Россия когда один закон для всех тогда и будет порядок

Содержание

Поправки в Конституцию принимают по очень странной процедуре, которая нигде и никогда не использовалась. Она вообще законна? — Meduza

Россия  когда один закон для всех тогда и будет порядок

11 марта Госдума и Совфед приняли закон о поправках к Конституции РФ. Вторая и третья его статьи посвящены механизму принятия поправок.

Эта процедура очень необычна и включает в себя оценку поправок Конституционным судом и общенародное ание — ни того ни другого раньше не делалось, и этот механизм ранее не был записан ни в каких законах. Тем временем ЦИК уже принял за основу проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского ания».

«Медуза» попросила кандидата юридических наук, члена совета движения «Голос» Аркадия Любарева оценить, насколько все это соответствует российской Конституции и общепринятым демократическим стандартам.

Что предлагается

Статья 136 Конституции РФ гласит, что поправки к главам 3–8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия .

Это значит, что для их принятия требуется не менее двух третей депутатов Государственной думы и не менее трех четвертей членов Совета Федерации.

Далее в статье 136 говорится, что поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ.

Между тем принятый закон о поправках предусматривает, что после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ вступает в силу только третья статья этого закона.

В ней говорится, что президент направляет в Конституционный суд (КС) запрос о соответствии закона первой, второй и девятой главам Конституции.

КС, в соответствии с данной статьей, обязан дать заключение в семидневный срок.

Если суд даст отрицательное заключение, поправки в силу не вступают и общероссийское ание не проводится.

Если заключение окажется положительным, вступает в силу вторая статья закона, предусматривающая общероссийское ание, которое президент и назначает.

Если за поправки проголосуют более половины граждан от числа принявших участие в ании, поправки, изложенные в статье 1 закона (то есть основные, в том числе об обнулении президентских сроков Путина), вступят в силу. Если меньше — не вступят.

Время ания

Сама по себе идея проведения общероссийского ания по поправкам, вероятно, не противоречит статье 136. А вот конституционность конкретного алгоритма, который предложен в законе, сомнительна.

Принципиальный вопрос: в какой момент проводится ание? Если бы оно проводилось, скажем, после одобрения Советом Федерации, но до ания в региональных парламентах, никакого противоречия с Конституцией не было бы заметно. Люди голосуют, выражают свое мнение.

И на основе волеизъявления жителей каждого региона законодательные органы этих регионов принимают решения — одобрить или нет. Было бы и демократично, и юридически безупречно.

Но ать предлагается тогда, когда свое слово скажут уже все органы, в чьей компетенции одобрение поправок. Если народ проголосует за, то проблемы не будет.

А если против? Ведь мы хотя бы теоретически должны предполагать такую возможность. Закон говорит, что в этом случае поправки в силу не вступят.

Но статья 136 Конституции не предполагает возможность невступления в силу поправок, одобренных Госдумой, Советом Федерации и двумя третями региональных парламентов. 

Роль Конституционного суда

Проблема с заключением Конституционного суда аналогична: оно тоже предусмотрено на слишком поздней стадии. Но с КС есть и другая проблема.

Его деятельность регламентируется статьей 125 Конституции РФ и соответствующим федеральным конституционным законом, которые не дают суду таких полномочий. К тому же сомнительно требование о недельном сроке.

Вопрос слишком серьезный, чтобы диктовать такие сжатые сроки.

Общероссийское ание вместо референдума

Статья 3 Конституции говорит, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. А что такое «общероссийское ание»? Нигде не сказано, что оно является выражением власти народа.

На самом деле общероссийское ание по поправкам к Конституции подпадает под признаки референдума, которые содержатся в российском законодательстве. То есть по сути оно является референдумом.

Но законодатели не называют его референдумом по вполне понятной причине: предлагаемые правила его проведения сильно расходятся с нормами Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

Поэтому и придумали новую сущность, Конституцией не предусмотренную.

Российское законодательство содержит довольно обширные гарантии прав граждан на участие в референдуме — и граждане их лишаются.

А эти гарантии касаются и проверки вопроса, выносимого на референдум, и правил агитации за и против, и правил финансирования такой агитации, и порядка проведения ания и подсчета под наблюдением представителей разных политических сил, и ответственности за нарушение закона. Вместо этого депутаты наспех придумали коротенькие правила проведения ания и запихнули их во вторую статью закона о поправках.

Подробно процедура ания должна быть прописана в документе, который называется «Порядок подготовки и проведения общероссийского ания» и который должна принять ЦИК.

