Особенности гражданско правового статуса коммерческих юридических лиц
Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК, ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г.
N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарное предприятие может быть создано (учреждено) лишь одним из следующих публичных собственником:
- Российской Федерацией,
- субъектом РФ или
- муниципальным образованием.
Создание унитарных предприятий путем соучредительства не допускается (п. 4 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).
Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК; ст. 3 Закона об унитарных предприятиях).
Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст.
52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.
Виды унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).
Различия в правовом статусе названных видов унитарных предприятий заключаются прежде всего в объеме правомочий, получаемых ими в отношении имущества учредителя-собственника, поскольку право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию еще более узкое, чем право хозяйственного ведения унитарного предприятия (ср. ст. 295-297 ГК). В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника (уполномоченного им органа), если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК; ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
Особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий:
- в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия;
- имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества;
- органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен;
- унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
- унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;
- унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом;
- унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Особенные черты унитарных предприятий, выделяющие их из всех коммерческих организаций:
- не являются построенными на началах членства корпорациями и
- не становятся собственниками закрепленного за ними имущества.
Подавляющее большинство сделок по распоряжению «своим» имуществом государственные и муниципальные предприятия не вправе совершать без предварительного согласия учредителя-собственника (ст. 6 и ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).
Более того, любым своим имуществом такое предприятие распоряжается «только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом». Сделки, совершенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п.
3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК). Следовательно, контрагент унитарного предприятия по сделке теперь должен практически каждый раз удостоверяться:
- в наличии разрешения собственника-учредителя на ее совершение;
- в ее соответствии возможностям предприятия продолжать осуществление предусмотренной его уставом деятельности.
Создавший такое предприятие единоличный учредитель (публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество. Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собственного имущества.
Действующее законодательство сохраняет конструкцию унитарного предприятия лишь для публичных собственников (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК).
Преобразование унитарных предприятий в другие формы коммерческих организаций означает их приватизацию, тогда как публичные интересы требуют сохранения государственной собственности в ряде секторов экономики.
Поэтому ставшая привычной для отечественного хозяйства организационно-правовая форма унитарных предприятий, видимо, еще сохранится в течение некоторого времени.
Термин «унитарное» подчеркивает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (долям, паям), в том числе и между его наемными работниками, которые не участвуют в образованииимущества своего «предприятия» и не несут имущественной ответственности по его долгам, а потому и не имеют на это имущество каких-либо прав. Юридическим лицом признается именно предприятие, а не его «трудовой коллектив», не являющийся субъектом гражданских правоотношений.Унитарное предприятие несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем находящимся у него на ограниченном вещном праве имуществом учредителя.
С другой стороны, унитарное предприятие не отвечает этим «своим» имуществом по долгам своего учредителя-собственника (кредиторы которого не могут, следовательно, обратить взыскание на имущество унитарного предприятия) (п. 5 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).
Собственник несет ответственность по долгам унитарного предприятия лишь в субсидиарном порядке и только в случае его банкротства, вызванного выполнением указаний собственника (п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве).
Унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК; п. 1 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях).
Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учредительных документах юридического лица, должны содержаться сведения о целях, предмете и видах его деятельности.
Сделки, совершенные унитарным предприятием с нарушением его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК).
Cобственнику имущества унитарного предприятия предоставлено право оспаривать в суде действительность заключенных его предприятием сделок (в которых сам учредитель не участвовал) и истребовать имущество своего предприятия из чужого незаконного владения иных лиц (п. 3 и 4 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
Тем самым, защищая интересы публичного собственника, закон поставил в весьма неприятное положение контрагентов созданных им формально самостоятельных юридических лиц (т.е.всех других участников гражданского оборота), находящихся под постоянной угрозой оспаривания их действий со стороны лица, с которым они не вступали ни в какие правоотношения.
В результате всесторонне защищаются имущественные интересы учредителя унитарного предприятия — публичного собственника, но эта защита далеко не всегда соответствует интересам имущественного оборота, затрудняя совершение сделок с унитарными предприятиями и применение к ним имущественной ответственности.
Собственник имущества унитарного предприятия назначает ему руководителя (директора), который является его единственным (единоличным) исполнительным органом, подотчетным собственнику-учредителю (п.
4 ст. 113 ГК; п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях). Никаких иных («волеобразующих») органов унитарного предприятия, в том числе «собраний трудового коллектива», закон не предусматривает.
