Обеспечение исполнения контракта для смп по 44 фз конкурс
Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор для поставщиков и заказчиков
Антидемпинговые меры – это форма защиты заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны их применять, если участники значительно снижают цену закупки. В статье рассмотрим, как эти меры работают по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Что такое антидемпинговые меры, и когда они применяются?
Антидемпинговые меры (АДМ) используются в конкурсах и аукционах. Они направлены на выявление и предотвращение демпинга, т.е. искусственного снижения цены контракта на 25% и более. Недобросовестные участники таким способом пытаются устранять конкурентов. А для заказчиков это чревато получением некачественной услуги или товара.
Победитель тендера, снизивший цену контракта более чем на 25%, обязан предоставить повышенное ОИК (обеспечение исполнения контракта), либо подтвердить свою добросовестность. В отдельных случаях победитель должен обосновать итоговое ценовое предложение.
Важный момент! Антидемпинговые меры применяются в конкурсах и аукционах и не применяются при запросах котировок и запросах предложений. В последних видах торгов, участник может понижать цены без каких-либо последствий.
Разберем общий порядок применения таких мер по 44-ФЗ в зависимости от НМЦК.
Если НМЦК более 15 млн. рублей, то контракт с поставщиком, снизившим цену более чем на 25%, заключается после предоставления им ОИК, увеличенном в полтора раза от начальной стоимости контракта, но не ниже суммы аванса (ч 1. ст. 37 44-ФЗ).
Если НМЦК не более 15 млн. рублей, то победитель закупки, выигравший торги с внушительным снижением, вправе сам выбрать антидемпинговые меры: предоставить повышенное ОИК или подтвердить свою добросовестность с одновременным предоставлением ОИК. В последнем случае ОИК предоставляется в размере, указанном в тендерной документации (ч. 2 ст. 37 44-ФЗ).
По какой причине участники могут значительно снижать цену контракта?
Участник закупки может снизить НМЦК специально или ошибочно. На это у него есть свои причины:
- Заказчик ошибся при расчете цены контракта . Даже понизив ее более чем на 25%, победитель останется в плюсе.
- Участник нацелен именно на данный заказ и планирует выполнить его надлежащим образом даже по низкой стоимости.
- Участник изначально планировал сработать недобросовестно. Например, поставить некачественный товар или получить аванс и не выполнить обязательства.
- Участник ошибся при расчете рентабельности, но ему все равно необходимо исполнить контракт себе в убыток, чтобы не попасть в РНП.
Как участнику закупки подтвердить свою добросовестность?
Добросовестность участника подтверждается тремя исполненными по 44-ФЗ контрактами без штрафов и пеней в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.
Специфика исполненных в прошлом контрактов не важна и может не совпадать с выигранной закупкой, в отношении которой к участнику применяются антидемпинговые меры. Главное, чтобы из 3-х представленных контрактов, цена хотя бы одного из них составляла 20% и более от НМЦК.
Антидемпинговые меры в «бумажных» и электронных процедурах
Между АДМ по «бумажным» процедурам и электронным есть разница:
«Бумажные» закупки | Электронные закупки |
Сведение о добросовестности участник подает в составе заявки.Если участник не предоставил такую информацию, или комиссия признала ее недостоверной, заявка участника отклоняется. | Сведения о добросовестности участник подает при заключении контракта.Если информация признается комиссией недостоверной, то участник объявляется уклонившимся от обязательств и сведения о нем вносятся в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков). |
Дополнительные антидемпинговые меры
По некоторым предметам закупки ст. 37 44-ФЗ обязывает заказчика применять к поставщикам дополнительные АДМ. Они применяются дополнительно к общим мерам, но не взамен их.
Таким образом, если производится закупка товаров для обеспечения нормального жизнеобеспечения (продукты, средства для оказания скорой и специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные препараты, ГСМ), то поставщик в составе заявки предоставляет обоснование своей цены. Для этих целей подходят:
- гарантийное письмо от производителя товара;
- документальное подтверждение наличия товара у поставщика;
- иные документы, подтверждающие осуществление поставки.