В том проекте, который уже принят ЦИК за основу, сильно усечены многие нормы, которые есть в законах о выборах и референдумах и которые обеспечивают контроль за проведением ания. В первую очередь это касается контроля за досрочным анием и анием на дому.

На это обращали внимание несколько экспертов при обсуждении проекта в Центризбиркоме. Что решит в конечном счете ЦИК, неизвестно, но пока желания обеспечить такой контроль не заметно.

Голосование за не связанные между собой поправки

Еще одна проблема — соответствует ли предлагаемый порядок не букве Конституции, а демократическим принципам. Поправки представляют собой набор никак не связанных между собой норм (или блоков норм). Сам президент в своем послании Федеральному собранию разделил предложенные тогда поправки на семь блоков. Но позже добавились еще поправки, с этими блоками не связанные.

Тем самым президент явно нарушил положение Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», которое требует, чтобы одним законом о поправке к Конституции охватывались взаимосвязанные изменения конституционного текста (так, между прочим, было в 2008 году, когда два не связанных друг с другом блока поправок вносились двумя разными законопроектами). Из-за этого гражданам предлагается ать либо за, либо против всего пакета поправок. И те, кто поддерживает одни поправки, но не приемлет другие, будут лишены возможности выразить свою волю.

В ЦИК ание за весь пакет поправок уже сравнили с комплексным обедом. Но это не совсем точная аналогия. Все-таки человек, пришедший на комплексный обед, чаще всего четыре блюда и желает. А если не съест одно, то никто насильно засовывать его в рот не будет.

Кремлевские политтехнологи, наоборот, стараются прицепить то, что не пользуется поддержкой, к предложениям, имеющим популярность. Возможности отказаться от чего-то не предполагается.

Но в этом случае ни общество, ни власть не узнают, какие именно поправки действительно поддержаны гражданами сознательно, а какие пошли, что называется, в нагрузку.

Источник: https://meduza.io/feature/2020/03/11/popravki-v-konstitutsiyu-prinimayut-po-ochen-protsedure-kotoraya-ranshe-nigde-i-nikogda-ne-ispolzovalas-ona-voobsche-zakonna

В россии могут ввести чрезвычайные меры из-за коронавируса. к чему стоит готовиться?

Россия  когда один закон для всех тогда и будет порядок
https://www.znak.com/2020-03-17/v_rossii_mogut_vvesti_chrezvychaynye_mery_iz_za_koronavirusa_k_chemu_stoit_gotovitsya

2020.03.17

Bai Xueqi / Xinhua / Global Look Press

Стремительно растущие масштабы эпидемии новой коронавирусной инфекции могут вынудить российское руководство объявить о новых мерах профилактики и борьбы — вплоть до введения чрезвычайного положения, как это уже сделали некоторые государства, в том числе сопредельные. Есть и более мягкий вариант: «всего лишь» чрезвычайная ситуация. Разбираемся, к чему стоит приготовиться, если события пойдут по одному из этих сценариев.

Чрезвычайное положение возможно?

Введение чрезвычайного положения — это самый жесткий и пока наименее вероятный из сценариев. Но теоретически основания для него могут найтись, как нашлись они уже в некоторых европейских странах, в чьих столицах еще в выходные жизнь текла своим чередом, а теперь фактически действует комендантский час и для его поддержания введены войска.

С 2001 года в России действует Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» (№ 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года).

Он предусматривает введение особого правового режима «при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер». Угрожающие обстоятельства расписаны в двух пунктах статьи 3.

И в пункте «б» наряду с иными бедствиями, которые грозят человеческими жертвами, причинением ущерба здоровью людей, значительными материальными потерями и прочими бедами, упомянуты эпидемии. 

Здесь уместно напомнить, что 11 марта Всемирная организация здравоохранения официально объявила пандемию коронавируса SARS-CoV-2 (или коронавирусной инфекции COVID-19). А еще раньше болезнь успела попасть в национальный перечень социально важных заболеваний. Тем самым формализовано то внимание, которое придается и самому заболеванию, и мерам по борьбе с ним. 

Vaclav Salek / CTK / Global Look Press

Кем и как вводится чрезвычайное положение?

По закону ЧП может быть введено как по всей стране, так и в ее отдельных частях. В масштабах России чрезвычайное положение не вводилось ни разу, и если в Кремле все-таки решатся пойти на такое, то создадут прецедент.

