Работа с грузоподъемными механизмами нормы
Федеральные нормы и правила подъемные сооружения. грузоподъемные механизмы эксплуатируем в рамках за
По вопросу осуществления государственного контроля (надзора) за ОПО, составляющими которых является ПС:
В соответствии с подпунктом «ж», «з» пункта 23 ФНП по ПС, организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС, то есть арендатор, должна:
- ж) разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа её аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля ПС, специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применение ПС;
- з) устанавливать порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала в соответствии с инструкциями ОПО и контролировать его соблюдение.
В административном регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденном приказом Ростехнадзора от 04 сентября 2007 г.
№ 606, дано определение организации, эксплуатирующей ОПО – организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию ОПО на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющим ее юридическую ответственность.
Действующим законодательством предусмотрена передача опасного производственного объекта в аренду с последующей регистрацией в государственном реестре ОПО арендатором, при этом у арендатора должны быть назначены ответственные специалисты, в соответствии с требованиями ФНП по ПС.
Грузоподъемные краны могут направляться для выполнения работ в другие организации при наличии у организации, выделивший кран для производства работ, вышеназванных специалистов и обслуживающего персонала, ответственность за безопасную эксплуатацию крана в этом случае несет организация, выделившая кран (арендодатель).
Документы:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Передача ГПМ другим организациям: кто отвечает за ОПО?
Одна организация выделяет другой для выполнения строительно-монтажных работ грузоподъемные краны. Между участниками процесса заключается соответствующий договор. Кто в этом случае несет ответственность за нарушение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО?
Ответ:
Действия ФНП охватывают в том числе аренду грузоподъемной техники и направление ее для работы в другие организации.
В ситуации, описанной выше, важно понимать, какой именно договор заключен между участниками процесса.
Так, согласно Приложению №1 ФНП по ПС:
«Эксплуатирующая организация – юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы, ИП, осуществляющие эксплуатацию ОПО, составляющими которых являются в том числе и ПС, подлежащие учету во ФСЭТАН, на праве собственности или аренды, или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность».
Таким образом, на арендатора кранов возлагается полная ответственность за соблюдение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО. В том числе – необходимость регистрировать на себя грузоподъемную технику в качестве ОПО в Ростехнадзоре.Кроме того, у арендатора должны быть:
2) разработаны и утверждены инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов (п.п. «ж» п. 23 ФНП по ПС):
- ответственный за осуществление производственного контроля ПС;
- ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
- ответственный за безопасное производство работ с применением ПС;
3) установлен порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала и налажен контроль за его соблюдением (п.п. «з» п. 23 ФНП по ПС).
2. Если ГПМ переданы в краткосрочное пользование для выполнения конкретных видов работ (и это четко прописано в договоре) либо выделены и направлены на объекты «согласно заявкам сторонних организаций», то ответственность за соблюдение требований промышленной безопасности несет «направляющая сторона» (т.е. собственник ГПМ).
Здесь речь не идет о передаче права владения грузоподъемной техникой, даже если ГПМ в процессе выполнения работы управляет сотрудник «принимающей стороны». Эксплуатирующей организацией с точки зрения ФНП по ПС и ФЗ №116 по-прежнему остается собственник ГПМ (см. выше).
Согласно п. 125 ФНП по ПС эксплуатирующая организация (т.е. владелец ГПМ и ОПО, в состав которых они входят) должна:
- определить порядок выделения и направления самоходных ПС на объекты согласно заявкам сторонних организаций. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ».
Обратите внимание: специалисты «принимающей» организации, которые могут (или будут) работать с ГПМ должны быть обучены правилам эксплуатации ПС и аттестованы по промышленной безопасности.
Ростехнадзор разъясняет: Порядок продления срока безопасной эксплуатации ПС, нерегистрируемых в органах Ростехнадзора, а также ПС с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, эксплуатируемых на ОПО
В ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» на опасных производственных объектах (ОПО) эксплуатируют подъемные сооружения (ПС), перечисленные в п.