Сам 44-ФЗ не регламентирует требования к обоснованию участником предложенной стоимости контракта. Также закон не дает оснований, по которым комиссия могла бы отклонить обоснование цены участника.
Поэтому поставщик при обосновании вправе использовать произвольную форму.
А сам факт представления обоснования, является основанием для признания участника выполнившим дополнительные антидемпинговые меры.
Отклонить заявку участника или отказаться от заключения контракта с ним заказчик может только по одной причине: если участник такое обоснование не предоставил.
Также дополнительные антидемпинговые меры применяются при закупке исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса.При таких торгах заказчик вправе предусмотреть различную значимость критериев оценки для заявок поставщиков, снизившихся по стоимости на 25% и более, и предложивших цену в рамках 25% снижения.
Но если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны рассматриваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.
Важный момент! Согласно ч.13 ст.37 44-ФЗ заказчик обязан включить в контракт условие о запрете перевода аванса, если такой контракт подписывается с поставщиком, который снизил цену на 25% и более от НМЦК. Таким образом, исключается искусственное и необоснованное занижение цены недобросовестными участниками, которые не планируют исполнять свои обязательства.
Антидемпинговые меры по 44-ФЗ для СМП и СОНКО
Если в документации к закупке присутствуют ограничения для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то участник не платит ОИК с учетом АДМ, если до подписания контракта предоставит информацию из реестра контрактов о выполнении хотя бы 3-х контрактов (без учета правопреемства) за 3 года до подачи заявки.
Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и неустоек, а сумма их цен составлять не менее НМЦК. Если таких данных нет, то к поставщику применяются общие антидемпинговые меры. Но согласно ч.6 и ч.8.1 ст.96 44-ФЗ обеспечение рассчитывается от стоимости контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса.
Специфика антидемпинговых мер при закупках лекарственных средств
К участнику применяются общие и дополнительные АДМ при осуществлении закупок лекарственных средств, внесенных в список ЖНВЛП. 44-ФЗ предусматривает некоторые особенности таких торгов. Антидемпинговые меры применяются к участнику, если он снизил цену на 25% и более от предельной отпускной цены производителя, а не от НМЦК.
Например, участник снизил цену НМЦК на 50% и более, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного средства. В этом случае АДМ к участнику не применяются.
При закупке лекарственных средств, не внесенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются на общих основаниях.
Из-за разности способов подсчетов не допускается проведение закупки одним лотом, объединяющим лекарственные средства, включенные и не включенные в список ЖНВЛП.
Когда антидемпинговые меры не применяются?
АДМ не применяются:
Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/antidempingovye-mery-po-44fz-i-223fz.html
Что нового в обеспечении контракта | Контур.Закупки
Мы уже писали о многих изменениях системы государственных закупок, которые вступили в силу с середины 2019 года. Сегодня более подробно поговорим об обеспечении исполнения контракта.
Если закупка для МСП
Для субъектов малого предпринимательства есть сразу две хорошие новости. Первая звучит так: опытные участники могут не обеспечивать контракт. Это правило применяется при таких условиях:
- В активе участника есть как минимум 3 исполненных контракта, причем без каких-либо санкций.
- Сумма цен этих контрактов не меньше, чем НМЦК текущей закупки.
- Исполненные контракты содержатся в реестре. Чтобы подтвердить свой опыт, участник должен представить из него выписку.
Вторая хорошая новость в том, что размер обеспечения контракта теперь привязан к его окончательной цене, а не к НМЦК. Это очень заметно на дорогих контрактах, цена на которые в процессе закупки сильно снижается.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Например, НМЦК составляет 2 млн рублей, обеспечение — 5%. По старым правилам сумма обеспечения составила бы 100 тыс. рублей в любом случае. По новым правилам если, например, я стоимость контракта в процессе закупки упадет до 1,5 млн рублей, обеспечение контракта составит 75 тыс. рублей. При снижении стоимости более чем на 25% работает то же правило.