Зато особый правовой режим уже не раз действовал в отдельных субъектах. В основном это касалось Северного Кавказа.

Но 3–4 октября 1993 года, в дни известных событий, последовавших за роспуском Верховного совета, чрезвычайное положение действовало и в Москве. 

Как уже сказано, ЧП объявляет президент — своим указом. Однако в течение 72 часов его легитимность должен подтвердить Совет Федерации. Теоретически палата может и отказать, но в наше время сенаторы, конечно, все одобрят, причем и в гораздо более сжатые сроки.Закон позволяет вводить ЧП общефедерального уровня только на 30 суток, а в отдельных регионах — сразу на 60.

Возможно, это аргумент для введения чрезвычайного положения не на всей территории страны, а, например, только в городах-миллионниках.

При необходимости действие особого правового режима может быть продлено, хотя для этого снова понадобится ание в Совете Федерации. Кстати, на время действия указа о ЧП обе палаты парламента продолжат функционировать.

https://www.youtube.com/watch?v=aerQQCgI0fM\u0026list=PLBqvtGQAk7rp58inbAOGT3lTWpeGfzBkg

А вот полномочия региональных и местных органов власти могут быть ограничены и даже приостановлены.

В первом, более мягком случае, на территории чрезвычайного положения президентом назначается комендант, призванный координировать работу прежде всего силовых ведомств, но у него будут полномочия участвовать в принятии решений публичной власти.

Во втором случае функции территориальных властей частично или полностью берет на себя орган временного специального управления (комендант становится вторым лицом в этом органе). При необходимости глава государства может заменить временное управление федеральным, и тогда территория фактически начинает управляться из Москвы. 

Jens Kalaene / dpa / Global Look Press

Что будет с гражданскими правами?

Разумеется, особый правовой режим предусматривает ограничения прав и свобод граждан. Например, во время действия ЧП невозможны никакие выборы и референдумы (привет общероссийскому анию), нельзя бастовать, отменяются массовые мероприятия.

Последнее важно, учитывая, что впереди — пасхальные и другие религиозные мероприятия, далее Первомай и, наконец, День Победы. Также нужно быть готовыми к ограничению свободы передвижения, в том числе внутри населенных пунктов, досмотрам и общему усилению охраны общественного порядка.

Кроме того, согласно букве закона, возможно ограничение экономической и финансовой деятельности, особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости.

Важно, что помимо перечисленных общих ограничений закон предусматривает дополнительные — но строго в зависимости от типа обстоятельств, которые привели к введению ЧП.

В числе таких дополнительных ограничений возможны и комендантский час, и цензура, и обыски с изъятием, и продление ареста подозреваемым в особо тяжких преступлениях.

Однако все эти меры должны вводиться только в ответ на угрозы конституционному порядку (статья 12 Закона). 

В случае же со стихийными и техногенными катастрофами, к которым отнесены и эпидемии, предусмотрены лишь карантин, временное переселение граждан в безопасные районы, а также мобилизация граждан на аварийно-спасательные работы (с выплатой компенсаций и зарплат). Это установлено статьей 13.

В любом случае законом запрещается создание чрезвычайных судов, ускоренное судопроизводство. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими в зоне чрезвычайного положения, Верховный суд вправе изменить территориальную подсудность рассматриваемых дел.

То есть дела, которые должны рассматриваться, скажем, в Челябинске, будут слушаться, например, в Екатеринбурге. И, пожалуй, главное: при введении любого чрезвычайного положения в президентском указе должен быть установлен исчерпывающий перечень ограничений, которые вводятся на период действия особого режима.

По крайней мере, всегда будет возможность соотнести действия комендатуры или временной администрации с исходным документом.

Oscar J. Barroso / Keystone Press Agency / Global Look Press

Есть другие варианты?

Есть другой сценарий, он выглядит более мягким (никакие органы власти не останавливают свою работу), с ним в России значительно чаще имели дело (всякие масштабные бедствия у нас случают в год не по разу), а потому нам он кажется более вероятным, если ситуация с коронавирусом зайдет далеко. Это введение режима чрезвычайной ситуации (ЧС) — в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года). 

Здесь все проще. Есть чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате какого-то бедствия, способного повлечь или повлекшего за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (обратите внимание на схожесть формулировки с той, что есть в законе о ЧП).

Есть комплекс мер, нацеленных на предупреждение этой ЧС или на ее ликвидацию. Если зона ЧС охватывает два и более субъекта РФ, предусмотрен федеральный уровень реагирования. Для этого не нужен даже указ президента — достаточно решения правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которой руководит глава МЧС.