148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНПпоПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г.
№ 533, — не подлежащие учету в органах Ростехнадзора (мостовые краны до 10 т), — и с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, на которые требования ФНП по ПС не распространяются.
В соответствии с п. 264 ФНП по ПС не подлежащие учету в органах Ростехнадзора ПС экспертизе промышленной безопасности не подлежат. Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также пп.
6 и 32 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» обязывают проводить экспертизу промышленной безопасности в отношении технических устройств, эксплуатируемых на ОПО, после окончания нормативного срока эксплуатации с внесением заключений данной экспертизы в реестр территориальным органом Ростехнадзора.
Прошу разъяснить порядок продления срока безопасной эксплуатации ПС, нерегистрируемых в органах Ростехнадзора, а также ПС с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, эксплуатируемых на ОПО, в связи с отказом местного территориального органа Ростехнадзора во внесении в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, выданных экспертной организацией.
Н.Н. Миненко, зам. руководителя отдела технического надзора ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
На вопрос читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.
С 7 марта 2014 г. на территории Российской Федерации действуют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992.
В соответствии с требованиями п. 264 ФНП по ПС экспертизу промышленной безопасности проводят только для подъемных сооружений (ПС), которые подлежат учету. Подъемные сооружения, перечисленные в п. 148 ФНП по ПС и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.
Пунктом 3 ФНП по ПС определены ПС, на которые распространяются указанные федеральные нормы и правила.
При этом эксплуатацию ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, осуществляют в соответствии с требованиями действующего на территории Российской Федерации Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, и требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС.
Кроме того, по вопросам эксплуатации ПС, не подлежащих учету, применяют требования ФНП по ПС, если такие требования по эксплуатации ПС не установлены в ТР ТС 010/2011 и в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС (например, требования по монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту ПС и т.п.).Продление срока службы ПС, не подлежащего учету, осуществляют также в соответствии с требованиями, установленными в руководстве (инструкции) по эксплуатации (техническое диагностирование, техническое освидетельствование и т.п.).
Одновременно Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора информирует, что объекты, на которых эксплуатируют ПС, не подлежащие учету в Ростехнадзоре, при отсутствии каких-либо других признаков опасности не подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (п. 146 ФНП по ПС) и, следовательно, не являются опасными производственными объектами.
Документы:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Регистрация ГПМ в Ростехнадзоре
Грузоподъемные механизмы (далее – ГПМ, ПС), перечисленные в п. 3 федеральных норм и правил «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения», подлежат учету в органах Ростехнадзора. Исключения составляют ГПМ, указанные в п. 148 ФНП.
Регистрация ПС в Ростехнадзоре предполагает две последовательные процедуры (очередность лучше уточнить в вашем территориальном управлении ФСЭТАН):
1. Постановка на учет в качестве технических устройств.
2. Регистрация в качестве ОПО с присвоением класса опасности.
Согласно п. 146 ФНП по ПС, регистрации подлежат только те ОПО, на которых используются ГПМ, подлежащие учету в Ростехнадзора как технические устройства.
Какие ГПМ подлежат учету в Ростехнадзоре
Нужно ли вам регистрировать ГПМ? Ответ на этот вопрос можно найти самостоятельно. Следует изучить п. 3-4 и п. 148 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533).
[2]Ниже в таблице дан перечень основных типов ГПМ и указана необходимость их регистрации в Ростехнадзоре.
Как зарегистрировать ГПМ в Ростехнадзоре
Постановка ГПМ на учет в качестве технического устройства
Перед постановкой ГПМ на учет как технического устройства принимается первичное решение о пуске его в работу. Данный процесс регламентирован п. 138-144 ФНП по ПС.
После пуска в работу владелец ГПМ (эксплуатирующая организация) готовит пакет документов для постановки на учет. В Ростехнадзор подаются:
1. Заявление (единой формы нет, нужно запросить в территориальном управлении ФСЭТАН). Может включать в себя:
- Реквизиты владельца ГПМ.
