Земля перестала быть монопольной собственностью государства с
Прощай, земельная доля!
В 2020 году земельные паи, не ставшие участками, отойдут государству
Минсельхоз России намерен окончательно избавить страну от такого понятия, как «земельная доля». Тот, кто не успел выделить участок из общего земельного массива, с 1 января 2020 года лишится своего надела: государство самостоятельно отмежует и заберёт плодородные гектары.
Министерство сельского хозяйства подготовило поправки в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Проект ФЗ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных актов, до 17 июля будут продолжаться общественные обсуждения и, как пишут разработчики, в январе 2018 года закон будет принят и вступит в силу.
Горе «молчунам»!
В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа землёй.
Трудяги колхозов и совхозов, а также социальные работники получили тогда ещё непонятное, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».
Свалившееся на голову селянину счастье обозначалось в виде тысячной дроби или в виде определённого количества баллогектаров.
Что следовало делать с этой «общей собственностью», в самом начале реформы люди плохо себе представляли. Но время шло, законодательство совершенствовалось, появлялись Росреестр и кадастровая служба. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он стал своеобразной библией для тех, кто хотел стать полноправным собственником земли.
Самые расторопные пайщики начали потихоньку выделять из общих земельных массивов участки в счёт своих земельных долей. Те, кому размер доли (или долей) позволял, становились полноправными владельцами участков.Те, чьи доли были недостаточно большими, межевались группками, кружками единомышленников – и получали в результате участки, находящиеся в долевой собственности.
Эти люди сегодня могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.
Но существовала и существует другая категория пайщиков – назовём их «молчунами», – которые не предпринимали никаких действий, чтобы выделить доли. Понять людей можно: не хотелось оплачивать из собственного кармана работу кадастрового инженера, а может, здоровье не позволяло ввязываться в бюрократические процедуры.
Государство давно пыталось стимулировать этих молчунов к выделу. В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.
1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков.
Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.
Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.
Администрация сделает всё за собственника
Если законопроект примут, пункт 3 статьи 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» будет изложен в новой редакции.
В соответствии с поправками, 1 января 2020 года органы местного самоуправления получат право заказать кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, находящегося в общедолевой собственности, зарегистрировать местоположение границ участка и поставить его на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. По истечении года такой «бесхозяйности» муниципалитет станет законным собственником участка.
Аналогичную процедуру органы местного самоуправления будут проводить в отношении невостребованных долей.
Раньше сельским администрациям приходилось долго разыскивать «потерянных» собственников или их наследников, подавать иски в суд, чтобы признать право муниципалитета на невостребованную долю.
Судебная практика, как пишет Минсельхоз, складывалась не в пользу муниципалитета: суды зачастую отказывали в исках по формальным основаниям – то муниципалитет вызвал ненадлежащего ответчика, то ответчик на найден, то в качестве ответчика должен выступать давно умерший человек.
Из-за этого списки невостребованных долей не уменьшались, а земля по факту оставалась бесхозной.
Законодатели решили избавить сельские администрации от хождения по судам: теперь им достаточно дождаться 2020 года и, если собственники долей так и не обнаружатся, начать выделять участки в счёт всех невостребованных долей.Подготовленный Минсельхозом России законопроект должен стать для всех «последним китайским предупреждением»: осталось чуть больше двух лет, чтобы выделить участки. Напомним, что проект межевания можно утвердить двумя путями: через общее собрание или через публикацию извещения в уполномоченных СМИ.
Впрочем, задуматься о своём будущем стоит не только пайщикам, но и сельхозпроизводителям, чья техника сегодня работает на не отмежёванных участках. Если им не удастся уговорить арендодателей до 2020 года провести выдел и оформить собственность как полагается, земельные угодья впоследствии могут уйти в аренду или даже в собственность другому хозяйству.
