Налоговый контроль латвии

Содержание

Налоговое администрирование в Латвии

Налоговый контроль латвии

Статья 1 Закона «О налогах и пошлинах» предусматривает следующие виды налогового контроля: наблюдение, тематическая проверка, проверка соответствия данных и налоговый аудит.

Наблюдение за соответствием законам – это контроль, осуществляемый налоговой администрацией определенный период времени, в течение которого фиксируется все происходящее в месте хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Проще говоря, подсчитываются клиенты, отслеживается, выдаются ли чеки, продается ли неучтенный товар и тому подобное. При выявлении нарушений составляется административный протокол, и на налогоплательщика налагается штраф. Серьезное правонарушение может привести к налоговой проверке (аудиту).

На практике наблюдение используется в парикмахерских, косметических салонах и в местах общественного питания (для контроля оборота алкоголя).

Проверка соответствия данных – относительно новый вид проверки. Это исследование, в ходе которого оценивается ин-формация, представленная налогоплательщиком в налоговую администрацию в декларациях и отчетах. Эта информация сравнивается с имеющейся в распоряжении налоговой администрации.

Такие проверки проводятся в помещениях налого-вого органа без участия самого налогоплательщика (в чем-то эти проверки похожи на камеральные налоговые проверки в России).

Как и в случае с другими видами контроля, по итогам проверки соответствия данных не могут быть начислены дополнительные налоги, но, установив несоответствие, налоговая администрация может задержать возврат налогоплатель-щику переплаченных налогов.

Тематическая проверка – это контроль соблюдения налогоплательщиком отдельных нормативных требований.

Проверяются бухгалтерский учет и отдельные бухгалтерские документы, которые сравниваются с информацией участников сделки, проводятся встречные проверки, осмотр складских запасов и так далее.

По итогам такой проверки налоговая администрация не вправе требовать от налогоплательщика уплаты дополнительных налоговых платежей в бюджет.

Налоговый аудит – основной инструмент налогового контроля в Латвии. Это проверка правильности учета, уплаты и пе-речисления в бюджет одного или нескольких налогов (сборов), отдельных позиций налоговой декларации, а также соблюде-ния законов в конкретном налоговом периоде.

Только налоговый аудит может привести к пересмотру налоговых последст-вий, причем он может быть продолжением вышеупомянутых проверок и содержать информацию из них.

Таким образом, все другие виды проверок имеют характер и функции мониторинга и оценки необходимости налогового аудита налогоплатель-щика в будущем и борьбы с теневой экономикой.

Статья 23 Закона «О налогах и пошлинах» уточняет роль налогового аудита в процессе сбора налогов. Налоговая администрация по результатам налогового аудита определяет или уточняет суммы налогов, которые должны быть указаны в налоговой декларации и информационных материалах проверяемого налогоплательщика, а также налогооблагаемый доход (убытки) и налоговые расчеты в соответствии с требованиями налогового законодательства в этой области. При этом налоговая администрация вправе провести аудит и наложить штрафы только за последние три года после наступления даты уплаты налога. Если по конкретному налогу или позиции декларации за конкретный период был произведен налоговый аудит, принятое налоговой администрацией решение (заключение) является окончательным и может быть пересмотрено, только если возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, подделки документов, уклонения от уплаты налогов и пошлин или совершения другого уголовного преступления, расследование которого может повлиять на сумму налога. Таким образом, любая ревизия, если ее результат не отменен, – это отправная точка для дальнейшего мониторинга налогоплательщика и в некоторой степени его «фотоснимок» (фиксирование данных) на определенную дату (последний день проверяемого периода). Это значит, что даже в тех случаях, когда прямые налоговые последствия для налогоплательщика не возникают, необходимо оценивать правоту налоговой администрации, иначе в дальнейшем не будет возможности обжаловать ее заключение.

Важным можно назвать тот факт, что налоговый аудит в Латвии – это разовое мероприятие для соответствующего налогового периода, то есть оно не может быть повторено, а значит, налогоплательщик защищен от повторных проверок, что снижает возможность так называемого «заказного» аудита и ограничивает произвол налоговой администрации.

Подходы к разрешению налоговых споров

Переходя к вопросу о спорах с налоговой администрацией, возникающих в связи с налоговым контролем, необходимо назвать один из главных принципов сбора налогов в Латвии.

Статья 38 Закона «О налогах и пошлинах» определяет, что в случаях, если налогоплательщик не согласен с размером ус-тановленных налоговой администрацией налогов, на него возлагается обязанность доказать правильность его расчета налогов. Но это не означает, что налоговая администрация не должна доказывать обоснованность исчисления налога.