- Сведения из паспорта ГПМ (зав. №, г/п, тип, марка, изготовитель, дата изготовления и т.д.).
- Сведения об назначении 3-х ответственных специалистов (с реквизитами протоколов об аттестации по промышленной безопасности).
- Сведения о наличии ППК.
- Реквизиты полиса обязательного страхования ОПО и т.д.
2. Документ, подтверждающий право владения ГПМ (договор купли-продажи, аренды, лизинга и т.д.).
3. Оригинал паспорта ГПМ (по требованию Ростехнадзора).
4. Сертификат соответствия на ГПМ (по требованию Ростехнадзора).
5. Копии протоколов аттестации специалистов по промышленной безопасности (по требованию Ростехнадзора).
6. Копия полиса обязательного страхования ОПО (по требованию Ростехнадзора).
7. Юридические документы компании-заявителя (по требованию Ростехнадзора).
Специалист Ростехнадзора в течении 14 дней проверяет указанный выше пакет документов на комплектность, достоверность, правильность оформления и соответствие действующему законодательству в области промышленной безопасности.
[1]По итогам проверки принимается решения о постановке ГПМ на учет либо о возврате документов с замечаниями. При положительном решении ГПМ получает уникальный, состоящий только из цифр, регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО). Регистрационный номер не имеет срока действия. Он сопровождает ГПМ в течение всего периода его эксплуатации одной организацией.
Если владелец ГПМ меняется, то новая эксплуатирующая организация должна регистрировать его на себя, в том числе заново ставить на учет. При этом ГПМ присваивается новый регистрационный номер.
ГПМ подлежат снятию с учета в следующих случаях (п. 147 ФНП):
- при утилизации;
- при передаче другому владельцу;
- при переводе в разряд не подлежащих учету.
Обратите внимание: поставить ГПМ на учет (равно как и зарегистрировать его в качестве ОПО) может только юридическое лицо или ИП. Документы от физических лиц Ростехнадзор не принимает.
Регистрация ГПМ в качестве ОПО
Второй частью процедуры является регистрация ГПМ как опасного производственного объекта (ОПО) с присвоением IV класса опасности. О том, что для объектов с ГПМ нужна регистрация ОПО, говорят Приложения №1 и №2 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ.
Организация, эксплуатирующая (именно эксплуатирующая) ГПМ, подает в Ростехнадзор пакет следующих документов:
удалено.
(кликните для воспроизведения). |
Источник: https://bibirev.ru/federalnye-normy-i-pravila-podemnye-sooruzheniya-gruzopodemnye-mehanizmy-ekspluatiruem-v-ramkah-za/
Правила работы с грузоподъемными механизмами
Такелажные работы должны вестись в строгом соответствии с проектом производства работ, технологическими картами и строгим соблюдением правил техники безопасности.
Перед тем как приступить к такелажным работам, необходимо внимательно осмотреть поднимаемые грузы и наметить способы закрепления чалочных приспособлений. При подъеме краном груз должен находиться в вертикальном положении полиспаста.
В том случае, если масса поднимаемого груза близка к грузоподъемности механизма, необходимо произвести пробный подъем на высоту 200 мм, во время которого происходит оттяжка стропов и проверка горизонтальности положения груза, после чего подъем продолжается.
Для регулирования положения груза во время подъема, а также поворота на крюке к нему привязывают оттяжки из. стального каната, а при малых грузах — оттяжки из пенькового каната.Работу автомобильными, гусеничными и пневмоколесными кранами ближе 30 м от крайнего провода к линии электропередач можно производить только после письменного разрешения главного энергетика предприятия или организации. Производить работы, кранами непосредственно под действующими линиями электропередач любого напряжения категорически запрещается.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При производстве такелажных работ вблизи мест, где производят электродуговую сварку, канаты должны быть защищены от попадания на них брызг расплавленного металла.