Источник: https://www.krestianin.ru/articles/58246-proshchay-zemelnaya-dolya
Государственные земли
Перейти к следующей статье
В соответствии со статьей 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) наряду с гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями участниками земельных отношений являются Российская Федерация (РФ) и ее субъекты, которым принадлежит право государственной собственности на землю. Такие земли с полным основанием можно называть «государственными». Государственные земли ─ это земли, находящиеся в государственной собственности.
Согласно Статье 214 «Право государственной собственности» Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ) и Статье 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это, помимо всего прочего, означает, что муниципальные и государственные земли ─ совсем не одно и то же.
Право государственной собственности на землю является совокупностью юридических норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности земельных участков государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Это ─ в объективном смысле.
В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Субъекты государственной собственности на землю в данном случае ─ Российская Федерация (федеральные власти) и ее субъекты.
Поскольку государственный учет земель проходит этап своего становления, достаточно большой массив составляют т. н. неразграниченные государственные земли.
В соответствии со Статьей 1 «Основные принципы земельного законодательства» ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю (или, точнее говоря, правовые основы и порядок ее разграничения на виды государственной собственности на землю ─ собственность Российской Федерации и собственность ее субъектов) ─ устанавливаются федеральными законами.
Государство ─ крупнейший собственник земли
Государство продолжает оставаться самым крупным собственником земли в Российской Федерации.
Государственная собственность РФ на землю возникает в нескольких случаях:
- в результате разграничения государственной собственности на землю;
- по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- если она признается федеральными законами (например, согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда ─ иногда говорят «земли государственного лесного фонда» ─ находятся в федеральной собственности).
Государственная форма собственности на землю зачастую оказывается эффективней частной при решении задач охраны земельных ресурсов. Так, Российская Федерация имеет в собственности земельные участки, относящиеся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (преимущественно это земли государственных природных заповедников).
Если говорить об использовании земли как средства производства или базиса для организации бизнес-процессов, мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности частной собственности на землю. Поэтому государство стремится найти и привлечь частного собственника, используя такие правовые механизмы, как продажа и аренда государственной земли.
О том, как это должно происходить, установлено в различных нормативных документах, в т. ч.
соответствующих статьях ЗК РФ: Статье 30 «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.
1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.2.
«Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 34 «Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством».
Интересно, что, если имеет место продажа государственной земли, арендатор реализуемого земельного участка обладает преимущественным правом его покупки.
Полномочия государства в области земельных отношений
Российская Федерация и ее субъекты наделены широкими полномочиями в области земельных отношений. Функции государственного управления землями включают:
- установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений (Распоряжением от 3 марта 2012 г. № 297-р Правительство РФ утвердило Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы);
- разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;
- определение ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
- ограничение оборотоспособности земельных участков;
- резервирование земель для государственных нужд Российской Федерации и изъятие земель для государственных нужд, в т. ч. путем выкупа,
а также иные полномочия, определяемые Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, федеральными законами.
И, разумеется, Российская Федерация осуществляет государственное управление землей ─ земельными участками, находящимися в ее собственности.
К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в т. ч.
путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
Государство и охрана земель
Охрана земель (а именно так называется одна из глав ЗК РФ) ─ не только важнейшая экологическая, но экономическая и социальная задача, в решении которой государство должно принимать и принимает самое активное участие. Учитывая значение земли как важнейшего природного ресурса, тщательный государственный контроль за использованием земель и государственный контроль за охраной земель являются объективной необходимостью.
Обязанность государства ─ управление мониторингом земель, государственным земельным надзором, землеустройством.
Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга, представляющего систему наблюдений за состоянием земель. Его объекты ─ все земли в Российской Федерации.
Государственный земельный надзор регулируется Положением «О государственном земельном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.
2006 № 689 и устанавливающем порядок его осуществления, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.
Важная роль в этой работе отводится должности ─ государственный инспектор по охране земель (полное название ─ государственный инспектор по использованию и охране земель).
Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а «солдатами» его «армии» ─ должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальных органов.
