.
Процедура оформления также будет бесплатной, если документы оформляют пострадавшая и виновная сторона. Заполнение европротокола – востребованная услуга аварийных комиссаров, которые за профессиональную помощь берут некоторое вознаграждение.
Важно! Страховые компании не имеют право взимать комиссии и штрафы за оформление ДТП по европротоколу. Использование бланка европейского протокола – законодательное право автовладельцев, застрахованных лиц.
На сайте страховой фирмы «АльфаСтрахование» сказано, что обладатели полисов ОСАГО и КАСКО имеют право оформить аварию по европротоколу – подобный подход никак не воспрепятствует получению страховой компенсации и выполнению ремонта автомобиля. Образец заполнения можно посмотреть на сайте этой страховой.
Как правильно оформить извещение при аварии?
Чтобы без проблем подать документы в страховую компанию после ДТП по ОСАГО с помощью европротокола, необходимо правильно выполнить определенную последовательность действий.
Все делать надо в следующей последовательности:
- Переговорить с другой стороной, ставшей участником аварии, решить все вопросы по виновным и пострадавшим, устранить имеющиеся разногласия.
- Произвести заполнение извещения. Нужно указать необходимые сведения во всех обязательных пунктах. Допускается использование одного бланка на виновника и пострадавшего – каждому после заполнения выдается по листу. Титульная часть листа заполняется совместно, задняя – отдельно каждым участником происшествия.
- Выполнить видео- и фотосъемку места происшествия, не убирая автомобили. Подобное не является обязательным действием, но после станет неплохим подтверждением произошедшей ситуации в суде, если второй участник изменит показания и подаст иск.
- Опросить свидетелей произошедшего, попросить их предоставить контакты. Свидетели теоретически могут помочь водителю, если страховой случай по ОСАГО решит оспорить страховая компания или другой участник ДТП.
В бланке европейского протокола указываются определенные сведения. Обязательными являются следующие данные:
- место, дата аварии;
- число автомобилей, которым был нанесен ущерб (не более двух);
- пострадавшие люди, жертвы (ставится прочерк);
- освидетельствование (не выполняется при использовании бланка – надо ставить прочерк);
- ущерб, который был нанесен автомобилям третьих лиц (прочерк);
- свидетели (если присутствуют, то отмечаются их контакты, ФИО, место проживания);
- сведения об автомобилях;
- сведения о собственнике транспортного средства;
- сведения о водителе;
- наименование страховой компании (правильное название указано в полисе ОСАГО);
- зона первого удара (даже если на автомобиле несколько серьезных повреждений, нужно указать место, которое стало начальным при столкновении);
- тип и степень имеющихся повреждений (необходимо перечислить всё, что было найдено при внешнем осмотре);
- замечания (пункт заполняется каждым автовладелецем произвольно и по собственному усмотрению);
- обстоятельства, схема аварии;
- подписи автолюбителей.
Европротокол – стандартный бланк, поэтому можно использовать его без ограничений, вне зависимости от страховой компании, где он был распечатан.
В схеме ДТП требуется нарисовать контуры дорожного полотна, разметку, знаки, светофоры, нанести по краям названия улиц, указать направление движения транспортных средств, обозначить размещение автомобилей, а также указать всё другое, что может иметь отношение к происшествию (по усмотрению застрахованного лица).
Что делать после заполнения европротокола?
Основные действия, которые надо совершить после заполнения протокола – в течение пяти рабочих дней после ДТП направить извещение в страховую организацию. Оптимальное решение – самостоятельно посетить офис страховой фирмы. После передачи извещения, у сотрудников страховщика надо запросить копию, где будет проставлена печать и указана дата получения документов.
Важно! Если водитель является пострадавшим, то он должен самостоятельно уведомить страховщика о страховом случае. Для него не важно, были ли поданы аналогичные документы виновником. С законодательной точки зрения он не может нести ответственность за действия или бездействие третьих лиц.
Сроки подачи извещения в страховую
По закону об ОСАГО, все необходимые документы надо предоставить в страховую компанию в течение пяти рабочих дней с момента аварии. Если не удается лично прийти в офис страховщика, то нужно воспользоваться почтой и отправить заказное письмо.