Запрещается поднимать зацепившийся или примерзший к земле груз, так как это может вызвать большую перегрузку грузоподъемного механизма и разрыв грузовых канатов. Нельзя также подтаскивать груз крюком грузоподъемного механизма при косом натяжении каната или путем поворота крана.
Все пусковые устройства грузоподъемных механизмов должны быть закрыты специальными металлическими кожухами, запирающимися на замок. Для безопасной работы металлический корпус механизма и его двигатель, а также рельсовые подкрановые пути следует заземлять.
На рабочем месте стропальщика должны быть вывешены плакаты по сигнализации, применяемой при работе грузоподъемных механизмов, и плакаты по безопасным методам труда. Площадка, где ведутся такелажные работы, не должна быть захламлена. В зоне работы крана запрещается находиться посторонним лицам. Опасные зоны при подъеме грузов ограждают предупредительными знаками.
В обеденные перерывы или в перерыв между сменами категорически запрещается оставлять груз на кране в поднятом положении. При поломке крана поднятый груз нужно опустить на землю.
Если это невозможно сделать, то место, над которым висит груз, нужно оградить, с таким расчетом, чтобы в случае падения груз оказался в зоне ограждения.
На ограждении должна быть вывешена надпись: «Опасно, висит груз».
Грузоподъемные механизмы в нерабочее время должны находиться в таком положении, чтобы была исключена всякая возможность их пуска посторонними лицами, для чего все пусковые устройства должны быть выключены и закрыты.
Подъем длинномерных грузов (блоки воздуховодов, трубы, сортовой металл и др.) необходимо стропить в двух или нескольких местах, причем стропы должны иметь угол наклона к горизонту не менее 45° и под них должны быть подложены распорки, исключающие сдвиги стропов.Поднимать длинномерные грузы одним стропом запрещается. Груз должен подниматься плавно, без рывков, толчков и раскачивания.
В том случае если груз раскачался, его нужно опустить вниз, проверить центровку, устранить причину раскачивания и только после этого продолжать подъем.
Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен освободить груз от посторонних предметов, проверить, нет ли на нем незакрепленных деталей, инструмента и др. Следует так>ке| проверить, что во время подъема груз не может за что-либо зацепиться, а также, что в зоне возможного опускания стрелы при работе стреловыми кранами нет людей.
При подъеме воздуховодов и труб большого диаметра необходимо проверить, что внутри них нет земли, льда, обрубков металла или других предметов, которые могут выпасть во время подъема. Во время горизонтального перемещения груз должен находиться на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
Высота подъема при перемещении грузов над проходами, где проходят люди, должна быть не менее 2 м. Стропальщик должен сопровождать перемещаемый груз и следить, чтобы груз не висел над людьми и не мог за что-либо зацепиться.
Если сопровождение груза невозможно, то за перемещением груза должен следить крановщик или сигнальщик со своего рабочего места.
Перед опусканием груза следует осмотреть предварительно место, на которое груз должен быть установлен, освободить его от посторонних предметов и, убедившись, что груз не упадет и не опрокинется, опустить его. Запрещается ставить грузы на трубы, электрические кабели, подкрановые пути, временные перекрытия.
Во время работы стропальщику запрещено пользоваться неисправными приспособлениями, поправлять ударами молотка или лома стропы, оттягивать груз во время его подъема, находиться на поднимаемом грузе, стоять под ним, допускать к месту грузоподъемных работ посторонних лиц. Производить стропку грузов разрешается только в прочных брезентовых или кожаных рукавицах. *
К производству такелажных работ допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие обучение правилам техники безопасности.
Рекламные предложения:
Читать далее: Приемка в монтаж вентиляционного оборудования
Категория: — Монтаж систем вентиляции
→ Справочник → Статьи → Форум
Источник: http://stroy-technics.ru/article/pravila-raboty-s-gruzopodemnymi-mekhanizmami
Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин
К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола и к подвешиванию грузов на крюк этих машин могут допускаться рабочие других профессий, прошедшие инструктаж.
Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией. Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госпроматомнадзора.
Исключение составляют: краны с ручным приводом; краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарно установленного пульта; стреловые и башенные краны, рассчитанные на грузоподъемность до 1 т включительно; стреловые краны, рассчитанные на работу с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота или передвижения; переставные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении.
На всех рубильниках грузоподъемных машин должны быть четкие надписи с указанием, к каким машинам они относятся. Движущиеся легкодоступные части грузоподъемных машин должны быть закрыты съемными ограждениями. Работа без ограждений запрещается.
Металлоконструкции и металлические части электрооборудования кранов с электроприводом, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции, должны быть заземлены.
Краны и грузоподъемники с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводами должны иметь автоматические устройства (концевые выключатели, ограничители грузоподъемности), обеспечивающие безопасность работы. Следует помнить, что использовать грузоподъемники и краны для перемещения людей запрещается.
Техническое освидетельствование грузоподъемных машин
Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.
Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах Госпроматомнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.
Техническое освидетельствование должно проводиться согласно инструкции по эксплуатации грузоподъемной машины, составленной с учетом стандарта ИСО 4310. При отсутствии в инструкции соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно Правилам.
Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:а) частичному — не реже 1 раза в 12 мес;
б) полному — не реже 1 раза в 3 года, за исключением редко используемых машин (краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие грузоподъемные машины, используемые только при ремонте оборудования).
Редко используемые грузоподъемные машины должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже 1 раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органом Госпроматомнадзора.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:
а) монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;
б) реконструкции грузоподъемной машины;
в) ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов или узлов;
г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
д) капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;
е) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания);
ж) замены несущих или вантовых канатов кабельного типа кранов;
з) установки портального крана на новом месте работы.
Внеочередное полное техническое освидетельствование производится после: монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место; реконструкции; ремонта металлических конструкций с заменой расчетных элементов или узлов; установки сменного стрелового оборудования; капитального ремонта или смены механизма подъема; смены крюка.
Полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины включает:
- осмотр всех механизмов и несущих конструкций;
- статическое испытание грузом, превышающим грузоподъемность машины на 25 %, для проверки ее прочности, а также грузовой устойчивости против опрокидывания. Груз поднимают на высоту 100— 200 мм для кранов стрелового типа и 200—300 мм для передвижных консольных и мостовых кранов и выдерживают в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают, затем проверяют отсутствие остаточной деформации, трещин и других повреждений;
- динамическое испытание грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины, для проверки действия механизмов и тормозов. Допускается производить динамическое испытание грузом, равным грузоподъемности машины по паспорту. При динамическом испытании производят повторные подъем и опускание груза и проверку действия всех других механизмов.
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производят.
Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования, а на кран устанавливают таблички (бирки) с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие технического освидетельствования в срок, к работе не допускаются.
Домкраты испытывают при техническом освидетельствовании только на статическую нагрузку, превышающую паспортную грузоподъемность не менее чем на 10 %. Периодичность испытаний составляет 1 раз в 12 мес.
Домкрат выдерживают под нагрузкой в течение 10 мин, причем винт (рейка, шток) его должен быть выдвинут в крайнее верхнее положение. У гидравлических домкратов не допускается к концу испытания падение давления более чем на 5 %.Результаты испытания заносят в паспорт.
Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования
Безопасность при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и машин (ПТМ) обеспечивается следующими методами:
- определением размера опасной зоны ПТМ;
- применением средств защиты от механического травмирования механизмами ПТМ;
- расчетом на прочность канатов и грузозахватных устройств (ГЗУ);
- определением устойчивости кранов;
- применением специальных устройств обеспечения безопасности;
- регистрацией, техническим освидетельствованием и испытанием ПТМ и ГЗУ.
