Что такое публичная собственность на землю
Публичная форма собственности земельного участка и ее особенности
Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.
Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.
Понятие и законодательное регулирование
Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.
Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:
- государству в целом;
- конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
- отдельному муниципалитету.
Публичное право собственности делится на две группы:
- государственное;
- муниципальное.
И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.
Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.
Основания для возникновения
В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:
- Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
- признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
- право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
- приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:
- Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
- выделение безвозмездно из федеральной собственности.
В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.
- Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.
Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.
Какие участки могут находиться в публичной собственности?
Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:
- наличие установленных границ;
- определенное месторасположение или точный адрес;
- постановка на государственный кадастровый учет.
В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:
- земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
- особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
- земли обороны и безопасности;
- земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
- земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
- участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.
Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).
Права и обязанности участников
Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:
- возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
- право возводить на ней постройки;
- возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
- право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).
Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.
К другим обязанностям можно отнести:
- соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
- внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
- предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
- обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
- другие обязанности, установленные действующим законодательством.
При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.
Отличия от частной собственности
Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.
Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:
Критерий | Публичная | Частная |
Субъект | Государство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитет | Юридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель) |
Налогообложение | Отсутствует | Присутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог |
Возможность передачи конкретным частным лицам | На правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель) | На основании любой законной сделки по отчуждению имущества |
Возможность передачи иностранным лицам | Практически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств) | Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ) |
Получение благ от пользования землей | Блага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданами | Собственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону |
Срок владения | В большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам) | Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам) |
Цели использования | Только те, которые предусмотрены законодательством и договором | Любые, не противоречащие закону |
Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности.
Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи).
Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/pravo-publichnoj-sobstvennosti.html
Публичная форма собственности земельного участка: что это, как перевести в частную
Время чтения 8 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−
Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования.
По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда.
Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.
Что это такое
Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков.
Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков.
Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.
Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:
- на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
- на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
- в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).
Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки.
Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается.
Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.
Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами.Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д.
Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.
Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог.
Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности.
Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.
Варианты передачи земли в частную собственность
Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.
Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:
- семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
- граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
- субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
- работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
- участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.
Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.
Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:
- если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
- начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
- наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
- если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.
Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.
Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.
Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д.
При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли.Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.
Какие нужны документы
Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.
Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:
- заявление на передачу надела;
- общегражданские паспорта всех заявителей;
- предварительный акт согласования места размещения участка;
- документы, подтверждающие легальность пользования землей – арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
- межевой план и акт согласования границ;
- документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
- платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
- заявка на участие в аукционе;
- протокол подведения итогов аукциона;
- платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.
Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.
После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:
- заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
- общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
- договор передачи земельного надела в собственность граждан;
- платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
- межевой план и акт согласования границ надела;
- платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.
В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.
После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.
Источник: https://law03.ru/land/article/publichnaya-forma-sobstvennosti-zemelnogo-uchastka
Публичные земли
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Публичные земли
В статье рассматриваются понятие «публичные земли», субъекты публичной собственности на землю: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования
Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:
- земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
- земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.
В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».
А.Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.
Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»).
В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст.
87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.
Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе.
Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).
Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.
ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.
Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г.и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г.
№745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г.
Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.
В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:
- договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
- отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
- реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
- изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
- изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).
Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).
Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими.
Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.
Субъекты публичной собственности
В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.
Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:
— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.
Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной.
Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).
Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д.
, но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК).
Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями.
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.
Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.
Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст.
215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.
Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом.
Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы.Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.
В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры).
Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.
Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.
Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)
права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России – ст.
17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».
Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs4.html
Публичная форма собственности на земельный участок это
Субъекты публичной собственности.
В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.
Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:
– во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
– во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.
Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной.
Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).
Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д.
, но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК).
Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями.
Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.
Законодательная база
В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.
Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям.
Среди законодательных актов, которые регулируют публичную форму владения, присутствуют Земельный и Гражданский кодексы.
Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество.
Понятие публичной собственности
Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам.
Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).
Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).
Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.
Как узнать кому принадлежит земельный участок публично правовых образований
Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.
Ответственность РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.
В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление.При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны.
Объекты и субъекты
Если рассматривать право собственности в целом, то в качестве субъекта принято рассматривать тех, кто обладает этим правом в отношении того или иного объекта. Что касается именно публичной собственности на землю, то субъектами здесь выступают государство в целом, его регионы или муниципальные образования.
Непосредственно распоряжаться государственными землями уполномочены органы власти федерального и регионального уровней. Объектами здесь выступают земельные участки, которые находятся в собственности государства.