В этом случае обязательны следующие действия:
- сделать копию извещения перед отправкой оригинального бланка;
- описать вложение в двух экземплярах;
- запросить уведомление о вручении.
Подобные действия по предоставлению бумаг позволят без проблем соблюсти сроки подачи европротокола в страховую компанию.
Дополнительные документы
Пакет обязательной документации включает в себя:
- полис ОСАГО;
- заполненный европротокол;
- паспорт РФ, права;
- ПТС;
- показания свидетелей;
- заявление о компенсации ущерба (образец);
- банковские реквизиты.
Сложно сказать, какие документы нужны еще – лучше всего подобное уточнить по горячей телефонной линии своего страховщика.
Получение возмещения по европротоколу от СК
Страховые фирмы, работая с европротоколами, придерживаются той же процедуры и порядка действий, что и в случае с обычными документами по страховке ОСАГО. Страховая компания, по заявлению клиента, может отремонтировать автомобиль, устранив все повреждения в специализированном автоцентре, либо произвести выплаты компенсации по указанным реквизитам.
Ремонт
Ремонт автомобиля по ОСАГО выполняется в авторизованном автосервисе, который имеет соглашение со страховой компанией. Сотрудники автосервиса ремонтируют предоставленный автомобиль, после чего выставляют страховщику счет – тот его оплачивает. Отремонтированный автомобиль бесплатно передается в дальнейшее пользование застрахованному лицу.
Сроки проведения ремонтных работ законодательно не регламентированы, но по рекомендации РСА, они должны быть разумными.
Иными словами, застрахованное лицо имеет возможность направить жалобу в РСА, если страховая компания сильно затягивает с ремонтом транспортного средства.
Обычно на сайтах добросовестных страховщиков указано, сколько примерно будет ремонтироваться автомобиль в случае получения определенных повреждений. Примерный срок ремонта – 30 суток с момента отправки транспортного средства в сервис.
Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/osago/osago-evroprotokol.html
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d66483cc7e50c023b8c9e43/5dc038d46d29c100b2ac2777
Смотрите, какая тема — Как избежать регресса по европротоколу, если не отправили за 5 дней? Судебная практика
Показать содержание
- Закон не предусматривает возможности виновнику не платить по регрессу в случае неуведомления страховой в течение 5 дней.
- Но в 2020 году есть судебная практика с отказом в праве регрессного требования по ОСАГО, основывающаяся на том, что срок 5 дней тесно сопряжён с требованием для осмотра автомобиля страховой компанией.
- А ещё есть срок исковой давности и тонкости с рабочими днями.
- А вот на основании незнания об обязанности не платить по регрессу не получится.
Самая большая тонкость оформления ДТП по европротоколу ОСАГО в 2020 году заключается в обязанности уведомить страховщика в течение 5 дней. За неисполнение этой обязанности виновника ранее мог ждать регресс. И сейчас всё зависит от даты заключения договора страхования.
Но так ли безусловен последний – если вы не успели отправить европротокол в страховую за 5 дней, обязательно ли платить взыскание в таком порядке и можно ли оспорить и избежать выплаты? Этот вопрос немного сложнее, но вероятность его решения в пользу виновника есть.
Европротокол и регресс – что говорит закон 2020 года?
Регресс – это, в первую очередь, право. В нашей ситуации право страховой компании отсудить выплаченные потерпевшему деньги за неисполнение обязанностей виновника в установленных законом случаях.
Мы уже рассмотрели подробно вопрос о том, как правильно уведомить виновнику своего страховщика.
Настало время выяснить, как быть и что делать, если вы этого не сделали совсем или не успели вовремя отправить извещение.