Размер опасной зоны ПТМ зависит от высоты подъема груза и длины пути перемещения ПТМ с грузом. Радиус окружности, в пределах которой может упасть груз, определяется по схеме, приведенной на рис. 3.6, а, и формуле (3.7):
R = rс + 0,5lr + 0,3H, (3.7)
где rс — вылет стрелы крана от оси его поворота (для мостовых и козловых кранов гс = 0), м; lr — наибольший линейный размер груза (при подъеме длинномерных грузов по вертикали их отлет связан с падением на всю длину), м; Н — высота подъема груза, м.
Рис. 3.6. Схема к определению опасной зоны у грузоподъемного механизма: a — определение радиуса окружности, в пределах которой может упасть груз; б определение опасной зоны при перемещении ПТМ
Определив радиус R и зная длину L пути перемещения ПТМ (крана), можно определить опасную зону возможного падения груза, которое может произойти при обрыве каната, срыве ГЗУ, плохом закреплении груза. Опасная зона определяется нанесением окружностей радиусом R с центрами на линии перемещения оси ПТМ (рис. 3.6, б).
Источник: http://ohrana-bgd.ru/transp/transp1_36.html
Безопасное производство работ с грузоподъемными механизмами
Стоит понимать, что работа с грузоподъемными механизмами отличается повышенной опасностью.
Несоблюдение правил эксплуатации или небрежное отношение к своим обязанностям специалистов, которые работают с таким оборудованием, могут привести к различным непредвиденным ситуациям, в том числе повреждению самой техники, другого имущества, а также нанесению вреда для жизни и здоровья людей.
Таким образом, до начала работы с подобными устройствами, необходимо ознакомиться с правилами безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов.
Кроме того, стоит учитывать, что для выполнения таких работ допускаются лишь лица, которым исполнилось 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, специальное обучение и инструктаж.
Требования к индивидуальным средствам защиты
Требования охраны труда при эксплуатации грузоподъемных механизмов предполагают наличие у сотрудников, которые занимаются такелажными работами, специального защитного инвентаря и униформы.
Прежде всего, индивидуальные средства защиты зависят от отрасли и типа груза, с которым выполняют манипуляции.
В то же время, есть общие правила, которых нужно придерживаться в ходе выполнения погрузочно-разгрузочных работ:
- при использовании подъемно-транспортного оборудования, а также средств малой механизации, необходимо надевать каски;
- при работе с пылящимися объектами сотрудникам следует носить пыленепроницаемые очки и респираторы (фильтр меняют как минимум 1 раз в смену);
- для работы с ручными механизмами необходимы перчатки;
- во время выполнения манипуляций с газовыми баллонами необходимо иметь при себе противогазы;
- нельзя работать с легковоспламеняющимися веществами в синтетической спецодежде, а также униформе из других материалов, способных накапливать статические электрозаряды;
- хранить, дезинфицировать, стирать, ремонтировать и т. д. спецодежду можно лишь в соответствии с действующими стандартами.
Важно: Кроме того, что у каждого сотрудника, который выполняет погрузочно-разгрузочные работы, должна быть специальная одежда и инвентарь, само место производства необходимо оснастить средствами коллективной защиты. К последним относят вентиляцию, аспирационные установки, устройства для очистки воздуха и т. д.
Описание вспомогательных защитных средств
Для безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов необходимо также наличие вспомогательных защитных средств. Они предназначены для того, чтобы защищать сотрудников от случайных падений с высоты, а также неблагоприятного светового, теплового, механического, химического и электрического воздействия. Сюда включают такие элементы, как:
- предохранительные пояса;
- страхующие канаты;
- средства индивидуальной защиты (для органов зрения, дыхания, тела, рук, головы) и т. д.
Важно: Для повышения безопасности работы с грузами можно приобрести специальные монтажные блоки и захваты, которые играют роль вспомогательного фиксирующего грузоподъемного оборудования. С их помощью работа с грузами становится намного легче, снижается вероятность непредвиденных ситуаций. Широкий выбор таких механизмов вы найдете на сайте http://grmeh.ru/cat/blocks.