Государственный кадастр недвижимости
Для того чтобы эффективно распоряжаться землей и следить за тем, как с этим справляются другие, государству необходимо организовать тщательный учет земельных ресурсов.
Поэтому столь важна государственная регистрация земель: как для учета всех земельных ресурсов в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), так и государственная регистрация прав на землю и государственная регистрация сделок с землей, приводящих к возникновению, прекращению или изменению этих прав.
Сегодня в Российской Федерации ведется активная работа по формированию ГКН. Цель государственного учета земель ─ получение систематизированных данных о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель ─ информации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли.
Единый государственный реестр земель возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле не только как о первоисточнике материальных благ, но и объекте налогообложения. Государственный кадастр земли был в Древнем Риме еще в VI в. до н. э.
В Европе в результате филологических трансформаций (французское слово cadastre дословно означает «книга-реестр») стали употреблять выражение «государственный реестр земель». В России для описания земель в XVI в.было создано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ставшее общегосударственным единым центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы.
В начале XX столетия земельные отношения в России претерпели коренные изменения. Земля была национализирована, став единой государственной собственностью и фактически перестав служить объектом налогообложения.
Но поскольку государство все равно нуждалось в сведениях о земле, земельный кадастр существовал и в условиях плановой экономики.
Однако в период экономических реформ, когда земля снова стала объектом гражданского оборота и налогообложения, этот земельный кадастр, не содержавший, например, сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки, перестал отвечать требованиям времени. И на смену ему пришел новый кадастр, установленный Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Он и стал родоначальником современного ГКН.
Источник: https://zakadom.ru/gosudarstvennye_zemli
Федеральная собственность на землю
Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.
Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.
Понятие федеральной собственности
Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.
Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.
Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:
- В муниципальной собственности;
- В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
- В собственности граждан – физических лиц.
Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.
Законодательство
Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:
- Земельного кодекса (ЗК РФ);
- Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Лесного кодекса;
- Иных федеральных законов и постановлений правительства.
Основания для возникновения
Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:
- Принятия соответствующих законов;
- Разграничения государственных земельных владений;
- Приобретения земель правительством РФ.
В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.
Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.
Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:
- У частных лиц;
- У муниципальных образований;
- У других государств.
Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.
Земли федеральной собственности
Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:
- Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
- Земли органов власти и их представительств;
- Земли казённых и унитарных предприятий;
- Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
- Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
- Земли лесного и водного фондов;
- Земли заповедников;
- Земли обороны;
- Закрытые города;
- Земли резерва.
Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.
Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.
Процедура разграничения федеральной собственности на землю
Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:
- Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
- Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
- Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
- Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.
В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.
Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.
На практике это выглядит следующим образом:
- Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
- Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
- Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
- Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
- Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.
Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.
Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.
Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.
Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:
- При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
- В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
- В целях реализации плана застройки и/или развития территории.
Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:
- Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
- Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
- Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
- Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
- Согласование процедуры передачи;
- Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.
При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.
Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.
В заявлении должны быть указаны сведения:
- О целях передачи земель;
- О кадастровом номере участка;
- О муниципальном образовании.
В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:
Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;
- В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
- Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
- Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.
Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.
Особенности передачи
Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.
Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:
- Земель органов власти и государственных учреждений;
- Земель федеральных казённых предприятий;
- Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
- Особо охраняемых земель и земель лесов;
- Земель особых экономических зон;
- Земель, занятых стратегически важными объектами;
- Переданным субъектам РФ земель;
- Зарезервированных государством земель.
Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:
- Из бюджета муниципалитета;
- Из регионального бюджета.
Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.
Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.
Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html
Земля перестала быть монопольной собственностью государства с
произошло гл. обр. в период испанских завоеваний (16-нач. 17 вв.).Характерная для капитализма частная капиталистич. форма 3. с. создавалась посредством подчинения земледелия капиталу.