Если вы не сдали европротокол по ОСАГО страховщику в течение 5 дней, оформленный при ДТП, а сам договор страхования заключен до 1 мая 2019 года, то закон на стороне последнего. Представим в виде логической цепочки, откуда возникает такое право у страховой организации:
- пункт 3.8 Правил страхования обязывает виновника отправить свой бланк извещения в течение 5 дней страховой компании, в которой он заключил договор ОСАГО; это же предписывает Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40 в пункте 2 статьи 11.1;
- если этого не сделать, то страховщику переходит право регресса за неуведомление по подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ-40, но только если полис ОСАГО приобретён до 1 мая 2019 года.
Что за дата – 1.05.2019?
Именно в этот день произошло важное событие в законодательстве об ОСАГО. Если до 1 мая 2019 года страховая компания законно могла за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы, то после указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88.
Таким образом, если сам страховой полис приобретён до 1.05.2019 и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.
Ниже мы будем говорить о ситуациях, когда страховка куплена до 1.05.2019, то есть право страховщика выставлять регресс остаётся законным на дату заключения договора ОСАГО.
Подаст ли страховая в суд?
Да. С большой долей вероятности. Если вы получили такое требование в виде довольно запутанного письма, то можете быть уверены – другие, попавшие в аналогичную ситуацию, получали такое же, где страховая требует выплату в размере выплаченной потерпевшему суммы в порядке регресса. И, что печально, страховые не брезгуют подавать в суды даже при незначительных суммах такого требования.
Примеров тому в судебной практике 2020 года масса. А вот так выглядит типичное исковое заявление в порядке регресса по ОСАГО:
Пришло регрессное требование – что делать?
В первую очередь, оценить ситуацию и понять, подавали ли вы бланк извещения еврпоротокола в страховую. Если даже вы отправили документ страховщику и успели уложиться в 5 дней, то это ещё не значит, что страховая ничего у вас не отсудит – у вас должны быть доказательства принятия извещения. А таковыми служат:
- копия европротокола с штампом с входящим номером или печатью страховой о принятии с датой не позднее 5 дней,
- видеозапись вручения,
- чек и копия уведомления о вручении с почтового отделения, если вы отправляли его почтой.
Если же вы просто забыли сдать европротокол страховщику или попросту не знали о такой обязанности, то просто бросать это на самотёк не стоит. Вероятнее, всего для защиты интересов лучше прибегнуть к помощи представителя – юриста, который по отзывам сможет «вытянуть» дело, опираясь на правильные правовые акты и убедив судью последовательностью.
Как не платить по регрессу законно? Есть способ!
На большинстве сайтов вы не найдёте информации о способах не платить или оспорить выставленное регрессное требование по ОСАГО в случае, если вы забыли уведомить страховую в течение 5 дней предоставлением европротокола. Казалось бы, так способов и правда нет, ведь законодательство чётко урегулировало право регресса при неисполнении обязанности виновником.
Но способ есть! Впрочем, он не стопроцентный, так как основан лишь на одном решении суда.
Дело в том, что право в нашей стране должно быть основано не только на законе, но и на обоснованности (Постановление Пленума Верховного суда от 19 декабря 2003 года №23). Регресс по европротоколу на практике судебных решений также должен быть обоснован, как следствие.И совсем недавно Советский районный суд города Новосибирска вынес свежее, довольно неординарное, но вполне логичное и, главное, положительное для виновника, которому был выставлен регресс и который его оспорил, решение с отказом для истца.
Обновление от 28.01.2020
Кроме того, читателям данной статьи также удалось отстоять своё право в суде. Одно из таких успешных решений вместе с образцом возражения опубликовано в одном из комментариев.
Суть дела заключалась в иске страховой компании виновнику ДТП на не очень большую сумму чуть более 26 тысяч рублей в порядке регресса с требованием её выплаты, так как тот не отправил европротокол в страховую.
Суд принял во внимание, что пункт 2 ФЗ Об ОСАГО, обязывающий виновника в течение 5 дней сдать европротокол в страховую компанию, тесно взаимосвязан со следующим – третьим – пунктом, где страховщик имеет право осмотреть автомобиль виновника, а тому запрещается ремонтировать его в течение такого же срока, ссылаясь на определение Конституционного суда РФ.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 №1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.
1 Федерального закона №40-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.