Особенности грузоподъемных механизмов с тормозами и стопперами с ограничителями
Для того чтобы повысить промышленную безопасность грузоподъемных механизмов, такое оборудование оснащают тормозами и стопперами. При потере контроля над грузом или самим устройством, работа будет остановлена автоматически, а груз фиксируется в текущем положении.
Таким образом, снижается вероятность падения груза и другие возможные ситуации. Встроенные стопперы и тормоза характерны для монорельсов, тельферов, а также ряда других блочных систем.
На сайте вы увидите широкий выбор электрических талей с возможностью поднимать грузы весом от 125 кг до 10 т со встроенными тормозами, которые гарантируют безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.
Где нельзя выполнять грузоподъемные работы
Правила безопасности при работе с грузоподъемными механизмами говорят о том, что нужно правильно выбрать место, удаленное от всех участков, которые могут представлять потенциальную угрозу для груза, сотрудников, оборудования, а также имущества и здоровья третьих лиц. Не рекомендуется выполнять грузоподъемные работы в непосредственной близости от:
- электротехнической аппаратуры;
- открытых инженерных трасс;
- опасных и легко воспламеняемых веществ;
- стройматериалов.
Основные сигнальные жесты при работе с грузами
В силу того, что при работе грузоподъемные механизмы издают много шума, а также в результате удаленности специалистов между собой, разработана специальная система жестов. Прежде всего, она необходима для общения стропальщика и крановщика. Среди самых основных жестов стоит выделить:
- стоп. Основной жест, который подают в том случае, когда что-то пошло не так (например, груз плохо закреплен). Для его подачи делают резкие горизонтальные движения рукой вправо-влево;
- вверх и вниз. Используют для начала поднятия груза. Ладонь, повернутую вверх, плавно поднимают. Перед подачей команды важно проверить надежность крепления. Для опускания груза вниз сигнал аналогичный (только рука движется вниз, а не вверх);
- вправо. Слегка приподнятую правую руку сгибают и разгибают в направлении движения груза;
- влево. Аналогичный жест, только выполняется левой рукой.
Важно: Во время подачи сигналов важно смотреть оператору грузоподъемного механизма прямо в глаза. Так стропальщик сможет понять, не прошли ли его усилия напрасно.
Лица ответственные за грузоподъемные механизмы
Важно, чтобы ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов обладал высокой квалификацией. В качестве ответственного лица назначают мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров. В случае выполнения складских работ такие функции ложатся на начальника склада.
Стоить принять во внимание: назначить ответственное лицо можно лишь после проверки у кандидатов необходимых знаний правил и должностных обязанностей. Делает это комиссия при участии инспектора из Госгортехнадзора. После вступления в должности, такие проверки проводят каждые 3 года.
Для ответственного лица необходимо знать:
- правильные способы строповки;
- порядок допуска сотрудников к работе с грузами;
- обязанности и должностные инструкции остальных рабочих;
- требования к таре и грузоподъемным механизмам;
- порядок складирования грузов;
- особенности монтажа грузоподъемных устройств;
- знаковые жесты, а также другие правила инструкции для ответственных лиц.
Как итог, хочется еще раз подчеркнуть, что соблюдение охраны труда по работе с грузоподъемными механизмами — это залог безопасного и эффективного функционирования подобной техники.
Источник: https://grmeh.ru/articles/tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-gruzopodemnym-oborudovaniem
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин)
Согласовано:
Вице-Президент АО Корпорация «Трансстрой» Г.Ф.Фалалеев 14 апреля 1994 года
Утверждаю:
Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации Ю.М.Герасимов 04 мая 1994 года
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин) обязательны для всех предприятий и строительных организаций, а также организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих грузоподъемные краны, поднадзорных инспекции котлонадзора МПС России.
Правила рассчитаны на инженерно-технических работников и персонал, обслуживающий грузоподъемные краны.