ВАЖНО! Вызывает сомнение соответствие перечисленных ограничений конституционному принципу равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ), ибо само их наличие ясно свидетельствует о преимущественной защите данным законом интересов публичных собственников.
Совещательные органы, которые могут создаваться на некоторых предприятиях на основании п. 4 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях, не являются органами этого предприятия как юридического лица, поскольку не имеют полномочий на формирование или изъявление вовне его воли.
Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом (п. 2 ст. 114 ГК РФ), который не может быть менее:
- пяти тысяч МРОТ для государственного предприятия и
- одной тысячи МРОТ — для муниципального предприятия (п. 3 ст. 12 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»),
и осуществляет контроль за его деятельностью.
В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности для всеобщего сведения, т.е. вести дела публично (подобно открытому акционерному обществу).
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/grazhdansko-pravovoy-status-gosudarstvennich-i-munitsipalnich-unitarnich-predpriyatiy
1.1 Виды коммерческих юридических лиц
Административно-правовой статус коммерческих организаций
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает следующие виды коммерческих организаций: 1. Хозяйственное товарищество: 1…
Административно-правовой статус коммерческих организаций
2. Виды коммерческих организаций
Хозяйствующими субъектами на рынке могут быть российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью…
Имущественные отношения в акционерном обществе
1.2 Соотношение акционерного общества с другими видами коммерческих организаций. Виды акционерных обществ
Организация — это целевое объединение ресурсов. Классификация по цели осуществляемой деятельности носит двучленный характер и включает в себя коммерческие юридические лица…
Классификация юридических лиц
fЗадание 1. Проведите классификацию юридических лиц на виды по различным критериям и охарактеризуйте данные виды
коммерческий государственный правовой акционерный Традиционно классификация юридических лиц оценивалась с точки зрения второстепенности, дополнительности характера данного института…
Коммерческие организации как субъекты хозяйственного права
3. Виды коммерческих организаций и условия осуществления хозяйственной деятельности
В пункте 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним относятся: 1) хозяйственное товарищество: а) полное товарищество (ст. 69 ГК); б) товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст…
Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации: общая характеристика
1.1 Понятие арбитражного разбирательства и виды международных коммерческих арбитражей
Под арбитражным разбирательством в международном частном праве понимается рассмотрение споров в третейских судах…
Некоммерческие организации
f1.2 Виды коммерческих организаций
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает следующие виды коммерческих организаций: 1. Хозяйственное товарищество: Полное товарищество; Товарищество на вере. 2…
Организационно-правовые формы юридических лиц: их сравнительная характеристика
f1. История развития института коммерческих юридических лиц
1.1 Англия Большинство учёных сходятся во мнении, что прообразы современных коммерческих юридических лиц существовали в Древнем Риме, затем — в средневековой Европе, однако наиболее резкий скачок в развитии этого института произошёл в XVI-XVII вв…
Особенности коммерческого договора
1.2 Виды коммерческих договоров
В качестве основной группы торговых договоров прежде предлагалось выделять договоры покупки товаров с целью их продажи. В эту группу включались договоры купли-продажи, поставки, мены и др…
Понятие коммерческой сделки
Понятие и виды коммерческих сделок
Коммерческая сделка — это договоренность между двумя или несколькими сторонами на поставку товаров, работ или услуг в соответствии с условиями, которые были обговорены между сторонами заранее…
Порядок создания коммерческих организаций
f1. Понятие и виды коммерческих организаций
Деятельность коммерческих организаций получила свое развитие совсем недавно и является относительно молодой. Это связано с переходом Российской Федерации с социалистических позиций в сторону капитализма в 1990-х годах…
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
f1. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях
Под преступлениями против интересов службы в коммерческих иных организациях понимаются предусмотренные главой 23 УК ПМР умышленные общественно опасные деяния…
Преступления против интересов службы в коммерческих организациях
1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против интересов службы в коммерческих организациях
Глава 23 УК “О преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях” помещена законодателем в разделе 8, предусматривающем ответственность за преступления в сфере экономики…
Проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя
2.4. Проблемы, вызванные статусом учредителей некоторых коммерческих юридических лиц
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации…
Проблемы создания, регистрации коммерческих юридических лиц в настоящее время
1. Проблемы создания, регистрации коммерческих юридических лиц в настоящее время
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом…
Источник: https://pravo.bobrodobro.ru/16688
Коммерческие юридические лица их правовое положение
По дисциплине Гражданское право
На тему «Коммерческие юридические лица их правовое положение»
Выполнила:
Студентка гр.