 

Статусом ниже — региональный и местный уровни ЧС, то есть закон допускает вариативность реакции на ситуацию в конкретной территории.

При этом решением президента может быть оформлен особый уровень реагирования.

Он предусматривает привлечение к ликвидации чрезвычайной ситуации «специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований». 

О приостановке прав и свобод речь и в этом случае не идет, о чем в законе даже есть специальная оговорка. Но режим ЧС наделяет власти полномочиями, вполне адекватными складывающейся ситуации.

Например, можно будет ограничивать доступ людей и транспортных средств на определенную территорию. И этого хватит, чтобы фактически закрыть какой-нибудь город.

Внутри города можно будет определить порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также «иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций».

А если власти посчитают, что существует угроза безопасности работников какой-то организации, ее деятельность остановят. 

В привязке к режиму ЧС нельзя не упомянуть о давно полюбившейся российским чиновникам норме закона (№ 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года), которая позволяет проводить экстренные государственные и муниципальные закупки товаров и услуг, необходимых для ликвидации ЧС. Такие закупки можно осуществлять у единственного поставщика, по его цене. И, как показывает практика, ЧС нередко становятся удобным поводом для злоупотреблений.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2020-03-17/v_rossii_mogut_vvesti_chrezvychaynye_mery_iz_za_koronavirusa_k_chemu_stoit_gotovitsya

Блоги / SPEKTR.PRESS: Обнуление государства. Почему с новой Конституцией придется создавать Россию заново

Россия  когда один закон для всех тогда и будет порядок

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Оригинал опубликован на сайте Spectr.Press

С 10 марта 2020 года в России вроде бы наступила «новая ясность».

Проведшая трое в суток в космосе 57 лет назад и после этого 54 года почти бессменно заседающая в советских и российских парламентах первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, озвучив конституционную поправку об обнулении президентских сроков, окончательно решила главный и единственный вопрос российской политики: что будет делать Путин после 2024 года. Однако перед страной отныне стоит новый главный, причем гораздо более серьезный вопрос: какой будет сама страна после ухода единственного человека, ради которого теперь вообще существует ее Конституция.

По сути, в России обнулено государство: оно официально становится лишь обрамлением, формальным придатком, виньеткой бессрочной персоналистской власти. Поэтому вопрос о ее транзите в России превращается в вопрос о транзите самой страны. Что и кому оставит Путин, заменивший собой Россию.

11 марта Госдума приняла закон о внесении изменений в Конституции России в третьем, окончательном чтении. Совет федерации одобрил его в тот же день.

Конституционный суд в течение недели признает законной ту самую поправку об обнулении президентских сроков Путину — единственную причину всего этого откровенного цирка с внезапными экстренными поправками в Основной закон страны, о котором до 15 января 2020 года, когда стартовал процесс, не вспоминали ни власть, ни народ.

https://www.youtube.com/watch?v=ElQoL7ZO_GY\u0026list=PLBqvtGQAk7rp58inbAOGT3lTWpeGfzBkg

К 18 марта закон поступит на подпись президенту, и в день шестой годовщины присоединения Крыма Путин его подпишет, обеспечив себе как минимум еще двумя президентскими сроками, то есть в практически пожизненного правителя. Голосование 22 апреля (если его вообще не сделают из-за коронавируса исключительно дистанционным, чтобы было еще легче фальсифицировать результаты) утвердит этот стремительный конституционный переворот.

«Нам показали спектакль». Юристы и политологи — об обнулении президентских сроков и о том, какими будут последствия для страны

Разумеется, новая реальность оставляет Путину большое пространство для маневра.

Во-первых, он может назначать любую дату следующих президентских выборов по собственному желанию.

Хочет — в 2024 году, когда кончается его президентский срок по ныне действующей Конституции, де-юре четвертый, де-факто — пятый, не считать же Медведева полноценным и единовластным президентом в 2008—2012 годах.

Тогда Путин получит возможность править «легально» (с точки зрения путинских представлений о легальности) еще два срока по шесть лет, до 2036 года, если доживет.

Хочет — решит, что ровно в день вступления в силу поправленной Конституции обнуляется и нынешний президентский срок и назначит досрочные выборы на конец 2020 года. Этот вариант пока представляется маловероятным, но в российской политике ничего, кроме нормальной естественной смены власти законным путем, не кажется невозможным.