Напротив, она должна обосновать свой расчет с учетом соблюдения всех нормативов и соответствия документальных доказательств реально заключенным налогоплательщиком сделкам. Безусловно, возникает вопрос обоснованности и относимости доказательств, собранных налоговой администрацией, к начисленному налогу.

В Латвии существует такая система урегулирования споров, которая позволяет реально оценить, кто прав.

К налоговым спорам в Латвии применяется принцип легальной презумпции, который облегчает для налоговой администрации борьбу с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством с налоговыми переплатами, поскольку отпадает необходимость доказывания вины налогоплательщика.

Но при такой системе важна честность налоговой администрации и наличие эффективной системы оспаривания ее действий и решений, иначе не исключены субъективные решения. При этом эффективность оспаривания в Латвии оценить трудно – суды работают медленно, до разрешения спора высшей инстанцией проходит минимум три года.

На практике принцип легальной презумпции выглядит так: налоговая администрация сравнивает информацию, полученную от налогоплательщика (отчетность и первичные документы), с информацией, имеющейся в распоряжении налоговой администрации (базы данных, информация встречных проверок). Выявленные несоответствия трактуются как нарушение закона, и налогоплательщик должен собрать доказательства от третьих лиц, поскольку исправленные отчеты и документы без них не будут приняты. При такой процедуре большую роль играет суд, который оценивает доказательства и налоговой администрации, и налогоплательщика.

В Латвии споры с налоговой администрацией рассматривает Административный суд, созданный для решения споров между частными лицами и государственными органами. Административный суд использует в разбирательстве широкий спектр информации – от юридической литературы до решений Конституционного Суда Латвии и Европейского суда по правам человека.

Особенности споров по НДС

Приведем некоторые важные для урегулирования спора моменты на примере споров о размере НДС. Административно-процессуальный закон Латвии (ст. 150) предусматривает возможность заявителя активно участвовать в сборе доказательств. Одного утверждения о том, что доводы и решение налоговой администрации неверны, для суда недостаточно.

Этот подход можно сформулировать так: обязательства частного лица по представлению необходимых доказательств прямо пропорциональны его заинтересованности в принятии нужного для него решения. То есть бремя доказывания фактов, которые способствуют принятию положительного для частного лица решения, возлагается на него, а не на государство1.

Разрешение дел, которые касаются вычетов по НДС, в значительной степени основывается на решениях европейских судов.

Департамент административных дел (высшая судебная инстанция по административным, в том числе налоговым, делам) исходит из того, что в случаях «цепочки» сделок налогоплательщик имеет право на вычет, только если он не действовал обманным путем или недобросовестно.

Для того, чтобы такого налогоплательщика лишить права на вычет, необходимо установить наличие его недобросовестности2. Кроме того, из объективных фактов должно ясно следовать, что основной целью сделки было получение налоговой выгоды3.

Как видим, требование о представлении налогоплательщиком доказательств не является абсолютным. Оно исходит из принципа negativae non probantus (отрицательное не требуется доказывать), что обеспечивает баланс между обязанностью налогоплательщика представить доказательства и обязанностью налоговой администрации получить  их самостоятельно.

Заключение

Сегодня самая большая проблема налоговой системы Латвии – это субъективная интерпретация обстоятельств и законодательства (видят то, что хотят увидеть).

С учетом того, что налоговое законодательство довольно новое и сложное, налогоплательщикам приходится прилагать усилия для того, чтобы доказать свою правоту. Нередко это удается только в последней судебной инстанции.

Эта проблема довольно успешно решается законодательным путем – уточняются нормативные акты, тем самым уменьшается поле для произвольной интерпретации и, как следствие, для расширения налоговой базы.

Желание не платить налоги становится реализовать все труднее, и налогоплательщики постепенно привыкают к мысли, что налоги неизбежны. Вопрос остается только один: что и как выгоднее платить государству?

A. Dabols
Tax Administration in Latvia
Many tax instruments that work well in one country cannot be applied in another country. The author of the article draws readers’ attention to some ideas that undoubtedly may be used to improve tax collection in Russia.

Источник: http://nalogoved.ru/art/298.html

Налогообложение компаний в Латвии

Налоговый контроль латвии

Основными источниками налогового права Латвии являются Закон о налогах и сборах, Закон о корпоративном подоходном налоге, Закон о налоге на добавленную стоимость, Закон о налогообложении микропредприятий и др.

Компания считается резидентом Латвии, если она зарегистрирована в Латвии.

Налогообложению подлежат все доходы резидентов, полученные ими где-либо. Постоянные представительства иностранных компаний облагаются налогом в том же порядке, что и компании-резиденты.