И есть еще пара нюансов:
- обеспечение не может быть меньше суммы аванса;
- правило о привязке обеспечения к окончательной цене контракта применяется в закупках, которые проводятся специально для СМП и СОНО.
Изменение вида и размера обеспечения
В соответствии со статьей 96 закона 44-ФЗ, поставщик может в процессе исполнения контракта изменить вид обеспечения, а также уменьшить его размер. Это было разрешено и раньше, но с 1 июля 2019 года правила уточнили.
Стоимость обеспечения можно уменьшить в том случае, если в соответствии с контрактом обязательства исполняются поэтапно. Уменьшить размер обеспечения можно строго пропорционально стоимости уже исполненного этапа. Порядок такой:
- поставщик исполнил этап;
- стороны произвели расчет;
- в реестр был подан отчет об исполнении этапа;
- поставщик обратился к заказчику с просьбой вернуть часть обеспечения, которая соответствует исполненным обязательствам.
Если заказчик уплачивал аванс, то стоимость исполненных обязательств должна превышать его размер.
Кроме того, может производиться замена одной банковской гарантии на другую, на деньги и наоборот. Это может потребоваться, в таким случаях:
- выдавший первую гарантию банк потерял лицензию;
- поставщик первоначально внес обеспечение деньгами, но потом ему удалось получить банковскую гарантию.
Есть контракты, обеспечение по которым уменьшить нельзя. Например, это закупка лекарств, адвокатских услуг, а также всего, что касается гособоронзаказа.
Возврат обеспечения
Теперь в законе 44-ФЗ четко прописано, в какие сроки заказчик должен вернуть обеспечение контракта поставщику:
- если это обычная закупка, то в течение 30 дней от даты исполнения контракта;
- если это закупка для СМП и СОНО — в течение 15 дней.
До 1 июля в законе срок был оговорен только для случая, когда обеспечение внесено, а контракт не подписан. Например, когда соответствующее предписание вынесено ФАС.
Банковская гарантия
Срок банковской гарантии теперь может выбирать поставщик. Но главное, чтобы он более чем на месяц превышал срок действия контракта. Если срок контракта продлевается (теперь такое разрешено в строительных закупках), гарантия должна быть заменена или продлена.
Выше упоминалось о том, что при отзыве лицензию у банка гарантию придется заменить. Это новое правило, которое также заработало с 1 июля. Поэтому при выборе гаранта надо быть внимательнее и по неосторожности не заключить договор с проблемным банком.
На предоставление новой гарантии у поставщика есть 1 месяц. Каждый день сверх этого срока будет считаться просрочкой, и за него будут начисляться пени.
Важный момент — о недействительности гарантии по причине отзыва лицензии у банка поставщика должен уведомить заказчик.
Обеспечение гарантийных обязательств
Иногда в закупках заказчик должен установить требование к обеспечению гарантийных обязательств. Кроме того, некоторые заказчики вводят такое условие добровольно. Нельзя сказать, что она встречается часто, но все же порой имеет место.
Теперь если закупка проводится закрытым способом, условия об обеспечении гарантии должно присутствовать в контракте обязательно. В остальных же случаях оно устанавливается при необходимости.
Размер обеспечения гарантии не должен быть более 10% от НМЦК.
По срокам банковской гарантии условие то же — она должна на месяц перекрывать срок гарантийных обязательств.
Если не предоставить обеспечение гарантийных обязательств, заказчик товар не примет.Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-novogo-v-obespechenii-kontrakta/
Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2019
Статья актуальна на 19 июня 2019
В июле вступает в силу большой блок изменений в 44-ФЗ. В этой статье расскажем, что поменяют в обеспечении контракта свеженький 71-ФЗ и уже знакомый 502-ФЗ.