Вторая степень свободы Путина на посту президента состоит в том, что при новом причудливом конституционном распределении полномочий он может руководить страной в любом режиме. Может — в ручном, может вообще делегировать все Госсовету и правительству.

Кремль. Maksim Blinov / TASS / Scanpix / Leta

Еще одно достаточно важное изменение в конфигурации российской «монархии» под видом республики состоит в том, что теперь можно будет отправлять в отставку премьера без отставки всего правительства.

И раньше глава правительства (за исключением премьерства Путина в эпоху зиц-президентства Дмитрия Медведева) в России с точки зрения реальной власти был почти никем, то теперь он вообще становится пешкой, которой ни за что не пройти в ферзи.

Но Путин все же от новой Конституции выигрывает в том смысле, что получает некое обоснование своего пожизненного президентства. Он не будет «хромой уткой» (каковой неизбежно становился бы по мере приближения 2024 года), имеет возможность приступать к транзиту власти в любой момент и в любой форме.

 (Все-таки уверенно говорить, что Путин в 2036 году, в свои 84, сможет управлять Россией, пока рановато. Обнулить смерть и вероятность болезней с помощью магии первой женщины-космонавта и конституционного шулерства не удастся никому. Поэтому рано или поздно президентские сроки Путина обнулятся по-настоящему и навсегда).

Простота хуже воровства. Как президент Путин приехал в Государственную Думу и решил «проблему-2024»

Но вот России как внятного государства — после нынешней нелепой правки Конституции в интересах одного человека и нескольких десятков семей-бенефициаров его правления — не существует вовсе.

Она равным образом наследует воинствующе-атеистической советской империи (которой давно и уже навсегда сильно не тождественна по территории) и православной Российской империи.

А «память предков» и вера в бога, которую тоже вирусно внесли в Основной закон, похоже, простирается до хтонических времен крещения Руси.

При этом в Конституцию внесен запрет отчуждать территории, который на самом деле гораздо смешнее и нелепее той знаменитой фразы из 67-й статьи в новой редакции, где речь идет о «тысячелетней истории Российской Федерации».

Другие страны точно не будут исполнять это положение нашей Конституции.

Да и в самой России — нам ли не помнить это по совсем недавней истории — в случае смуты после смерти царя и тотальных экономических потрясений некоторые территории запросто могут захотеть «отчудиться».

Сакральный троллинг. Почему правка Конституции в России оказалась увлекательным шоу

Когда в брежневскую Конституцию 1977 года вносили положение о «праве республик на самоопределение вплоть до отделения», все дружно смеялись. Пелось же в гимне СССР «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь».

Все эти республики (на словах) дружно и единогласно строили коммунизм как строй, венчающий историю человечества. После него уже не должно было быть ничего.

Но спустя всего 14 лет ровно по этой самой статье Конституции — совершенно законно — все «братские» советские республики дружно отделились друг от друга, даже если некоторые из них и не собирались этого делать.

https://www.youtube.com/watch?v=GzZQbhuEyEI\u0026list=PLBqvtGQAk7rrUZMGs7K439uWd14W6YG4K

Проблема в том, что нынешняя Конституция РФ, наспех написанная для одного человека, может стать серьезной помехой для любой следующей власти.

В том числе потому, что Россия отказалась от единственного нормального способа возникновения этой власти в республике (официально монархию здесь все-таки пока не провозгласили) — ухода президента на заслуженный отдых в 2024 году и проведения честных президентских выборов.

Если у вас пожизненный правитель и это не династическая монархия, тяжелая болезнь или смерть такого правителя все равно ставит вопрос о транзите власти. Только решать его приходится уже в экстренном, пожарном порядке, и подручные космонавты и другие депутаты-роботы не помогут.

Только за последние чуть более 100 лет Россия пережила два краха государственности — в 1917 и 1991 годах. Причем в 1917 году две революции (хотя на самом деле февральская и октябрьская— две части одной революции, искусственно разделенной надвое советской пропагандой) убили как раз конституционную монархию.

Нынешний вариант Конституции, по сути, ломает все государственные институты. Последних формальных остатков независимости лишается вся судебная власть вплоть до Конституционного суда. Парламент и партии давно в России имеют чисто фейковый вид.

СМИ не «четвертая власть» как минимум уже лет 15. У правительства отнимаются последние рычаги влияния.

По-прежнему никак не прописанная в законодательном поле администрация президента и Росгвардия, являющаяся по закону личной армией президента, имеют больше реальных полномочий, чем все легальные институты власти.