Вполне логично, что, если у страховщика есть право 5 дней для осмотра авто, то у виновника аварии должна быть обязанность не ремонтировать его и, соответственно, вообще оповестить страховую о самом факте ДТП.
Таким образом, суд учёл, что неисполнение обязанности виновником по извещению страховой в течение 5 дней не даёт тому безусловное право регрессного требования, а только если это повлияло на обязанность самой страховой в выплате возмещения потерпевшему.
Как следует из материалов дела потерпевшая С.М. представила в страховую компанию извещение о ДТП, содержащее подписи в том числе и ответчика Бочкарева Ю.А., данный случай был признан страховым и потерпевшему произведена выплата страхового возмещения, то есть данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении, произведённом страховщиком своему страхователю (потерпевшему).
…При рассмотрении дела не доказано, что отсутствие у страховщика сведений о наступлении страхового случая могло каким-то образом сказаться на обязанности выплатить страховое возмещение, так как объем повреждений был зафиксирован, он остался неизменным.
В конечном итоге суд вынес решение, в котором отказал истцу в регрессном требовании и, соответственно, позволил виновнику ДТП не платить по регрессу и избежать существенных финансовых потерь.
Но здесь также следует учесть 3 тонкости, которые поспособствовали вынесению отказа судом:
- на время рассмотрения дела страховая компания предоставила бланк извещения, переданный потерпевшей в ДТП – это позволило суду убедиться в том, что страховщик всё же был извещён,
- судья указал на тот факт, что из-за того, что виновник ДТП не предоставил свой экземпляр европротокола в положенный срок, страховой следует указать на недостаточность данных для возмещения (невозможность осмотреть автомобиль виновника, к примеру), то есть отказать в выплате, а не выплачивать по ОСАГО и затем выставлять регресс с виновника, а это уже может повлечь прямой иск от потерпевшего,
- в данном примере суд никоим образом не отменил возможность взыскания регрессной выплаты с виновника и, тем более, никак не отменил соответствующую норму закона (районные суды не уполномочены на это), поэтому на это решение суда можно ссылаться и в вашем случае при выполнении условий выше, но это не значит, что и в вашем случае судья откажет в регрессном требовании и позволит вам не платить по регрессу.
Ещё 2 способа оспорить регресс
Они ещё менее вероятные для вашего случая, но обратить внимание на них всё же стоит.
Исковая давность
Она в российском законодательстве 2020 года составляет 3 года (статья 196 ГК). А началом течения этого срока является вовсе не ДТП, а, согласно части 3 статьи 200 ГК РФ, тот момент, когда исполнено основное обязательство, коим является выплата по ОСАГО потерпевшему.
Почему именно выплата? Так считает судебная практика. Вот одно из решений, где судья объяснил, почему дату ДТП считать началом срока исковой давности неверно.
5 рабочих или календарных дней?
Нередко от ответа на данный вопрос зависит законность регрессного требования по ОСАГО от страховой. Бывает, что вы успели отправить бланк европротокола, но позднее 5 дней. И здесь важно понимать, что закон даёт 5 именно рабочих суток для этого, не считая официальных выходных и праздничных дней.
Как не получится избежать регресса?
Итак, сначала поговорим о тех основаниях, по которым не удастся оспорить регрессное требование, а судья при приведении таких доводов не примет их во внимание как достаточные для отказа истцу (страховой компании) в иске.
Если вы не знали о такой обязанности
Избитая фраза «Незнание закона не освобождает от ответственности» универсальна для законодательства России. И в данном случае то, что вы просто не были в курсе такой обязанности, а вас никто не предупредил, не может служить основанием для отмены взыскания ущерба по регрессу с вас как виновника ДТП по ОСАГО.
Более того, вас предупреждали. Бланки европротокола утверждены Банком России, и самой последней строчкой в каждом таком бланке прямым текстом идёт упоминание обязанности отвезти заполненное извещение в страховую – причём, каждому из участников аварии.