Нерезиденты Латвии уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Латвии.

Налог на прибыль

Налог на прибыль взимается только в части ее распределения участникам или акционерам компании. При реинвестировании прибыли без ее распределения налог не взимается. Базовая ставка составляет 20%. Эффективная ставка при применении коэффициента для расчета налоговой базы может достигать 25 %.

Дивиденды, полученные латвийской компанией, освобождены от налога (вне зависимости от того, является ли компания, выплатившая дивиденды, страной ЕС или третьей страной).

Однако, исключение составляют дивиденды, полученные из стран, включенных в латвийский “черный” список (который, в первую очередь, включает оффшоры.

Латвия рассматривает в качестве оффшоров более 25 государств и территорий).

Прирост капитала, полученный в результате продажи акций, освобожден от налога (за исключением акций офшорных компаний).

При получении дивидендов от любых компаний (кроме включенных в список офшоров) налог не взимается. При выплате дивидендов налог уплачивается латвийской компанией по стандартной ставке 20 %.

Если их получателем является физическое лицо-резидент Латвии, то сумма полученных им дивидендов не включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

В случаях, когда латвийская резидентная компания выплачивает дивиденды юридическому лицу-нерезиденту ЕС, то она обязана уплатить 20 % налога, а иностранная компания – в размере, предусмотренной ее личным законом (если между государствами не было заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, предусматривающее иные правила).

Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Соглашения между РФ и Латвией об избежании двойного налогообложения, если резидент России получает доход, который может облагаться налогом в Латвии, сумма налога на такой доход, подлежащая уплате в Латвии, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Сумма такого вычета, однако, не должна превышать сумму налога на этот доход, рассчитанного в соответствии с законодательством РФ.

Проценты и роялти, выплачиваемые латвийской компанией, освобождены от налога у источника (с 1 января 2014 г.), за исключением процентов и роялти, выплачиваемых лицам-резидентам стран, включенных в национальный «черный список» (с таких процентов в Латвии удерживается налог у источника по ставке 20%).

Проценты, полученные латвийской компанией, облагаются по общей ставке 20%.

Иные случаи взимания налога у источника

Все платежи (включая платежи за поставленные товары или оказанные услуги), осуществляемые латвийской компанией в адрес нерезидентной компании или физического лица государства, включенного в латвийский «черный список», подлежат налогообложению у источника в Латвии по ставке 20% (за исключением выплат за поставку товаров, приобретенных в Европейском Союзе или странах Европейской экономической зоны и публично торгуемых ценных бумаг, если такие товары и ценные бумаги приобретаются по рыночным ценам).

В случае, когда латвийская компания платит за товары или услуги (за исключением управленческих и консультационных услуг), поставленные (оказанные) нерезидентной компанией, не включенной в «черный список» (то есть не офшорной), налог у источника не удерживается.

Законом также предусмотрены специальные ставки налога у источника для определенных категорий доходов:

  • Оплата консультационных или управленческих услуг латвийской компанией в адрес нерезидентной компании облагается налогом у источника по ставке 20% (кроме случаев, когда соглашением об избежании двойного налогообложения установлена пониженная ставка).
  • Арендные платежи в адрес нерезидентной компании за пользование имуществом в Латвии облагаются налогом у источника по ставке 5%.
  • Вознаграждения, полученные от участия в латвийских партнерствах, облагаются налогом у источника по ставке 15%.
  • Доходы, полученные нерезидентом от продажи недвижимого имущества на территории Латвии или продажи акций компании, более 50% активов которой состоит из недвижимого имущества на территории Латвии, облагаются налогом у источника по ставке 3%.

Независимо от вышеуказанных положений, если оплата осуществляется в адрес компаниям или физическим лицам из государств «черного списка», удержанию подлежит налог по ставке 20%.

Вид платежаПодоходный налог у источника
Оплата в адрес офшорной компании за поставленные товар 20%
Оплата в адрес офшорной компании за оказанные услуги (любые) 20%
Оплата в адрес не офшорной компании за поставленный товар не удерживается
Оплата в адрес не офшорной компании за оказанные услуги (кроме управленческих и консультационных услуг) не удерживается
Оплата в адрес не офшорной компании за управленческие или консультационные услуги 20%

Нормы, предусмотренные Директивами ЕС о материнских и дочерних компаниях и о процентах и роялти, предусматривают, что выплаты дивидендов, процентов и роялти между связанными компаниями в пределах ЕС (а также Швейцарии) не подлежат обложению налогом у источника выплаты.

Другие налоги и сборы

Налог на недвижимое имущество устанавливается в размере, равном 1,5% кадастровой стоимости земли и сооружений.

