Фз 44 самоучитель по аукциону
Электронный аукцион по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для заказчика 2018
Самой востребованной среди государственных заказчиков формой реализации закупки по праву считается электронный аукцион. Он подразумевает организацию конкурентных торгов, что обеспечивает здоровое соперничество. Правила проведения такой процедуры регламентируются статьей 59 44-ФЗ.
Особенности процедуры
Электронный аукцион – эта разновидность закупочной процедуры, при которой информация о ее проведении размещается на всеобщее обозрение в ЕИС. Во время ее проведения заказчик обязуется соблюдать порядок и жесткие сроки, которые установлены законодательством. Ко всем участникам закупки предъявляются одинаковые требования, что способствует обеспечению конкуренции.
На государственного заказчика возлагается обязанность проводить электронный аукцион во время закупки товаров или услуг, которые входят в перечень, составленный Правительством. Он опубликован в Распоряжении за №2019-р от 31 октября 2013 года. При желании организатор может выбирать такую процедуру для покупки товаров или услуг, не включенных в этот список.
Заказчикам целесообразно организовывать аукционы в электронном виде в тех случаях, когда основным критерием выбора поставщика становится предлагаемая им цена. При этом квалификация поставщика, его опыт и прочие характеристики отходят на второй план.
Место проведения аукциона
Согласно приказу Министерства экономики и развития РФ за номером 428 от 26.10.2009 года весь документооборот электронного аукциона должен вестись посредствам электронной торговой площадки (ЭТП). Для проведения государственных закупок было отобрано пять сайтов:
- www.sberbank-ast.ru
- www.zakazrf.ru
- www.roseltorg.ru
- www.etp-ets.ru
- www.rts-tender.ru
Принять участие в процедуре могут участники, получившую аккредитацию на соответствующей торговой площадке. Эта процедура несложная.
Достаточно зарегистрироваться на сайте и предоставить электронные копии необходимых документов.
После этого оператор ЭТП проверить правильность предоставленных сведений и вынесет решение об аккредитации. Максимальное время этого процесса составляет 5 рабочих дней.
Этапы и правила проведения
Процедура делится на несколько этапов. Заказчик обязан строго соблюдать все регламентированные сроки и правила проведения закупки, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Этап закупочной процедуры | Регламентированные сроки | Основание |
Публикация документации, а также извещения для изучения участниками | Когда НМЦК менее 3 миллионов рублей, извещение должно быть размещено не позднее, чем за неделю до момента конца подачи предложений. Если НМЦК больше 3 миллионов, то этот срок увеличивается до 15 суток. | Статья 63 части 2 и 3 |
Подача потенциальными поставщиками запросов разъяснения отдельных пунктов документации | Минимум за три дня до финиширования приема заявок | Статья 65 часть 4 |
Предоставление разъяснений поставщикам в соответствии с их запросами | Ответ должен быть размещен в двухдневный срок с момента получения требования | Статья 65 часть 4 |
Корректировка аукционной документации | Максимум за 2 суток до финиша срока предоставления предложений. Время подачи предложений при этом продлевается так, чтобы оно оказалось не менее 7 или 15 дней в зависимости от начальной стоимости договора | Статья 63 часть 6 |
Отмена закупки | Минимум за 5 суток до момента финиша подачи предложений | Статья 36 часть 1 |
Формирование протокола оценки первых частей заявок | В заранее установленный срок рассмотрения первых частей заявок. | Статья 67 часть 7 |
Проведение торгов | Спустя 2 суток после выставления протокола оценки первых частей | Статья 68 часть 3 |
Оценка вторых частей предложений участников | На протяжении трех суток с даты проведения торгов | Статья 69 часть 5 |
Публикация итогового протокола | Не позднее суток со дня оформления протокола | Статья 69 часть 8 |
Отправка победившему участнику проекта договора | В течение 5 суток с подписания решающего протокола | Статья 70 часть 2 |
Подписание договора победившим участником и передача им обеспечения | В течение пяти суток с момента размещения договора заказчиком | Статья 70 часть 3 |
Подписание договора заказчиком | В течение 3 суток с подписания поставщиком | Статья 70 часть 7 |
Когда победитель не согласен с каким-либо пунктом договора, он формирует протокол разногласий | В течение 5 дней с даты публикации заказчиком проекта договора | Статья 70 часть 4 |
Оценка организатором протокола разногласий и внесение коррективов в договор | В течение 3 дней со дня публикации протокола разногласий | Статья 70 часть 5 |
Общий срок подписания договора | Не менее 10 дней и не более 20 со дня формирования финального протокола | Статья 70 часть 9 |
Нарушение заказчиком регламентированных сроков признается административным правонарушением. В случае выявления этого факта на организатора закупки накладывается штраф.