«Разведка боем». Для чего в Конституцию вносятся поправки, ликвидирующие независимость судебной системы

Появляется мистический Госсовет с пока неясными полномочиями, который до сих пор незаметно существовал в российской власти с 1 октября 2000 года, а до этого существовал и в СССР.

Этот Госсовет по желанию Путина может заменять и подминать и правительство, и парламент.

Есть и Совет безопасности, который в новейшей российской истории по обстоятельствам становился одним из самых влиятельных органов.

Вместо строительства государства Путин и его окружение, которое не способно хотя бы договориться о преемнике, окончательно сделали выбор в пользу строительства «личного режима» вождя.

В результате Россия не имеет ни внятной идентичности (политически наследовать одновременно СССР и Российской империи не получится, как ни старайся), ни институтов власти, ни способов их формирования, ни целей развития.

Знаменитая фраза нынешнего спикера Госдумы Вячеслава Володина, сказанная им в бытность заместителем главы администрации президента, почти 6 лет назад — «есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России» — теперь имеет гораздо больше шансов оказаться пророческой в самом буквальном смысле. Причем во второй своей части.

После Путина почти наверняка, если он сам не изберет какой-то вариант транзита, близкий к казахстанскому и не начнет отходить от дел постепенно, оставляя конкретного преемника, придется переписывать Конституцию и учреждать Россию заново.

Такова цена нежелания и неспособности российских элит решать вопрос о транзите власти, а Путина — просто совершить нормальный человеческий поступок и наконец избавить страну от своего присутствия в российской политике.

Семен Новопрудский

«Затягивать пояса и выживать». Владислав Иноземцев — о том, что случилось с нефтью и рублем и чего нам всем ждать дальше 

Источник: https://echo.msk.ru/blog/spektr_press/2603748-echo/

Революция сверху. Суть предложенных Путиным изменений в Конституцию

Россия  когда один закон для всех тогда и будет порядок

МОСКВА, 15 янв — РИА Новости. Действующую Конституцию принимали десятилетия назад, и ситуация в стране с тех пор кардинально изменилась, отметил в послании Федеральному собранию Владимир Путин перед тем, как озвучил ряд предложений по изменению Основного закона.

Тот документ действительно рождался в борьбе мнений, на фоне политического кризиса 1993 года, когда исполнительная и законодательная ветви власти оказались по разные стороны баррикад. Нынешние поправки предлагается обсудить на всенародном ании в принципиально иной обстановке.

В подробностях разбиралось РИА Новости.

Конституция рождалась в острых дискуссиях

Сразу после объявления независимости России 12 июня 1990 года началась работа над новой Конституцией. В окружении президента Бориса Ельцина разгорались острые дискуссии по этому поводу. В проектах недостатка не было. В итоге в основу легла разработка правоведа Сергея Шахрая и юриста Сергея Алексеева.

«В обсуждении участвовало огромное количество людей: на одном только Первом конституционном совещании в 1993 году состоялось семьсот выступлений», — вспоминал в разговоре с РИА Новости глава администрации Бориса Ельцина в 1993-1996 годах Сергей Филатов. По его словам, когда Ельцину принесли итоговый текст, он собственной рукой внес шестнадцать поправок, общая направленность которых сводилась к расширению полномочий исполнительной власти.

Референдум, несмотря на призывы оппозиции к его бойкоту, состоялся 12 декабря 1993 года. В волеизъявлении приняли участие 54 процента избирателей. Документ поддержали 58,43 процента авших.

https://www.youtube.com/watch?v=5r38Ts5S7ec\u0026list=PLBqvtGQAk7rrUZMGs7K439uWd14W6YG4K

Потом в Основной закон вносились уточнения, но непринципиальные. Среди поправок — пересмотр сроков работы президента и Государственной думы, объединение судов и новый порядок утверждения заместителей Генпрокурора. Владимир Путин долго сомневался в необходимости изменения Конституции, однако в последнее время допускал такую возможность. Конкретные предложения он озвучил впервые.

Приоритет Конституции над международным правом

В экономике и социальной сфере ситуация, несмотря на ряд нерешенных проблем, стабилизировалась, и поэтому, на взгляд Путина, сейчас уже можно говорить о корректировке Основного закона. Глава государства сразу же оговорился, что в принятии новой Конституции необходимости нет, потенциал документа 1993 года не исчерпан.