Законодательство Латвии об НДС основано на соответствующих нормах ЕС (Директива ЕС 2006/112/ЕС).

Стандартная ставка НДС (pievienotas vertibas nodoklis, PVN) составляет 21%.

К отдельным категориям товаров и услуг применяются пониженные ставки НДС — 12% (напр., фармацевтическая продукция), 5 % (напр., для отдельных видов сельскохозяйственной продукции), или 0% (напр., экспортные операции), а также освобождение от НДС (напр., финансовые, страховые услуги, образование, здравоохранение и др.).

Работодатели (кроме микропредприятий) обязаны удерживать с заработной платы работников налог на доходы физических лиц (20, 23 или 31.4 % в зависимости от величины дохода) и ежемесячно перечислять его налоговым органам.

Также работодатели (кроме микропредприятий) ежемесячно отчисляют взносы на социальное страхование по суммарной ставке 35,09%, из которых 24,09% уплачивается работодателем, а 11% удерживается из заработной платы работника.

Налоговый режим “микропредприятий”

Законом установлен специальный налоговый режим для “микропредприятий”. Режимом микропредприятий могут пользоваться ООО (SIA) или индивидуальные коммерсанты.

Чтобы считаться микропредприятием, компания должна отвечать следующим признакам:

  • годовой оборот не выше 40000 EUR;
  • все участники компании — физические лица;
  • в компании не более 5 работников;
  • заработная плата работника не превышает 720 EUR в месяц.

Для микропредприятий установлен пониженный налог с годового оборота, уплачиваемый ежеквартально (налоговой базой является годовая выручка компании без вычета расходов). При этом микропредприятие платит налог на всю прибыль по ставке 15 % независимо от распределения ее участникам или акционерам (правило 20 % на дивиденды и 0% на реинвестирование не применяется).

Международные налоговые соглашения Латвии

Латвия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения с 59 странами: Албания, Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Грузия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Индия, Ирландия, Израиль, Испания, Италия, Канада, Катар, Кипр, Китай, Казахстан, Кувейт, Кыргызстан, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Мексика, Молдова, Марокко, Нидерланды, Норвегия, ОАЭ, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония, Южная Корея.

Соглашение между Россией и Латвией об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал 2010 г. вступило в силу 6 ноября 2012 г. (применяется с 1 января 2013 г.)

Российско-латвийское соглашение 2010 г. устанавливает следующие пониженные ставки налога у источника:

1) в отношении дивидендов (ст.

10 Соглашения): а) 5% от общей суммы дивидендов — если получателем дивидендов является компания (иная, чем партнерство), которая прямо владеет не менее чем 25% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и при этом сумма вложенного капитала превышает 75000 USD или эквивалентную сумму в рублях РФ или евро; б) 10% от общей суммы дивидендов — в остальных случаях. 2) в отношении процентов — 10% (ст. 11 Соглашения);

3) в отношении роялти — 5% (ст. 12 Соглашения).

Соглашение предусматривает возможность обмена информацией между компетентными органами России и Латвии , а также оказания государствами друг другу помощи в сборе налогов.

Латвия ратифицировала Конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам в редакции Протокола 2010 г. (вступила в силу с 1 ноября 2014 г.).

Кроме того, Латвия подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый автоматический обмен был осуществлен Латвией в сентябре 2017 года. По информации портала ОЭСР Латвия указала в своих списках к автообмену 61 юрисдикцию, и 76 других юрисдикций указали в своих списках Латвию.

Двусторонние соглашения с Латвией об обмене налоговой информацией имеют и некоторые оффшоры. Латвия заключила такие соглашения в 2012 и 2013 годах с островами Гернси и Джерси.

Источник: https://int.gestion.ru/registratsiya-kompanii-v-latvii/nalogooblozhenie/

Налогообложение в Латвии. Резидентные компании.s-tax.com

Налоговый контроль латвии

Ставка налога на прибыль компании составляет 15%. Латвийские (резидентные) компании облагаются подоходным налогом на свой доход, полученный по всему миру, а вот компании-нерезиденты, не имеющие постоянного представительства в Латвии, облагаются налогом на свой доход только с латвийского источника.

Филиалы иностранных юридических лиц облагаются налогом на прибыль, полученную филиалом по всему миру.

Налогооблагаемый доход основан на бухгалтерской прибыли, которая корректируется в соответствии с положениями Закона о корпоративном подоходном налоге.

Компании обязаны производить авансовые платежи по налогам, исходя из суммы налога за предыдущий год. Судоходные компании могут альтернативно применять налог на тоннаж.