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Появились льготы для малого бизнеса и некоммерческих организаций
Участники с опытом могут не обеспечивать контракт
Правило распространяется на тех, у кого есть успешный опыт работы с госзаказчиками:
- В реестре контрактов в ЕИС есть минимум три контракта, исполненных за последние три года до даты подачи заявки.
- Сумма трех контрактов — не меньше начальной максимальной цены (НМЦ) текущей закупки.
- Контракты исполнены без штрафов и неустоек.
Если все условия соблюдены, победитель закупки подтверждает добросовестность выпиской из реестра, а не деньгами или банковской гарантией.
Размер обеспечения считается от цены победителя
В закупках с преимуществами для субъектов малого предпринимательства (СМП) и некомерческих организаций (СОНКО) заказчик устанавливает размер обеспечения, отталкиваясь от итоговой цены контракта, а не НМЦ.
Например, заказчик проводит аукцион на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 млн 530 тыс. рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 млн 980 тыс. рублей.
Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 рублей (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).
Эта льгота действует и в закупках, в которых победитель снизил цену на 25% и заказчик требует обеспечение в 1,5 раза больше.
Обе льготы будут действовать только в закупках с преимуществами для СМП и СОНКО. Если вы СМП, но победили в закупке, в которой могут участвовать все категории бизнеса, выпиской о трех исполненных контрактов не обойтись. Придется предоставить обеспечение деньгами и рассчитыватьего от НМЦ.
Из обеспечения контракта выделили гарантийные обязательства
44-ФЗ и раньше разрешал заказчику просить победителя обеспечить гарантию на товары и работы (4 ч. 33 ст. 44-ФЗ). Это все включалось в понятие обеспечения контракта. Вот что появилось в новой редакции 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ:
- Поставщики обязаны обеспечить гарантийные обязательства в закрытых закупках. Раньше в закрытых закупках обязательным было только обеспечение самого контракта.
- В других закупках заказчики могут просить обеспечить гарантийные обязательства при необходимости.
- Размер обеспечения гарантийных обязательств рассчитывается отдельно и составляет не больше 10% от НМЦ.
Что нужно предусмотреть:
- Если берете для обеспечения банковскую гарантию, помните, что срок ее действия должен превышать срок гарантии на товар или работы минимум на месяц.
- Заказчик не подпишет документы о приемке товара или работ, пока не предоставите обеспечение гарантийных обязательств, если такое требование было в закупке.
Разрешили менять вид и размер обеспечения
Такая возможность была и раньше, но в новую редакцию 96 ст. 44-ФЗ добавили подробностей, и стало понятно, как эту норму применять на практике. Суть изменений — уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы исполнения.
Обеспечение уменьшается пропорционально исполненным обязательствам, например в таких случаях:
- Поставщик выполнил отдельный этап контракта без неустоек и получил оплату по нему. После того как отчет об исполнении этапа появится в реестре контрактов, поставщик отправляет заказчику письмо с просьбой вернуть сумму обеспечения, пропорциональное стоимости этого этапа. Если в закупке был аванс, то стоимость товаров, поставленных в рамках этапа, должна его превышать.
- Лишили лицензии банк, в которой поставщик получал гарантию. В этом случае придется предоставить новую банковскую гарантию,.
- Поставщик решил изменить способ обеспечения контракта. Например, хочет забрать обеспечение деньгами и взамен предоставить гарантию.
Нельзя уменьшать обеспечение в закупках товаров для поддержания обороноспособности и безопасности страны, лекарств и услуг адвокатов.
Добавили два условия использования банковской гарантии
Можно самостоятельно устанавливать срок действия
Победитель сам решает, сколько будет действовать гарантия. Главное, этот срок должен на месяц превышать срок действия контракта и гарантийных обязательств.
Если поставщик получил отсрочку — например в закупках на строительство — и исполнение контракта перенеслось на поздний срок, то гарантию придется продлить или перевыпустить.