Настоящие Правила переработаны с учетом внесенных в них изменений и дополнений согласно указанию МПС России от 23.05.01 г. N Г-913у.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, крановых путей, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.
1.2. Настоящие Правила распространяются на:
а) грузоподъемные краны всех типов, включая краны-штабелеры с машинным приводом;
б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
г) электрические тали;
д) подъемники крановые;
е) грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный магнит, клещевые захваты и т.п.);ж) съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.), навешиваемые на крюк грузоподъемной машины;
з) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которым устанавливаются отраслевыми правилами или нормами;
и) крановые установки, смонтированные на путевых железнодорожных машинах и дрезинах;
к) путе- и мостоукладочные машины.
1.3. Настоящие Правила не распространяются на:
а) грузоподъемные машины, установленные в шахте, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;
б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
в) грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распростроняются соответствующие правила Госгортехнадзора России;
г) краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);
д) грузоподъемные машины специального назначения, например: напольные, завалочные и посадочные машины, трубоукладчики, электро- и автопогрузчики, штабелеры, манипуляторы и т.п.;е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);
ж) грузоподъемные краны с ручным приводом;
ж) ручные тали.
1.4. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1. Перечень нормативной документации и международных стандартов, действующих в России, приведен в приложении 2.
2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.1. Разработку нормативной документации на грузоподъемные машины должны осуществлять головные научно-исследовательские организации (приложение 3).
Разработку проектов на изготовление грузоподъемной машины должны выполнять головные научно-исследовательские и специализированные организации, имеющие разрешение (лицензию) инспекции котлонадзора МПС России или органов Госгортехнадзора России.
Проект на изготовление крана или отдельно изготавливаемой сборочной единицы должен включать:
а) техническое задание или технические условия (при постановке на серийное производство);
б) комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный нормативными документами и настоящими Правилами;
в) программы и методики испытаний готового изделия;
г) требования к системе управления качеством изготовителя (при постановке на серийное производство);
д) заключение головной организации о результатах технической экспертизы проекта.
2.2. Разработка проектов, технических условий и другой нормативной документации на изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для работы во взрывопожароопасных средах, производится по специальным техническим заданиям, согласованным с головной организацией. Проектом должны быть предусмотрены меры по созданию безопасных условий для работы грузоподъемной машины в такой среде.
Возможность работы грузоподъемной машины во взрывопожароопасной среде (с указанием категории среды) должна быть указана в паспорте, а также в инструкции по эксплуатации.
2.3. Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в районах с расчетной температурой ниже -40 °С, должны осуществляться в исполнении ХЛ по ГОСТ 15150.
Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП 11-7*, должны осуществляться в сейсмостойком исполнении.
________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: СНиП II-7-81. — Примечание изготовителя базы данных.
2.4. За качество проекта, изготовления, монтажа, реконструкции, ремонта грузоподъемной машины, сменных грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений, а также за соответствие их настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая соответствующую работу.2.5. Грузоподъемные машины и их узлы, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям настоящих Правил.
Организация (заказчик) перед заключением контракта на поставку грузоподъемных машин из-за рубежа должна получить от сертификационного центра Госгортехнадзора России сертификат о соответствии машин Правилам.
Паспорт, инструкция и другая эксплуатационная документация, поставляемая с грузоподъемной машиной, должны быть переведены на русский язык и соответствовать требованиям настоящих Правил.
Возможные отступления от Правил должны быть согласованы заказчиком с Госгортехнадзором России до заключения контракта. Копии согласования и сертификата должны быть приложены к паспорту грузоподъемной машины.
Решение о возможности применения приобретенных за рубежом кранов с учетом заключения экспертизы промышленной безопасности принимает инспекция котлонадзора МПС России или Госгортехнадзор России в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах**, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. N 1540.*
________________
Источник: https://library.fsetan.ru/doc/pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatatsii-gruzopodemnyih-kranov-mashin/