Налоговые льготы:

  1. Компании, которые заключают соглашение с руководством специализированных экономических зон или свободных портов, имеют нескольких налоговых льгот, включая 80% скидку корпоративного подоходного налога на доход, полученный из соответствующей зоны.

  2. Компании, которые инвестируют более 10 миллионов евро в поддерживаемые долгосрочные инвестиционные проекты, могут подать заявку на следующие корпоративные скидки по подоходному налогу:
    • 25% — на всю сумму первоначальных инвестиций до 50 млн. Евро
    • 15% — на часть общей суммы первоначальных инвестиций от 50 млн. Евро до 100 млн. Евро
    • 0% — на часть общей суммы первоначальных инвестиций, которая превышает 100 млн. Евро
  3. на исследования и разработки могут быть вычтены в три раза больше расходов.

    Этот стимул применяется к следующим расходам:

    • Затраты научный персонал или технический персонал
    • Вознаграждение за исследовательские услуги, предоставляемые научным учреждением, внесенный в специальный список
    • Вознаграждение, выплачиваемое аккредитованным институтам сертификации, тестирования и калибровки для тестирования, сертификации и калибровки, необходимых для разработки нового продукта или технологии

Для предоставления налоговых льгот должна быть разработана проектная документация и соблюдены все процедуры, указанные в Положениях Кабинета министров Латвии.

Иностранные налоговые льготы

Иностранный налоговый кредит предоставляется компании-резиденту на иностранный налог, уплачиваемый по налогооблагаемому доходу, полученному за рубежом. Сумма кредита не может превышать суммы налога, который будет начислен в Латвии на доходы, полученные за рубежом.

Прирост капитала (Capital gains tax)

Доход от выбытия акций исключается из налогооблагаемой прибыли налогоплательщика, за исключением акций коммерческой компании, которая является резидентом государства или территории, признанной государством (территорией) с низким налогообложением или без налогов в Соответствии с Положениями Кабинета министров.

Налог на доходы у источника выплаты (Withholding tax)

Для компаний-нерезидентов, не имеющих постоянного представительства в Латвии, налог у источника выплаты взимается с доходов, полученных от продажи недвижимости в Латвии, а также от продажи акций компании в налоговом году продажи или в предыдущем году, 50% или более активов компании прямо или косвенно состоящих из недвижимости, расположенной в Латвии. Налог у источника выплаты в размере 2% взимается с дохода от продажи латвийской недвижимости или от продажи акций компании.

Компании-нерезиденты, являющиеся резидентами в других странах ЕС или государств, которые заключили с Латвией соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), могут подать налоговую декларацию в Службу государственных доходов в соответствии с процедурами, установленными Кабинетом Министров, вместе с документами, подтверждающими сумму расходов, связанных с заработанным доходом, и применять ставку налога в размере 15% к расчетному доходу. Перерасчет налогооблагаемого дохода может быть произведен в отношении следующих доходов, подлежащих удержанию:

  • Вознаграждение за управленческие и консультационные услуги
  • Вознаграждение за пользование имуществом, находящимся в Латвии
  • Отчуждение недвижимого имущества в Латвии

Дивиденды

Дивиденды, выплачиваемые компанией-резидентом за счет прибыли, облагаемой налогом на прибыль компании, не включаются в налогооблагаемый доход резидентной компании-получателя.

Это правило не применяется, если плательщик пользуется налоговыми каникулами.

Компания-резидент не облагается налогом на дивиденды, полученные от компании-нерезидента, если плательщик не является резидентом государства или территории, которая была признана государством (территорией) с низким налогообложением или без налогов.

Налог на микро-бизнес (Micro-business Tax — MBT)

Возможность получить статус микробизнеса и зарегистрироваться для MBT есть как у существующих, так и вновь образованных предприятий, если они отвечают следующим критериям:

  • Акционерами являются физические лица
  • Оборот не превышает 100 000 евро в календарном году
  • Количество сотрудников не превышает пяти
  • Членами правления являются одновременно сотрудники плательщика МБТ
  • Вознаграждение каждого сотрудника плательщика MBT не превышает 720 Евро в месяц
  • Стандартная ставка MBT основана на обороте микро-бизнеса до 100 000 евро и покрывает налоги на заработную плату, обязанности по бизнес-рискам и налог на прибыль предприятий

По состоянию на 1 января 2017 года ставка MBT в размере 12% применима к микро-предприятиям, оборот которых до 7 000 Евро, а для предприятий с оборотом от 7 000,01 до 100 000 Евро, MBT взымается по ставке 15%. С 2018 года будет установлена единая ставка MBT, равная 15%, применимая к обороту до 100 000 Евро.