Как проводятся торги
Процесс проведения торгов также имеет четкие правила. Участники получают возможность подавать предложения о стоимости с шагом от 0,5 до 5% от начальной цены договора. Несоблюдение этого правила возможно, если участник предложение с суммой выше минимальной на данный момент.
Участникам запрещено подавать нулевые ценовые предложения. Если потенциальный поставщик занимает первое место, то возможность подачи ценовых предложений для него блокируется. Подавать предложение выше поданного ранее нельзя.
Время проведения торгов строго регламентировано. Процесс делится на несколько этапов, продолжительность которых приведена в таблице 2.
Таблица 2
Этап торгов | Регламентированное время | Обоснование |
Предоставление ценового предложения | В течение 10 минут | Статья 68 часть 11 |
Продление времени предоставления предложений | 10 минут с момента подачи предыдущего предложения | Статья 68 часть 11 |
Стадия закрытия торгов | 10 минут с момента истечения десятиминутного периода после подачи последнего предложения | Статья 68 часть 12 |
На этапе закрытия торгов участники получают возможность подавать предложения о стоимости договора выше победившего. Это дает возможность потенциальному поставщику подняться на второе место. Если победитель торгов откажется от подписания контракта, то заказчик предложит заключить договор участнику, занявшему второе место.
Ситуации признания аукциона несостоявшимся
В некоторых случаях закупка признается несостоявшейся. Такое возможно в следующих ситуациях:
- На момент завершения срока подачи заявок не подано ни одного предложения. Заказчик может объявить повторный аукцион или провести закупку у единственного поставщика.
- При рассмотрении первых частей заявок соответствующим требованиям признано только одно предложения. В этом случае контракт заключается с поставщиком по начальной цене.
- Если во время торгов не подано ни одного ценового предложения. После этого оператор торговой площадки передает заказчику вторые части поданных заявок. Победителем признается участник, предложение которого было подано ранее других, при условии, что оно соответствует заявленным требованиям.
- Аукционная комиссия отклоняет все вторые части заявок или признает соответствующей требованиям только одну.
- Если участники, занявшие первое и второе место в ходе торгов, отказываются от заключения контракта.
Электронный аукцион позволяет обеспечить здоровую конкуренцию и провести закупку по наиболее выгодным ценам. Если запомнить особенности этой процедуры, участие в ней не представит сложности.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/instruktsii/138-auktsion-po-44-fz
44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами
Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.
Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.
Кто может участвовать в госзакупках
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:
- Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
- Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
- Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
- Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
- Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
- Являются офшорной компанией.
- Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
- Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.
Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.
Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.
Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Преференции участникам
Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:
- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
- организациям инвалидов,
- поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Виды закупок
Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:
- открытый конкурс
- конкурс с ограниченным участием
- двухэтапный конкурс
- электронный аукцион
- запрос предложений
- запрос котировок
- закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).
В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:
- По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
- По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победы | Как участвовать | |
Аукцион | Наименьшая цена | Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. |
Конкурс | Лучшее сочетание цены и условий исполнения | Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. |
Запрос котировок | Наименьшая цена | Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену. |
Запрос предложений | Лучшее сочетание цены и условий исполнения | Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок. |
Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.
Где проводят госзакупки
Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.
Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.
Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):
- если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
- если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.
Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.
Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.
Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.
Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.
Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.
Реестр недобросовестных поставщиков
Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.
Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:
- Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
- Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
- Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
- Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
- Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.
Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.
Поэтому он подходит начинающим участникам.
Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/44-fz-dlya-novychkov
44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки
Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).
Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.
Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.
Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса
Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:
- отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
- поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
- поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.
Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.
Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков
Какие закупки регулирует 44-ФЗ?
Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.
ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:
- закупки услуг у международных финансовых организаций;
- закупки услуг по государственной защите;
- закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
- закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
- закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
- вопросы взимания платы за участие в закупках.
Как организована контрактная система
Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.
Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.
В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.
ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.
По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.
Какими способами осуществляются госзакупки
Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:
- Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
- Единая электронная торговая площадка;
- Российский аукционный дом;
- ТЭК — Торг;
- Электронные торговые системы;
- Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
- РТС — тендер;
- Электронная торговая площадка ГПБ.
Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.
Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час
Электронный аукцион
До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.
До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.
В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.
Открытый конкурс
Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме
Запрос котировок
Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.
Закупка у единственного поставщика
Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).
Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.
Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).
После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/goszakupki/2019/10/15107
Электронный аукцион по 44-ФЗ: пошаговый алгоритм, сроки проведения, инструкции для участников закупки
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой популярной на сегодняшний день закупочной процедуре — электронном аукционе в рамках 44-ФЗ. В настоящий момент на долю электронных аукционов приходится более 65% всех закупок проведенных в РФ (информация по состоянию на 20 июля 2019 года).