Она означала концентрацию зем. богатств в руках лендлордов и капиталистов, экспроприацию земли у непосредственных производителей. Возникла монополия 3. с. Во многих капиталистич. странах наряду с капиталистич. 3. с. сохраняются ещё феод. и полуфеод. формы 3. с. (Испания, Италия, Индия, Иран, Турция, Юг США, страны Лат.
Америки и др.). При капитализме параллельно шёл и процесс отделения земли как объекта х-ва от 3.
с. и зем. собственника (см. Абсентеизм земледельческий): 3.
с. превращается только в титул, дающий право присваивать ренту (см. Земельная рента). Отделение 3.
с. от функционирующего капитала происходит в двух правовых формах: аренды земли и залога земли (ипотеки, см. также Кредит ипотечный).Сращивание 3. с. с финанс. капиталом усиливается в эпоху империализма: возникают крупные с.-х.
корпорации, владеющие большими зем.
массивами, а капитал, вложенный в них, принадлежит финанс., пром.
и торг. монополиям ; происходит сосредоточение земли в руках финанс. монополий; посредством личной унии крупные финанс. монополии становятся зем. собственниками, а крупные землевладельцы — держателями акций банков, пром.
компаний и т. д. Эти формы тесно переплетаются ипредставляют единый процесс.
Об огромной концентрации земли в руках монополий в сер. 60-х гг. 20 в. свидетельствуют следующие данные: «Тексас Пасифик ленд» владела 1,7 млн.
акров земли (1 акр=0,4047 га); консервная компания США «Калифорния пэкинг» — ок. 100 тыс. акров фруктовых садов и т.
д. При государственно-монополистическом капитализме возрастает вмешательство бурж. гос-ва в зем. отношения в интересах монополий и крупного агр. капитала (см. Государственно-монополистическое регулирование сельского хозяйства).При социализме помещичья и капиталистич.3. с., а следовательно, и связанные с ней отношения эксплуатации человека человеком полностью упраздняются и складываются совершенно новый тип 3. с.- общественная социалистич. собственность и соответствующий ей социалистич.
агр. строй. Особенностью образования социалистич. формы 3. с. по сравнению с предшествующими ей формами является то, что она создаётся в ходе социалистич. революции. Национализация всей земли, а также её недр, лесов и вод в СССР была осуществлена Декретом о земле [26 окт.
(8 ноября) 1917], по к-рому более 150 млн.
дес. (1 дес. = 1,0925 га) земли, находившейся в частной собственности помещиков, капиталистов, монастырей, церквей, царской семьи, перешло в бесплатное пользование трудящихся крестьян. К кон. 1918 в руки бедняков и середняков перешло 50 млн. га земли, изъятой у кулаков. Земля перестала служить орудием эксплуатации.
С окт. 1917 Сов. гос-во стало единым и единственным собственником всей земли, к-рая составляет единый гос.
Остались без шести соток
Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии: если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния.
Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.
«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «
ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин.
— Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории». Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом.
Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.
«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «
Муранов, Черняков и партнеры».
Законы о земле и собственности
был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета.
Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий.
Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам.
Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение.
Основу планов предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями, договор стал основой всех отношений, в которые вступало предприятие. Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию.
Государство обязано было обеспечивать предприятию независимо от форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь экономические, рычаги.
Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.
В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятельности вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др.
Субъектами (инвесторами и участниками) могли быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства. В июне 1991 г. принимается Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности». В нем давалось определение инвестора:
«субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование»
.
Субъектами этого вида деятельности могли быть заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и проч.
Инвестициями могут быть денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности,
«вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта»
. Банки В Законе «О банках и банковской деятельности» (декабрь 1990 г.) давался перечень операций, совершаемых банками.
Наряду с государственными банками Закон определял статус и функции коммерческих банков. Последние могли выступать в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала и др.По видам совершаемых операций они делились на универсальные и специализированные.
История земельного права за 1000 лет
Часть этих рабов князья и дружинники сажали на свободные земли, а излишек продавали.