НДС

Облагаются поставки товаров и услуг в Латвии, а также на приобретение товаров из ЕС и импорт товаров в Латвию. Экспорт товаров или услуг облагается по ставке 0%. Стандартная ставка составляет 21%. Пониженная ставка составляет 12%.

По этой ставке облагаются медицинские товары, а также поставки детского питания, книг, печатных изданий, услуги по общественному транспорту на внутреннем рынке, гостиничные услуги (размещение) и поставка теплоносителей населению.

Экспорт и сопутствующие услуги, а также поставка товаров внутри ЕС (клиенту, зарегистрированному в качестве плательщика НДС в другом государстве-члене с применением механизма reverse charge) облагаются по ставке 0%.

Механизм reverse charge применяется также к строительным услугам, а с 1 апреля 2016 года — к поставкам смартфонов, ноутбуков, планшетов и устройств интегральных схем (включая микропроцессоры и центральные процессоры).

Не облагается НДС:

  • продажа земли (за исключением земли под застройку с разрешением на строительство, выданным после 31 декабря 2009 года) и использование недвижимости;
  • предоставление медицинских услуг;
  • аренда квартир для частных лиц;
  • большинство банковских и страховых услуг;

Взносы работодателя

Обязательные взносы государственного социального страхования должны оплачиваться застрахованными лицами и их работодателями. Общая ставка составляет 34,09%, из них 23.59% оплачивает работодатель, 10,5% оплачивает сотрудник. Большинство льгот, предоставляемых работникам, облагаются налогом на заработную плату. Освобождаются от налогообложения лишь несколько льгот. К ним относятся:

  • выплаты на страхование от болезней и несчастных случаев, выплачиваемые по договорам, заключенным работодателями от имени сотрудников;
  • взносы в частные пенсионные фонды или страховые взносы на страхование жизни от имени работника.

Страховые взносы на страхование здоровья и жизни и взносы в частные пенсионные планы, которые не превышают 10% от валового вознаграждения сотрудника в год налогообложения, не подлежат начислению налога. Необходимо соблюдать определенные условия, как то, что страховые взносы на страхование от болезней и несчастных случаев не могут превышать 426,86 Евро.

Валютный контроль в Латвии

Официальной валютой Латвии является евро (EUR). В Латвии нет значительного валютного контроля.

Правила ТЦО в Латвии

Латвийское законодательство требует соблюдения принципа вытянутой руки во всех сделках со связанными сторонами.

Латвийские налоговые органы могут пересматривать операции между связанными сторонами и пересчитывать налоговую базу, если цены, применяемые в таких сделках, не соответствуют принципу вытянутой руки.

Методы трансфертного ценообразования, такие как метод сопоставимой неконтролируемой цены, цены перепродажи, затраты плюс, разделения прибылей, метод сопоставимой рентабельности, могут использоваться для оценки того, соответствуют ли цены в контролируемых транзакциях принципу вытянутой руки.

Латвийские налогоплательщики с годовым нетто-оборотом, превышающим 1 430 000 Евро, должны подготовить документацию о трансфертном ценообразовании, включающую промышленный, корпоративный, функциональный и экономический анализ.

Требования к документации применяются ко всем операциям со связанными сторонами с годовой стоимостью свыше 14 300 Евро.

Общепринятая практика в вопросах трансфертного ценообразования основана на Руководящих принципах ценообразования для организаций в области многонациональных и налоговых администраций ОЭСР.

Налогоплательщики могут заключить соглашения о предварительном ценообразовании с налоговой администрацией об установлении «справедливой» цены для сделки, проводимой с соответствующей иностранной компанией, если планируемая годовая стоимость сделки превысит 1 430 000 Евро. Если налогоплательщик следует соглашению о предварительном ценообразовании, налоговая администрация не может корректировать в налоговой проверке «справедливую» цену, установленную для транзакции.

Правила тонкой капитализации в Латвии

Правила тонкой капитализации применяются при предъявлении налогового вычета для выплаты процентов по кредитам и финансовой аренде. Налогооблагаемый доход должен быть скорректирован для:

  • Процентов, уплаченных сверх процентов, рассчитанных путем применения к обязательству в 1,57 средневзвешенной годовой процентной ставки, применяемой к внутренним нефинансовым компаниям, определенной Латвийским Банком (средневзвешенная процентная ставка), или
  • Процентов пропорционально превышению средней суммы обязательств на сумму, равную четырем номинальным остаткам акционеров в начале налогового года, за вычетом резерва по переоценке.

Суммы, превышающие эти расчеты следует добавить к налогооблагаемому доходу.