Нужно тщательнее выбирать банк-гарант
Поставщик обязан предоставить новую гарантию, если у банка-гаранта отозвали лицензию. Это нужно сделать в течение одного месяца с даты, когда заказчик сообщил поставщику об отзыве гарантии. Если исполнитель этого не сделает, то за каждый день просрочки ему будут начислять пени по тем же правилам, что при просрочке поставок или работ (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).
У нас есть статья про сложные случаи использования банковской гарантии.
Установили срок возврата обеспечения контракта
Раньше срок возврата был прописан в законе только для случая, когда победитель уже перевел обеспечение, а заказчик так и не подписал контракт — например из-за предписания ФАС. Теперь все четко:
- В закупках только для СМП обеспечение вернут в течение 15 дней с даты подписания акта-приемки.
- В закупках для других категорий бизнеса — в течение 30 дней с момента исполнения контракта.
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1250-novue-pravila-obespecheniya-kontrakta
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Понятие обеспечения исполнения контракта
Способ обеспечения исполнения контракта
Требования к обеспечению исполнения контракта 44-ФЗ
Когда предоставление обязательно
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Расчет суммы обеспечения
Возврат обеспечения по контракту
Понятие обеспечения исполнения контракта
Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора.
Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК.
Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта
Например, в договоре в аукционе на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался.
Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП.
Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.
Способ обеспечения исполнения контракта
Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:
- Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
- Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.
Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.
Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона.
Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.
Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.
Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.
Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ
Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.
Когда обеспечивать контракт обязательно?
В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.
Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.
Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.
В каких закупках может не быть обеспечения договора?
Госзаказчик может устанавливать это требование по своему усмотрению:
- в запросах котировок;
- в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
- в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:
НМЦК ≤ 50 млн рублей | 5 — 30 % от НМЦК | |
НМЦК > 50 млн рублей | 10 — 30 % от НМЦК | |
Тендеры среди СМП и СОНКО | рассчитывается от цены, по которой заключается контракт | |
Если предусмотрен аванс | не менее аванса | |
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры) | при НМЦК > 15 млн рублей | в 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения |
при НМЦК ≤ 15 млн рублей | Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:
| |
Если исполнение контракта состоит из этапов 8 | ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств |
Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:
- если победитель — казенное учреждение;
- если предмет закупки — предоставление кредита;
- если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
- если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.
Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:
- исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
- сумма цен контрактов ≥ НМЦК.
Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.
Расчет суммы обеспечения
Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:
- Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
- На сколько процентов было снижение цены?
Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.
- Аукцион на поставку автозапчастей
Условия: НМЦК 499 998,50 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %. Ограничения для СМП и СОНКО нет.
Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).
Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/46cd62d3-3ec0-4c50-b5e6-27da2dd87709
Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций
Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.
Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли.
При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.
Какие организации относятся к СМП
Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.
2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП.
В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.
Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:
Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.
Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.
Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.
К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.
Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:
сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;
сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;
сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.
Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.
Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.
Закупка у субъектов малого предпринимательства, СОНКО 44-ФЗ
Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ.
Для заказчиков, работающих согласно закону «О контрактной системе», выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:
открытый конкурс;
конкурс с ограниченным участием;
двухэтапный конкурс;
электронный аукцион;
запрос котировок;
запрос предложений.
При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.
Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.
Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО
При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.
В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.
В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.
Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).
Преимущества:
- подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
- изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.
Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ
Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:
для обеспечения обороны и безопасности государства;
услуг по предоставлению кредита;
у единственного поставщика;
по проведению работ с использованием атомной энергии;
в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.
При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.
При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе
В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.
Штраф за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ
Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.
На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.
Ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.
Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.
Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.
Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ с 2020 года
Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.
Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/smp
С июля изменится обеспечение исполнения контракта
Изменения в обеспечении исполнения контракта (ОИК) — это важная часть реформы контрактной системы по 71-ФЗ. Сделали обзор новых правил. Работать они начнут с 01.07.2019.
В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения придется считать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не начальной (максимальной) цены (НМЦК).
Обеспечить придется в размере, который не меньше авансирования.