Первоначально пашни возникали сначала на естественных полянках, разбросанных среди лесов паркового типа. Постепенно пашни расширялись за счет вырубки и выжигания лесов7. Трудно представить себе, как люди, живущие на родовой земле, могли добровольно сменить ведение усадебного хозяйства на тяжёлый и неблагодарный труд пахаря.
Очевидно, что землепашеством впервые стали заниматься пленные, рабы, а также те из числа свободных людей, у кого уничтожили, разорили их родовые усадьбы, кто потерял свою родовую землю, был вынужден бросить свой дом и сад и заняться в чужой стороне хлебопашеством.
Так была реализована привнесенная на Русь концепция: «в поте лица ты будешь пахать землю свою».
Вероятно, что именно в этот период у наших предков наряду с родовыми угодьями появляются угодья благоприобретенные. Приобретение прав на эти земли изначально основывалось на праве трудовой заимки.
Из истории создания экопоселений
«Земля сама по себе не имела тогда никакой цены, и её нельзя было никому продать, потому что нельзя было найти ни одного покупателя; всякий сам мог занимать свободные земли»
8. Неудивительно, что в глазах местного сообщества человек получал право на конкретный участок земли не в силу её покупки, или получения от государства, или наличия того или иного документа, а в силу того, что он прикладывал к нему свой труд.
Это отразилось в известной формуле:
«там моя земля, куда мой плуг, топор, коса и соха ходили»
. Право пользования землёю приобреталось трудом на ней. Поэтому-то среди самого трудящегося земледельческого населения тогда не могло быть никакого понятия о собственности на землю: никто из них не говорил: «это моя собственность», потому что земля была доступна для всех, — так же как никто не скажет: «это мой воздух».
Но это право заимки, эта формула не могла применяться к рабам: они не могли иметь права на обрабатываемую ими землю, потому что были рабами — людьми, не имеющими вообще никаких прав.
И потому, «когда князь или боярин сажал на пашню свою челядь, он уже говорил: это моя земля, потому что на ней работают мои рабы9. Таким путём возникла частная собственность на землю, и вследствие этого один человек уже мог иметь теперь много своей собственной земли: для этого ему стоило только приобрести много рабов, набрать себе много подневольных работников».Поэтому вместе с земельной собственностью появились и богатые люди; в руках собственников земли стали скопляться большие богатства, и они выделились в особое высшее сословие, которое со временем стали называть боярами. Эти-то бояре и олицетворяли собой новые представления о собственности на землю и живущих на ней людей.
Источник: https://avtoritet-delo.ru/zemlja-perestala-byt-monopolnoj-sobstvennostju-gosudarstva-s-88903/
Земля перестала быть монопольной собственностью государства с | Ваше дело правое
Проблемы собственности в естественных монополиях.
В 1990-е годы во всем мире объекты естественных монополий постепенно стали переходить в управление частных компаний. При этом приватизация наблюдалась достаточно редко и только в некоторых странах и в отдельных сегментах (например, в Великобритании).
Разгосударствление монопольной земельной собственности и приватизация земель
Декрет о земле впервые в законодательном порядке провозглашал идею национального использования земли в интересах всего общества.
Декрет предусматривал три основные формы землепользования: государственную, коллективную и единоличную. Остуда вытекает следующий принцип декрета- принцип свободы форм землепользования. Принцип трудового землепользования заключался в запрете передачи земли в аренду и применении наемного труда.
Принцип уравнительного землепользования устанавливал, что земля распространяется в пользу трудящихся по потребительской и трудовой форме.
Важнейшим принципом декрета о земле стал принцип безвозмездного отчуждения земли у частных землевладельцев.
В декрете о земле провозглашался принцип рационально использования земли в интересах всего общества По декрету о земле крестьяне получили более 150 миллионов гектар угодий, а так же помещичьих инфраструктур общей стоимостью более 300 мил., так же они были освобождены от платежей за аренду и налогов за крестьянские наделы.