  • Полностью вычитаются следующие процентные платежи:
  • Проценты, уплаченные по заимствованиям у кредитных организаций, находящихся в Латвии, государствах-членах ЕЭЗ или странах, с которыми Латвия имеет эффективное (СИДН).
  • Проценты, выплачиваемые Латвийскому казначейству, Северному инвестиционному банку, Европейскому банку реконструкции и развития, Европейскому инвестиционному банку, Банку развития Европейского совета или Группе Всемирного банка.
  • Проценты, уплаченные по долговым ценным бумагам Латвии или ЕЭЗ на публичных торгах.
  • Процентные расходы, понесенные кредитными учреждениями и страховыми организациями, независимо от кредитора.
  • Проценты, уплаченные по заимствованиям у финансового учреждения, подлежат вычету до суммы процентов, рассчитанной путем применения к обязательству в 1,57 раза средневзвешенной годовой процентной ставки, применяемой к отечественным нефинансовым компаниям, определенной Латвийским банком (средневзвешенная процентная ставка).

Удовлетворяющее требованиям финансовое учреждение должно отвечать следующим критериям:

  • Является резидентом Латвии, страны ЕЭЗ или страны, с которой Латвия имеет эффективный СИДН.
  • Предоставляет кредитные услуги или финансовую аренду и контролируется органом, который регулирует деятельность кредитных учреждений или финансовый сектор.

Правила CFC (Controlled Foreign Companies) в Латвии

В Латвии нет режима CFC в отношении налогообложения компаний их существенного участия. Режим CFC применяется только к отдельным акционерам.

Источник: https://fbs-tax.com/tax-planning/latvia/taxation-in-latvia/

Налоговый контроль латвии

Налоговый контроль латвии

Дополняют его нормы, в части не противоречащей основному документу, Таможенный кодекс Латвии, акты местного самоуправления, специализированные законы Сейма, постановления Кабинета министров Латвии и законы ЕС.

В упрощенном виде налоговая система Латвии состоит из 16 прямых и косвенных налогов и более сотни государственных пошлин.Механизм их взимания и ставки постоянно меняются. Не стал исключением и 2020 год.

Например, с 1 января кардинально изменился подход к начислению налога на прибыль предприятий и отчетности по нему.Преимущества налоговой системы Латвии Начиная с 2020 года, Латвия ввела в действие налоговое правило, уже доказавшее свою эффективность в Эстонии.

Суть нововведения заключается в том, что реинвестированная прибыль организаций не должна облагаться налогом на прибыль.

Иными словами, если в текущем периоде факта распределения доходов компании не было, то заработанные средства

Обзор налоговой реформы в Латвии

Для физических лиц применяется так называемое «правило 183 дней». Любое физическое лицо, находящееся на территории Латвии в течение 183 и более дней в течение 12 месяцев, должно быть признано налоговым резидентом Латвии. Отсчет такого периода начинается со дня прибытия лица в Латвию (т.е.

день прибытия идет в счет дней пребывания в стране).

При наличии в Соглашении об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), заключенном между Латвией и каким-либо иностранным государством, иных правил определения налоговой резидентности для физических или юридических лиц, именно такие правила будут подлежать применению в рамках приоритета норм международных договоров над нормами внутреннего законодательства.

После вступления в силу нового Закона о корпоративном подоходном налоге с 1 января 2020 действуют следующие правила при взимании налога на прибыль: Прибыль юридического лица

Налогообложение в Латвии

Евро

  • 15% — на часть общей суммы первоначальных инвестиций от 50 млн. Евро до 100 млн. Евро
  • 0% — на часть общей суммы первоначальных инвестиций, которая превышает 100 млн.

    Евро

  • на исследования и разработки могут быть вычтены в три раза больше расходов. Этот стимул применяется к следующим расходам:
    1. Вознаграждение, выплачиваемое аккредитованным институтам сертификации, тестирования и калибровки для тестирования, сертификации и калибровки, необходимых для разработки
    2. Затраты научный персонал или технический персонал
    3. Вознаграждение за исследовательские услуги, предоставляемые научным учреждением, внесенный в специальный список
  • Налоги и налогообложение в Латвии

    В качестве офшоров Латвия рассматривает 25 стран. Дивиденды, полученные от компаний в этих государствах, облагаются сбором в размере 20 %.

    Дополнительно от уплаты налога освобожден прирост капитала от продажи акций. Если юридическое лицо Латвии выплачивает дивиденды предприятию-нерезиденту, она обязана заплатить 20 %, а получающая компания уплачивает налог согласно своему законодательству.

    Но если между странами заключено дополнительное соглашение об избегании двойного налогообложения, начисление платежей на прирост капитала предусматривает иные правила.