Если звонили в страховую и известили
…Но доказательств у вас нет. В этом случае также маловероятен тот факт, что удастся избежать регресса по европротоколу, если вы просто уведомили устно страховщика о случившемся страховом случае. Разве что представитель страховой в суде сам укажет на то, что вы звонили и оповестили, но это практически невероятно.
А распечатка вызовов с вашего телефона, даже если удастся получить её по прошествии длительного времени после этого, не подтвердит факт извещения, потому как запись разговоров операторами не ведётся.
Более того, в Правилах страхования указано, что оповестить страховщика необходимо только такими способами, которые обеспечат подтверждение этого.
Поэтому и в данном случае право регресса по ОСАГО от страховой законно.
Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/obyazannosti-po-osago/kak-izbezhat-regressa-po-evroprotokolu-esli-ne-otpravili-za-5-dney
Условия самостоятельного оформления ДТП с 1 октября 2019 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о нововведениях в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», вступающих в силу с 1 октября 2019 года и относящихся к самостоятельному (без ГИБДД) оформлению дорожно-транспортных происшествий.
В первую очередь я хочу напомнить о том, что ранее на ПДД Мастер уже была опубликована статья, посвященная нововведениям от 1 октября 2019 года.
В ней речь шла о том, что самостоятельно можно будет оформить ДТП только в том случае, если у водителей есть специальное приложение или система ЭРА-ГЛОНАСС.
То есть предполагалось, что даже при наличии минимального ущерба водители должны будут использовать приложение или данные спутников в некорректируемом виде.
Информация о данных нововведения появилась довольно давно — в начале 2018 года.
Однако, судя по всему, законодатели еще раз проанализировали ситуацию и пришли к выводу о том, что обязательное наличие приложения или системы ЭРА-ГЛОНАСС является слишком сложным условием для небольших ДТП, поэтому первоначальный вариант нововведений был отменен и вместо него были введены новые условия для использования европротокола. Именно о них пойдет речь сегодня.
Условия оформления ДТП по европротоколу с 1 октября 2019 года
Рассмотрим пункт 1 статьи 111 закона «Об ОСАГО»:
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, заполненном водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
С 1 октября 2019 года самостоятельно можно оформить ДТП, если выполняются следующие условия:
- В ДТП столкнулись ровно 2 автомобиля.
- У каждого из водителей есть ОСАГО.
- Вред причинен только самим автомобилям (нет пострадавших).
- У водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и по поводу повреждений автомобилей.
Примечание. Если у водителей есть разногласия, то ДТП также можно оформить самостоятельно, но для этого потребуется приложение или система ЭРА-ГЛОНАСС. Об этом речь пойдет ниже.
Также нужно понимать, что максимальный размер выплаты страховой напрямую зависит от того, использовались или нет при оформлении ДТП приложение и данные спутников. Этот вопрос рассмотрен ниже, а итоговую таблицу по оформлению ДТП Вы найдете в конце данной статьи.
Максимальная выплата по европротоколу
4.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.
Максимальная выплата по европротоколу составляет 100 000 рублей.
Однако есть и исключения, при которых максимальная выплата составляет 400 000 рублей. Для этого нужно, чтобы у водителей не было разногласий по обстоятельствам ДТП и по повреждениям транспортных средств, а для оформления должно использоваться приложение или данные системы ЭРА-ГЛОНАСС.
В каких случаях требуется приложение или эра-глонасс?
6.
В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6.
При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте.
Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.
Итак, закон «Об ОСАГО» предлагает водителю дополнительно использовать для оформления ДТП:
- Приложение союза автостраховщиков, установленное на смартфоне. Оно рассмотрено в этой статье.
- Систему ЭРА-ГЛОНАСС (тревожную кнопку), установленную в автомобиле. Особенности ее использования рассмотрены в этой статье.
Приложение и тревожная кнопка имеют одинаковую «силу» и должны использоваться в следующих случаях:
- при наличии разногласий водителей для получения выплат в размере до 100 000 рублей.
- при отсутствии разногласий для увеличения максимальной суммы выплаты до 400 000 рублей.
Примечание 1. До 1 октября 2019 года получить выплату до 400 000 рублей можно было только в 4-х регионах: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. С 1 октября это возможно в любом регионе России.