Однако назрела необходимость закрепить некоторые положения, которые прямо устанавливают приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве. По словам президента, это гарантирует независимость государства. «Суверенитет нашего народа должен быть безусловным.

Мы многое сделали для этого: восстановили единство страны, покончили с ситуацией, когда некоторые государственные и властные функции были узурпированы фактически олигархическими кланами, Россия вернулась в международную политику как страна, с мнением которой стали считаться», — подчеркнул Путин.

И добавил, что созданы мощные резервы, позволяющие защитить национальную экономику от любых попыток внешнего давления.

Стоит отметить, что сегодня Основной закон и так обладает высшей юридической силой в стране и ни один международный договор не может ему противоречить. Поэтому закрепление этой нормы носит скорее политический, чем узко юридический характер.

Тем более, как показывает практика, Конституционный суд пользуется правом отказать в исполнении решения Европейского суда по правам человека (Россия ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека в 1998-м).

Например, в 2016 году КС посчитал, что ЕСПЧ нарушил суверенитет страны, потребовав, чтобы Россия предоставила избирательные права заключенным.

Однако дальше Владимир Путин высказал предложения, которые существенно дополнят Конституцию.

На важных должностях — только россияне

Президент считает необходимым ввести обязательные требования к лицам, которые занимают критически важные для национального суверенитета посты: члены Госдумы и Совета Федерации, федеральные министры, судьи не могут иметь иностранное гражданство, а также любой другой документ, который позволяет проживать постоянно в другой стране.

«Предлагаю закрепить требования проживания на территории не менее 25 лет и отсутствия вида на жительство в другом государстве когда-либо ранее для кандидатов в президенты», — сказал Путин.

Сейчас кандидатом на пост президента может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее десяти лет.

Но Конституция регулирует лишь самые основные условия, более подробный перечень — в федеральном законе «О выборах президента».

Там, в частности, есть такой критерий: кандидат не может быть судим за уголовно караемые преступления тяжкого характера либо относимые к особо тяжким.

Путин объяснил смысл предложения тем, что «миссия государственной службы — именно в служении, и человек, который выбирает этот путь, должен решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений».

Два президентских срока без «подряд»

«Что касается того, что один человек не может занимать пост президента два и более сроков подряд. Не считаю этот вопрос принципиальным, но согласен», — заявил Путин, отсылая к пункту 3 статьи 81 Конституции.

То, как этот пункт попал в документ 1993 года, — интересный момент.

Историк и политик Сергей Станкевич говорил РИА Новости, что первый президент пристально следил за работой юристов-конституционалистов и иногда вмешивался с неожиданными возражениями: «Так в Конституции появилась формула «два срока подряд» в том, что касается права на избрание, — слово «подряд» собственноручно вписал именно Ельцин». По словам Станкевича, юристы, окружавшие Ельцина, не возражали. Решение, имевшее исторические последствия, тогда прошло незамеченным.

Впрочем, Сергей Шахрай это утверждение Станкевича опровергает. В интервью РИА Новости юрист сообщил, что в вопрос о порядке избрания президента Ельцин не вмешивался и пресловутое слово «подряд» было там с самого начала.

Статус Госсовета

Затем Путин предложил расширить и укрепить полномочия и реальные возможности местного самоуправления. А также кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне.

«Вы знаете, в 2000 году по моей инициативе был возрожден Государственный совет, в работе которого участвуют главы всех регионов.

За прошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов.

Считаю целесообразным закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного совета», — заявил Путин.

Первые годы в Госсовет входили только действующие руководители субъектов Федерации.

В 2007-м президент получил право включать в его состав и бывших глав регионов, «имеющих большой опыт публичной государственной и общественной деятельности».

Еще через пять лет в совет ввели также председателей Совета Федерации и Госдумы, полномочных представителей президента в федеральных округах, руководителей думских фракций.

После закрепления статуса Госсовета в Конституции роль этого органа не изменится. А какие функции на него возложат, пока не уточняется. Пока совет обсуждает ключевые социально-экономические вопросы.

Роль и ответственность парламента

Федеральное собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование правительства, полагает глава государства.

Сейчас, в соответствии со статьей 111 Конституции, президент лишь получает согласие Госдумы на назначение председателя правительства.

При этом после трехкратного отклонения представленных кандидатур президент сам назначает председателя правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы.

Согласно 112 статье председатель правительства предлагает президенту кандидатуры на должности заместителей федеральных министров. Путин хочет дополнить и эту статью.