Что означает публичная форма собственности земли?
Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.
Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.
Что значит собственность публично правовых образований на земельный участок
В России существует три вида собственности на жилые дома, квартиры, производственные и общественные здания, земельные участки. Таких образований наибольшее количество в общем объеме недвижимости. С момента преобразований прошло не так много времени. И хотя государство всячески стимулирует граждан оформлять в частную собственность свои дома и участки, те не спешат это делать.
Как Выкупить Земельный Участок у Государства?
Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.
При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах. Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения.
Как взять в аренду землю под строительство дома? Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны.
Изначально надо обратиться к Конституции РФ, которая в ст. Москва , но данные публично-правовые образования могут опосредованно через свои государственные или муниципальные органы выступать участниками гражданского оборота например, Департамент транспорта Москвы имеет статус юридического лица.
Законодательством предусмотрены разные формы собственности. Собственность публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан. Рассмотрим ее особенности. Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами.
Часть объектов принадлежит частным лицам — гражданам, часть — организациям корпоративная собственность. Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества.
Субъектам РФ принадлежат региональные объекты.
Способ 1: Проведение аукциона
Этот способ применяется, когда Администрация сама инициировала аукцион, либо если на участок претендует сразу несколько покупателей. Торги проводятся по стандартной процедуре, которая выглядит так:
- Выберите нужный участок на сайте Публичной кадастровой палаты.
- Подайте заявку участника на сайте муниципалитета или лично в самом учреждении.
- Внесите задаток – это полная цена, утвержденная как начальная ставка.
- За 10 суток до начала процедуры от Администрации поступит письменное уведомление о предстоящих торгах.
- В нужное время все участники собираются в учреждении лично и участвуют в аукционе.
- Начальная ставка устанавливается Администрацией, а далее идут сами торги: победителем признается участник, предложивший наибольшую сумму. При этом каждый лот – это 1 участок.
- Если победителем стали вы, заключите договор купли-продажи и приобретите участок у муниципальной Администрации. Затем поставьте его на кадастровый учет и оформите документы о собственности через отделение Росреестра либо МФЦ.
- Если вы проиграли в торгах, обратитесь в орган местного самоуправления для возврата задатка в полном объеме. Также средства возвращаются и в том случае, когда аукцион по какой-либо причине не состоялся.
Земельные участки
Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований.
Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.
Оборот земель и ресурсов природы ограничен, но при этом они могут передаваться для использования, а ресурсы, присутствующие в недрах, вполне могут становиться собственностью либо юридических лиц, либо отдельных граждан.
Частные лица имеют полное право претендовать на земли, но передача их происходит по закону только в результате торгов.
В их ходе изучаются потенциальные претенденты на право собственности, но все же решение принимается в отношении того, кто предложит более выгодные условия.Причем передача может иметь форму полной или частичной, в первом случае земля переводится в постоянную собственность лица, а во втором — просто предоставляется на условиях аренды.
Часто встречаются и ситуации, в которых земля дается для хозяйственной деятельности, либо же профильной работы некоторых учреждений.
В этом случае требуется полная отчетность об эксплуатации, а также могут устраиваться проверки на предмет незаконного распоряжения переданным имуществом.
Распоряжение общественным имуществом
Распоряжаться имуществом, которое находится во владении таких образований, можно только на правовой основе. Материальной основой при этом является сами объекты, которые по закону им принадлежат.
При публичной собственности, в отличие от частной, имущество может использоваться только по целевому предназначению, а оно, как гласит закон, заключается в исполнении социальных функций.
Местные власти, которые по Конституции РФ, должны создавать условия для решения населением вопросов местного значения, а также их владения, использования и распоряжения муниципальными объектами.
В связи с этим появляется право таких властей получать некоторые государственные полномочия, и как следствие, финансовые и прочие материальные блага для их реализации.
Право собственности в большей части реализуется структурами власти, имеющими данные полномочия. В некоторых ситуациях, оговоренных законами, выполнять функцию регулятора может население.
Публично-правовые образования имеют полное право принимать участие в процессах приватизации, реквизирования, а также национализации и конфискации тех объектов, которые принадлежат частным лицам.
Но нужно соблюдать законодательные нормы, которые установлены в Гражданском кодексе РФ, а именно в статьях 242, 243 и 306.
Источник: https://kor66.ru/prava-potrebiteley/2804-publichnaya-forma-sobstvennosti-na-zemelnyy-uchastok-yeto.html