Популярность данной процедуры с каждым годом только набирает обороты, однако не смотря на такую популярность проблем у участников аукционов не становится меньше. Поэтому в своей статье я постарался дать максимально развернутую информацию по участию в электронных аукционах в рамках действующего 44-ФЗ.
(Примечание: настоящая статья актуализирована 20.07.2019 г.).
1. Понятие электронного аукциона
2. Площадки для проведения электронных аукционов
3. В каких случаях проводится электронный аукцион?
4. Аккредитация участников электронного аукциона
5. Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
5.1. Действия Заказчика при проведении электронного аукциона
5.2.
Действия участника при проведении электронного аукциона
6. Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
7. Калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
8. Извещение о проведении электронного аукциона
9. Документация об электронном аукционе
10. Информационная карта электронного аукциона
11.
Требования к участникам электронного аукциона
12. Заявка на участие в электронном аукционе
13. Процедура электронного аукциона по 44-ФЗ
14. Сколько длится электронный аукцион?
15. Как узнать участников электронного аукциона?
16. Признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся
17.
Заключение контракта по результатам электронного аукциона
1. Понятие электронного аукциона
Итак, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:
Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.
Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 62-69, 71, 83.2 44-ФЗ.
2. Площадки для проведения электронных аукционов
Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.
Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.
Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок, на которых осуществляются закупки в электронной форме. Этот список состоит из 8-ми «основных» площадок и одной специализированной площадки, на которой проходят закрытые закупки в электронной форме.
Cписок электронных площадок на сегодняшний день имеет следующий вид:
На этих 9-ти “государственных” электронных площадках и осуществляются закупки для нужд государства путем проведения электронных аукционов и других закупок в электронной форме.
Для того, чтобы принимать участие в ЭА, проводимых на электронных площадках, у участника должна быть квалифицированная электронная подпись (сокращенно КЭП), регистрация в ЕИС и аккредитация на площадках.
О том, что такое электронная подпись и как её получить, подробно написано здесь.
Про регистрацию в ЕИС и аккредитацию на электронных площадках мы поговорим ниже в этой статье, а также вы можете прочитать отдельную развернутую статью по этой теме, которая называется аккредитация и переаккредитация на электронных торговых площадках.
3. В каких случаях проводится электронный аукцион?
Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных:
Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
- существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
- критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Важно: Заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч.3 ст.59 44-ФЗ).
4. Аккредитация участников электронного аукциона
Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/elektronnyj-aukcion-po-44-fz.html
Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.
Федеральный закон № 44-ФЗ:
- закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
- даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
- регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
- устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
- определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.
Принципы и понятия единой контрактной системы
Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
- Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
- Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
- Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
- Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
- Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
- Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.
Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:
- контрактной системы;
- процедуры определения поставщика;
- закупки товаров, работ и услуг;
- участника закупки;
- государственного и муниципального заказчика;
- государственного и муниципального контракта;
- органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
- эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
- совокупного годового объёма закупок;
- электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.
Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.
Требования к поставщикам и условия участия в закупках
Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
- Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
- Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
- Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
- Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
- Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
- Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
- Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
- Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
- Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
- Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
- Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.
К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.
Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.
Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.
Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.Можно выделить два основных вида закупок:
- Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
- Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.
Подробнее о конкурентных закупках
Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.
Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.
Конкурсы проводятся:
- В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
- С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
- В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
- В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
- В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
- В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.
Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.
Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.
Отличия закрытого аукциона от открытого:
- аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
- заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
- электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
- заявки подаются в запечатанном конверте;
- закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.
Другие способы конкурентных закупок:
- Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
- Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.
Заключение контракта
Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.
Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.
Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.
Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.
Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.
Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.
Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.
Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.
Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.
Эта статья была полезной?
Получить сертификат электронной подписи
Получить сертификат электронной подписи
Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/
Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка
Участие в госзакупках — это способ заработка на продаже товаров, работ или услуг государству. Решились попробовать? Мы составили пошаговую инструкцию, как участвовать в госзакупках, что нужно сделать и с чего начать участие в тендерах госзакупок и электронных торгах.
Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.
Перед началом
Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.
Шаг 1. Подготовка необходимых документов
Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:
- уставные документы;
- документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
- решение об одобрении крупной сделки;
- лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
- свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.
Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке
Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.
ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры.
Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить.
Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.
С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:
Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».
В 2020 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».
Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации
Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.
При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:
- диапазон начальной цены заявки;
- регион поставки;
- наименование заказчика;
- ключевые слова извещения и другое.
При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.
Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.
Шаг 4. Открытие спецсчета
Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.
В 2020 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.
Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия
Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию.
Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки.
Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются.
Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2020 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.
Шаг 6. Подписание контракта
После победы работа с документами не закончена.
Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:
- сроки исполнения;
- сроки оплаты;
- штрафные санкции.
Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.
: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах
Источник: https://goskontract.ru/shkola-goszakupok/goszakupki-s-nulya-poshagovaya-instruktsiya-dlya-novichka