Он предложил доверить Госдуме не только согласование, но и назначение премьера, вице-премьера и министров. Президент после этого лишится права отклонять утвержденных Госдумой глав министерств и будет обязан их утвердить. Путин пояснил, что это повысит роль и значение парламента страны, самостоятельность и ответственность председателя правительства и всех членов кабинета.

Практически все фракции, представленные в Госдуме, не сомневаются в том, что Федеральное собрание готово взять на себя большую ответственность за формирование правительства, уточнил Путин. «Это значит взять на себя и большую ответственность за ту политику, которую это правительство проводит. Я согласен с такой постановкой вопроса полностью», — добавил он.

Полномочия Совета Федерации

Несмотря на расширение полномочий парламента, Путин четко заявил: «Наша страна не может развиваться, существовать стабильно в форме парламентской республики, Россия должна оставаться сильной президентской республикой. За президентом должно остаться прямое руководство вооруженными силами и всей правоохранительной системой».

У главы государства сохранятся основные полномочия, в том числе по отстранению министров, прямой контроль над армией и правоохранительной системой. Но утверждать всех глав силовых ведомств президент сможет только после консультаций с Советом Федерации. Это, по словам Путина, сделает работу силовых и правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчетной обществу.

«Основной закон должен закреплять и защищать независимость судей.

Вместе с тем считаю необходимым предусмотреть полномочия Совета Федерации по представлению президента отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в отдельных случаях», — отметил Путин.

Сейчас, в соответствии со статьей 102, к ведению СФ относится только назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда.

Роль Конституционного суда, по мнению Путина, также надо усилить, наделив его возможностью по запросу президента проверять конституционность принятых законопроектов до подписания главой государства.

Еще из важных предложений — закрепить норму о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, а также регулярную индексацию пенсий.

Поправки не затрагивают фундаментальных основ Конституции, а значит, могут быть приняты парламентом, указал Путин. Но поскольку это существенные изменения политической системы, он посчитал правильным провести ание граждан по всему пакету изменений и только по его результатам принимать решения.

Реакция

«Я считаю, что президент принял сегодня очень смелое решение передать часть своих полномочий, которые были исключительно прерогативой президента, парламенту», — сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

По ее словам, это говорит о том, что в России стабильная политическая система «и президент не боится этого, а наоборот, считает, что нужно поднимать авторитет и роль парламента».

При этом она уверена: Россия не превратится в парламентско-президентскую республику.

Никаких сложностей в предложенном порядке формирования кабинета министров не увидела вице-премьер Татьяна Голикова. «Это только повысит, с одной стороны, нашу ответственность, с другой стороны, — ответственность парламента за наше назначение и приблизит нас к общей ответственности за реализацию задач, которые стоят перед страной», — полагает Голикова.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов поддержал идеи президента: «Я считал, что это Конституция, которая нам навязана извне под выстрелы оружия. Там полный перекос во власти: президент имеет полномочия, которых ни царь, ни генсек не имел. Но сейчас направление «ремонта» Конституции абсолютно верное, мы будем многое поддерживать».

«Мы давно этого требовали (изменений в Конституцию. — Прим. ред.), мы очень рады», — заявил его коллега, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. И предложил провести всенародное ание 13 сентября. Однако первый замглавы конституционного комитета Совфеда Владимир Полетаев думает, что ание лучше провести совместно с выборами в Госдуму в 2021 году.

Сенатор подчеркнул, что все предложения главы государства в Основной закон своевременны и «послужат дальнейшему укреплению государственности». Он также напомнил, что уже сейчас Совет Федерации дает согласие президенту на использование Вооруженных сил России за рубежом.

«Согласование с сенаторами кандидатур на посты глав силовых ведомств — логичное развитие в этом направлении», — добавил он.

Глава Центризбиркома Элла Памфилова отметила, что ЦИК готов организовать всенародное ание по пакету поправок в Конституцию в любой момент после того, как они будут сформулированы.

Действующий порядок внесения изменений в Конституцию не предполагает референдума, объясняет в разговоре с РИА Новости Егор Дорошенко, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени Кутафина.

«Возможно, объем новаций будет таков, что их не удастся включить в Основной закон с помощью поправок. Можно предположить, что потребуется созыв никогда ранее не собиравшегося, хотя и предусмотренного основным законом органа — Конституционного собрания.

И по его решению будет назначено всенародное ание», — заключил Дорошенко.

Источник: https://ria.ru/20200115/1563458293.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.