    Например, в соответствии с соглашением между Россией и Латвией, если резидент России получает доход, который может облагаться сбором на латвийской территории, сумма налога на такой доход, подлежащая уплате в Латвии, может вычитаться из налога, взимаемого в России.

    Сумма вычета, однако, не должна превышать сумму налога на этот доход, рассчитанного в соответствии с законодательством РФ. Налог у источника не взимается с процентов и роялти, которые выплачивает латвийская организация.

    В налоговом законодательстве Латвии имеются правила о недостаточной капитализации, трансфертном ценообразовании и «связанных» лицах, а также «черный» список оффшорных зон.

    Компания считается резидентом Латвии, если она зарегистрирована в Латвии.

    Налогообложению подлежат все доходы резидентов, полученные ими где-либо.

    Постоянные представительства иностранных компаний облагаются налогом в том же порядке, что и компании-резиденты. Нерезиденты Латвии уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Латвии. Ставка корпоративного налога на прибыль составляет 15%.

    Для микропредприятий установлена ставка налога с годового оборота — 9%.Дивиденды, полученные латвийской компанией от нерезидентов, освобождены от налога (вне зависимости от того, является ли компания, выплатившая дивиденды, страной ЕС или третьей страной).

    Латвия рассматривает в качестве оффшоров более 60 государств и территорий)

    Налоги в Латвии

    Контроль над налоговой системой осуществляет Служба государственных доходов (СГД).

    Любые облагаемые налогом доходы, полученные в налоговый период, облагаются налогом на прибыль. Налоговой базой является общий доход, регулируемый согласно с законом.

    Корректировка в основном осуществляется, чтобы убедиться, что доходы превышают те расходы, которые не облагаются налогом (например, те расходы, которые не связаны на прямую с коммерческой деятельностью), либо чтобы снизить доходы, если законом предусмотрены скидки с налога. Налог на прибыль платят: отечественные компании, либо компании-резиденты, которые осуществляют коммерческую деятельность.

    Налогообложение компаний в Латвии

    Однако, исключение составляют дивиденды, полученные из стран, включенных в латвийский “черный” список (который, в первую очередь, включает оффшоры.

    Латвия рассматривает в качестве оффшоров более 25 государств и территорий).

    Прирост капитала, полученный в результате продажи акций, освобожден от налога (за исключением акций офшорных компаний). При получении дивидендов от любых компаний (кроме включенных в список офшоров) налог не взимается.

    При выплате дивидендов налог уплачивается латвийской компанией по стандартной ставке 20 %. Если их получателем является физическое лицо-резидент Латвии, то сумма полученных им дивидендов не включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

    В случаях, когда латвийская резидентная компания выплачивает дивиденды юридическому лицу-нерезиденту ЕС, то она обязана уплатить 20 % налога, а иностранная компания – в размере, предусмотренной ее личным законом (если между государствами не было заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, предусматривающее иные правила).

    Система налогообложения и размеры налогов в Латвии в 2020 году

    Кроме того, ряд выплат и прибылей облагаются налогом у источника.Перечисление денежных средств в государственную казну осуществляется в течение 15 дней с момента подачи годового отчета и налоговой декларации. В следующем году на ежемесячной основе вносятся авансовые платежи, сумма которых вычитается из итоговой суммы налога на следующий год.

    Размер авансовых платежей приближается к сумме налоговых выплат за предыдущий период. Такая система делает налог на прибыль в Латвии одним из самых низких в Европе.

    Налоговыми резидентами признаются компании, зарегистрированные на территории Латвии, а также постоянные представительства иностранных компаний.

    Все виды выплат латвийских компаний в адрес компаний нерезидентов, а также физических лиц из офшорных зон облагаются налогом на прибыль.

    Исключение составляют выплаты за поставку товаров, приобретенных на территории ЕС/ЕЭЗ и публично торгуемых ценных

    Налоговое администрирование в Латвии

    была начата работа над новой налоговой системой, которая строилась в соответствии с принципами демократического правового государства и в значительной степени учитывала рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

    В итоге Латвия переняла западный опыт и практику с учетом местных условий. Латвийскую налоговую систему определяет Закон от 02.02.

    1995 «О налогах и пошлинах» (далее – Закон «О налогах и пошлинах»), вступивший в силу 1 апреля 1995 г.

    , в котором перечислены виды налогов и сборов, даны классификация налогоплательщиков, их общие обязанности и права, ответственность, а также общие обязанности и права налоговой администрации.

    Кроме того, предусмотрены основные принципы налогового контроля, определена ответственность за нарушения налогового законодательства и механизм обжалования решений налоговой администрации. Закон «О налогах и пошлинах» был первым, на
    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.