Научный руководитель:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3
1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО –
ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИИ ………………………………………………………4
2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.…………………..………..6
2.1. Возникновение (создание) юридического лица………………………………8
2.2. Прекращение юридического лица……………………………………….…….9
3. КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. ВИДЫ И ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ …………………..………………………………………………..14
3.1. Хозяйственное товарищество…………………………………………………14
3.2. Полное товарищество……………………………………………………..…..17
3.3. Коммандитное товарищество………………………………………………….18
3.4. Товарищество с ограниченной ответственностью……………………..……20
4.5. Производственный кооператив……………………………………………….21
4.6. Государственное предприятие………………………………………….…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………….30
Введение
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения каких — либо целей.
Основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте является образование юридического лица. Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима как правоспособность, так и дееспособность.
В отличие от граждан у юридических лиц право и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно может своими действиями приобретать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.«В Средние века представления о юридических лицах все еще испытывали сильное влияние догматов римского права. Глоссаторы и постглоссаторы ограничивались комментированием античных текстов, пытаясь приспособить их к потребностям развивающегося хозяйства. В эту эпоху и особенно в Новое время конструкция юридического лица получила дальнейшее практическое развитие».
Переход от плановой экономики советского Казахстана к современным рыночным отношениям, был весьма непростым. Пришлось впервые самостоятельно принимать решения дальнейшего развития. Методом проб и ошибок складывались экономические отношения молодой страны.
Не смотря на 20 лет развития, мы вновь и вновь исправляем ошибки, ищем новые пути эффективного использования ресурсов. Неотъемлемой частью перехода к рыночным отношениям является развития коммерческих организаций, деятельность которых направлена на непосредственное получение дохода.
Эти организации играют большую роль в экономике нашего государства, во многом именно от их деятельности зависит успех проводимых в Казахстане реформ.
В связи с этим изучение и всесторонний анализ юридических проблем, связанных с правовым регулированием деятельности подобных организаций (в частности, особенностей правового статуса), представляет большой теоретический и практический интерес.
Целью данной работы является дать определение юридическим лицам, показать процесс образования и прекращения юридических лиц. По целям деятельности разграничение юридических лиц производится на основе ст. 34 ГК РК на коммерческие и некоммерческие организации.
рассмотреть виды и правовое положение коммерческих юридических лиц.
Все юридические лица в Казахстане проходят государственную регистрацию, большинство из которых имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние правовые элементы не отражают сущности юридического лица.
Введение
Актуальность темы исследования. Несмотря на научную разработанность темы юридических лиц в гражданском праве, очень многие вопросы, касающиеся правового положения кредитных, страховых организаций, коллективных инвесторов, остаются спорными и неурегулированными действующим законодательством.
Экономическая система любого государства постоянно испытывает потребность в перераспределении финансовых активов от тех, кто ими обладает, тем, кто в них нуждается. Одним из наиболее оптимальных источников денежных средств традиционно выступают сбережения населения.
Потребителями (реципиентами), нуждающимися в привлечении дополнительных финансовых потоков, являются хозяйствующие субъекты и само государство. Однако население предпочитает высоколиквидные и краткосрочные вложения, в то время как экономика нуждается в долгосрочных инвестициях.
Отмеченные противоречия служат основной причиной возникновения особых финансовых посредников, которые осуществляют перераспределение денежных ресурсов и способствуют согласованию интересов в условиях финансового рынка. Такими посредниками и выступают отдельные виды организаций, проблеме регулирования деятельности которых и посвящена данная работа.
Эти организации выступают своего рода аккумулятором средств частных инвесторов, инструментом, способным осуществлять перспективные инвестиционные проекты в нашем государстве.
Говоря о нынешней ситуации, необходимо учитывать, что перед Россией достаточно остро стоит вопрос о необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Отечественная экономика может нолучить их не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.К сожалению, ситуация летом 2004 года на финансовом рынке опять была близкой к кризису. Сейчас, когда ситуация несколько стабилизировалась, необходимо проанализировать причины этой нестабильности и сделать соответствующие выводы1.