Были аннулированы долги крестьян крестьянскому банку, составив более миллиона рублей. В ходе конфискации и распределение земель обострились противоречия между деревенской беднотой и зажиточным крестьянством.
Земельный кодекс РСФСР был принят 30октябля1922г. в основных положения указывалось, что частная собственность на землю, недра, воды и леса отменялась навсегда, а все земли в пределах РСФСР составляли собственность государства.
Право пользование землей имеют все граждане независимо от пола, вероисповедания и национализации.
Покупка, продажа, завещание и ли дарение, а так же залог земли запрещались и объявлялись не действительными.Разрешалась аренда земли и разрешение наема рабочей силы, что оказало положительное влияние на повышения уровня использования земли, деятельности крестьянских хозяйств и упрочения экономики страны.
Государственная собственность на землю
Часть их являются целиной, земельные участки из них не сформированы.
Между тем, земельный кадастр и реестр недвижимости (ГКН и ЕГРП) созданы только в 1997 году. Оба информационных ресурса не содержат сведений об огромном массиве земель.
При иной формулировке ст.
В феврале 1990г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Определялось, что
«земля является достоянием народов, проживающих на данной территории»
.
Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам.
Как убедиться, что перед вами — законный владелец?
Чтобы обезопасить себя от возможных притязаний на купленное имущество со стороны третьих лиц, важно убедиться, что продавец действительно владеет им на законных основаниях. Для этого покупателю нужно предпринять дополнительную проверку юридической судьбы имущества.
Проще всего это сделать, когда речь идет о недвижимости. Ее оборот отражается реестром. Поэтому любой, кто намерен приобрести имущество, подлежащее госрегистрации, может получить необходимую информацию из ЕГРП в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Можно выяснить характер права продавца и основание его приобретения, определить предыдущих собственников, выяснить, нет ли спора о праве на имущество, не обременено ли оно правами других лиц. Например, общество предъявило иск к организации об истребовании из ее незаконного владения нежилого помещения.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен индивидуальный предприниматель.
Истец указал, что ответчик купил помещение у предпринимателя. В момент приобретения недвижимости ответчиком сделка, на основании которой за предпринимателем зарегистрировано право собственности, оспаривалась в судебном порядке.
По результатам рассмотрения дела она признана судом недействительной, применены последствия ее недействительности.
Следовательно, предприниматель не является собственником имущества и не имел права его отчуждать, в связи с чем ответчик является незаконным владельцем.
Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на свою добросовестность. Дабы обезопасить себя, он обращался в ЕГРП, чтобы узнать, кто является собственником приобретаемого имущества.Ему были представлены сведения, согласно которым собственником помещения считался предприниматель. Суд первой инстанции поддержал общество (истца).
Но апелляционная инстанция сочла, что решение подлежит отмене, а в удовлетворении требований общества должно быть отказано по следующим причинам.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Нравственная философия П. Л. Лаврова: этико-категориальный анализ
[Б.и.]Монография посвящена рассмотрению нравственной философии П. Л. Лаврова, выдающегося русского мыслителя, идеолога русского революционного народничества, как особой этической системы, которая имеет в своей основе философию позитивизма.
Показаны основные системообразующие факторы, структурные элементы этического учения П. Л. Лаврова, дана их подробная характеристика. Автор исследования стремился показать, что этическое наследие П. Л.
Лаврова уникально тем, что обращено практически ко всем сферам человеческой жизни, к целостному процессу функционирования социума, раскрывает закономерности социальных явлений, которые непосредственным образом связаны с уровнем нравственного развития общества.
Книга адресуется преподавателям, аспирантам, студентам, а также всем тем, кто интересуется вопросами русской философии XIX века, этикой, историей философии.
Источник: https://kidsmagformers.ru/vozvrat-biletov/3016-pravo-sobstvennosti-na-zemlyu-v-rossii.html