Примечание 2. Если у водителей есть разногласия, а стоимость ремонта превышает 100 000 рублей, то самостоятельно оформить ДТП невозможно. Придется вызывать ГИБДД.
В каких случаях возможно самостоятельно оформить дтп?
Подведем итоги данной статьи и рассмотрим следующую таблицу:
Ущерб | Разногласия | Наличие ГЛОНАССили приложения | Оформление |
до 100 000 | есть | есть | самостоятельно |
нет | ГИБДД | ||
нет | самостоятельно | ||
от 100 000до 400 000 | есть | ГИБДД | |
нет | есть | самостоятельно | |
нет | ГИБДД | ||
Для самостоятельного оформления также должны выполняться следующие условия:1. В ДТП столкнулись ровно 2 автомобиля.2. У каждого из водителей есть ОСАГО.3. Вред причинен только самим автомобилям (нет пострадавших). |
Подводя итоги данной статьи можно сделать следующие выводы:
1. В целом условия самостоятельного оформления стали несколько проще, т.к. регион, в котором произошло ДТП, больше не имеет никакого значения.
2. Первоначально предполагалось (в редакции, которая в итоге так и не начала действовать), что условия станут еще проще. Однако за простотой условий скрывалась необходимость наличия приложения или системы ЭРЫ-ГЛОНАСС у участников аварии. А они пока что есть далеко не у всех.
Так что можно сказать, что новая редакция в целом пойдет на пользу водителям.
Напомню, что на ПДД Мастер есть отдельная статья, посвященная самостоятельному оформлению ДТП:
Кроме того, предлагаю Вам ознакомиться и с полным текстом обновленного закона «Об ОСАГО»:Источник: https://pddmaster.ru/novoe/dtp-1019.html
Европротокол
Европротокол — это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции.
Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции.
Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.
Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.
В каких случаях можно использовать европротокол, а в каких нужно вызывать сотрудников полиции?
В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
- Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
- В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
- Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
- Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.
Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.
Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).
Что нужно сделать после попадания в аварию?
Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:
- Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
- Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
- не менее 15 м от ТС – при остановке на территории населенного пункта;
- не менее 30 м от ТС – при остановке вне территории населенного пункта.
- Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.
Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.
- Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
- Заполнить бланки извещения о ДТП
- После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».
Где взять бланк европротокола?
Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО.
Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании.
Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.
Как выглядит бланк европротокола?
Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист).
На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно.
После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного – каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому – копия.
Как заполнить форму европротокола?
Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:
- при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку – надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
- заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
- старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений – впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
- заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.
Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.
- Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
- указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
- зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
- вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
- указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
- внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
- описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
- составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
- на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
- на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара – символом Х;
- под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
- в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.
Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.
- Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
- Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.
Лимит выплат по европротоколу
На сегодняшний день максимальная сумма компенсации (далее, лимит выплаты), причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 400 000,00 рублей, при условии, если обстоятельства ДТП зафиксированы одним их следующих способов:.
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия (далее, система ГЛОНАСС);
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия (далее, Мобильное Приложение).
Лимит выплаты по ОСАГО — 400 тыс. рублей, действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через Мобильное Приложение (или систему — ГЛОНАСС), разногласий у участников ДТП по обстоятельствам ДТП нет, участниками ДТП оформлено Извещение о ДТП.
Лимит выплаты 100 тыс. рублей, действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через Мобильное Приложение (или систему — ГЛОНАСС), у участников ДТП есть разногласия по обстоятельствам ДТП, разногласия зафиксированы в Извещении о ДТП.
Лимит выплаты 100 тыс. рублей, действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы участниками ДТП только через совместное оформление Извещения о ДТП (т.е. обстоятельства ДТП не фиксировались через Мобильное Приложение или систему ГЛОНАСС) и у участников ДТП нет разногласий по обстоятельствам такого ДТП.
Часто задаваемые вопросы
Источник: https://www.AlfaStrah.ru/individuals/auto/osago/evroprotokol-pri-dtp/