Поставщик в таких закупках не будет обеспечивать контракт, если отправит госзаказчику сведения из реестра контрактов. Нужно подтвердить, что на протяжении 3 лет до подачи заявки победитель выполнил 3 контракта без неустоек.
Суммарно размер этих договоров не должен быть меньше НМЦК.
Установили срок возврата обеспечения
По общему правилу, этот срок — не больше 30 дней от даты выполнения условий договора.
Для закупок с преимуществами СМП и СОНКО такой срок не превышает 15 дней с даты исполнения госконтракта.
Эти сроки будут применять и в случаях, когда договор обеспечивается в уменьшенном размере по ч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 44-ФЗ.
Определили новый срок действия банковской гарантии
Участники закупки решат, на какой срок предоставлять гарантию. Этот период должен превышать срок исполнения обязанностей не меньшем чем на месяц.
Когда подрядчик получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придется договариваться с банком, чтобы продлить или получить новую гарантию.
Изменили правила замены обеспечения
С 01.07.2019 в контракте появится обязанность поставщика предоставить заново обеспечение госконтракта, если у банка-гаранта отозвали лицензию на проведение банковских операций.
Новую гарантию нужно предоставить в течение 1 месяца от даты, когда заказчик надлежащим образом уведомил о возникшей ситуации.
Если поставщик просрочит это обязательство, то каждый день ему будут начислять пени. Правила начисления пени такие же, как и в общем случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).
Обновили правила уменьшения обеспечения
В процессе исполнения госконтракта размер ОИК можно уменьшить, если:
- предоставляется новая гарантия взамен банковской, полученной в банке, потерявшим лицензию на осуществление банковских операций;
- изменяется способ обеспечения исполнения контракта;
- в госконтракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.
Как обеспечивать контракт в уменьшенном размере прописали в новых ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 закона о контрактной системе.
По ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ, обеспечение исполнения госконтракта уменьшится после отправления заказчиком сведений о выполнении контракта (в частности, отдельного этапа) и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр госконтрактов. Уменьшать будут пропорционально стоимости исполненных обязательств, которые приняты и оплачены госзаказчиком.
Если поставщик обеспечивал обязательства банковской гарантии, то требование заказчика уплатить деньги по такой гарантии не может быть больше размера, рассчитанного по сведениям об исполнении контракта из реестра.
Если поставщик обеспечил деньгами, то он вправе заявить о желании вернуть их в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанного по сведениям о его исполнении.В ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ установили ограничения на уменьшение размера ОИК:
- поставщик должен исполнять госконтракт без неоплаченных неустоек;
- аванс, который предусмотрен госконтрактом, должен быть «отработан», т. е. ТРУ приняты заказчиком в объеме не меньше выплаченного аванса.
Уменьшить ОИК нельзя будет и в случаях, которые определит Правительство для обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан. Пока проекта такого Постановления на официальном сайте проектов нормативных актов нет.
Определили правила для обеспечения гарантийных обязательств
С июля 2019 года заказчики начнут требовать обеспечить гарантийные обязательства. Это правило будет действовать, если госконтрактом предусмотрены гарантийные обязательства и заказчик требует обеспечить основные обязательства.
Обеспечить гарантию можно будет как банковской гарантией, так и деньгами. Выбрать способ разрешили поставщику. Он может поменять способ или предоставить другую банковскую гарантию вместо первоначальной.
Размер такого обеспечения составит не больше 10 процентов от НМЦК.
Для срок действия банковской гарантии установили, что он должен превышать период гарантийных обязательств не меньше чем на месяц.
Как обеспечивать гарантийные обязательства, должно быть прописано в госконтракте. Эти же сведения рекомендуем прописать и в других закупочных документах. Если заказчик требует обеспечить гарантийные обязательства, то документы о приемке поставленных ТРУ будут подписываться только после предоставления поставщиком такого обеспечения.
Скачать 71-ФЗ от 01.05.2019
Скачать
Источник: https://goskontract.ru/kontrakt/s-iyulya-izmenitsya-obespechenie-ispolneniya-kontrakta