В этом контексте исследование правовых основ существования коммерческих организаций с особым правовым статусом, в частности, аккумулирующих денежные средства, которые занимают самостоятельное место в системе юридических лиц, представляется объективно важной задачей не только с теоретической, но и с практической точки зрения.
Степень разработанности темы. Следует отметить, что институт коммерческих организаций с особым правовым статусом, аккумулирующих денежные средства, до настоящего исследования не подвергался комплексному правовому анализу и не выделялся в качестве самостоятельного объекта изучения не только российскими учеными, но и зарубежными специалистами.
Много публикаций посвящено таким организациям в различных экономических изданиях, однако большинство таких работ преследует сугубо прикладные цели.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью данной научной работы выступает комплексное исследование особенностей правового регулирования деятельности коммерческих юридических лиц с особым правовым статусом, аккумулирующих денежные средства, выработка предложений по совершенствованию механизма дальнейшего регулирования их деятельности.
1 Солнцев О., Хромов М. Наши банки взрослеют// Российская бизнес-газета. — 2004. -27 июля (центр макроэкономическою анализа и краткосрочного прогнозирования).
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
— провести анализ правовой базы, на основе которой строится правовое регулирование деятельности коммерческих юридических лиц с особым правовым статусом в Российской Федерации;
— выявить специфику правового положения таких организаций;
— определить правовой режим имущества коммерческих юридических лиц с особым правовым статусом, выявить его особенности;
— определить правовой режим денежных средств отдельных видов коммерческих организаций, аккумулирующих денежные средства;
— выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой области.
Объект диссертационного исследования. В качестве объекта настоящего исследования выступает система правоотношений, складывающихся при функционировании коммерческих юридических лиц с особым правовым статусом, аккумулирующих денежные средства.Предметом исследования является гражданское и иное законодательство, регулирующее правовое положение вышеуказанных коммерческих организаций, судебная и иная практика, а также работы ведущих отечественных ученых цивилистов в рассматриваемой области.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую основу диссертации составили труды Братуся С.Н., Бенедиктова А.В., Витрянского В.В., Ершовой И.В., Ефимовой Л.Г., Кулагина М.И., Лунца Л.А., Мейера Д.И., Мозолина В.П., Новоселовой Л., Покровского И.А., Покровской П., Скловского К.Е., Суханова Е.А., Толстого Ю.К., Фогельсона Ю.Б., Шер-шеневича Г.Ф. и др.
Кроме того, автор опирался на труды зарубежных авторов — Р. Саватье, Г. Карбонье и др.
Сформулированные выводы основываются также на работах философов (Р. Иеринг, И. Кант, К. Маркс и др.), экономистов (Лисин B.C., Миловидов
В.Д.ндр.).
Нормативную базу настоящего исследования составляет круг нормативных актов, которые в той или иной степени касаются вопросов регулирования деятельности российских коммерческих юридических лиц с особым правовым статусом. В необходимых случаях привлекаются аналогичные нормативные акты зарубежных стран, в частности, США, Германии.
В процессе работы над темой исследовании, проанализированы материалы судебной арбитражной практики, учтены результаты практической деятельности автора работы.
Методологическую основу работы составляют сравнительный, системный, аналитический методы познания, позволяющие провести сравнительно-правовой, формально-юридический, терминологический, структурный и функциональный анализ исследуемого объекта.
Научная новизна диссертационного исследования Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые в отечественной юридической науке коммерческие юридические лица с особым правовым статусом, аккумулирующие денежные средства, выделены в качестве самостоятельного объекта комплексного правового исследования, дано определение этих юридических лиц, определена их правосубъектность, выявлена специфика правового регулирования осуществляемой ими деятельности, определены особенности правового режима имущества данных юридических лиц.
Анализ правового положения коммерческих организаций с особым правовым статусом позволил сформулировать следующие основные выводы и положения, отражающие научную новизну диссертационного исследования:Целью работы является изучение организационно-правовых форм предприятий и организаций, действующих на территории РФ. Для выполнения поставленной цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
· изучить законодательные акты РФ, регулирующие вопросы создания предприятий, · понять различие между этими организациями, · проанализировать и систематизировать, рассмотренные материалы, отразить их в соответственных разделах реферата;
Источник: https://student.zoomru.ru/adminpravo/kommercheskie-juridicheskie-lica-ih-pravovoe/144446.1106563.s1.html