Работа врачем физиотерапевтом вредная
Вредные условия труда медицинских работников: перечень
Работа в сфере здравоохранения сопряжена с неблагоприятными факторами. Например, всегда есть риск инфицирования, ведь работать приходится с лицами, имеющими различные патологии. В статье вы найдете информацию о том, что представляют собой вредные условия труда медицинских работников, перечень категорий и данные о льготах и гарантиях.
Профессиональные вредности медицинских работников: категории
Единого перечня, по которому оценивалась бы «вредность» у медицинских работников, нет. При необходимости, определить, на какие льготы и компенсации может рассчитывать сотрудник медучреждения, можно по постановлениям Правительства РФ (№ 101, № 482) и приказам Минздравсоцразвития РФ (№ 302н, № 45н, № 225).
По результатам специальной оценки условий труда медицинскому работнику может быть присвоена одна из четырех категорий вредности:
- Оптимальные условия. Воздействия вредных веществ не обнаружено либо оно не значительно.
- Сотрудник подвергается воздействию неблагоприятных веществ в пределах нормы.
- Уровень неблагоприятного воздействия повышен.
- Работа в условиях постоянной угрозы жизни.
Третья категория подразделяется на четыре подкатегории:
- Восстановление организма происходит за сутки.
- Изменения в организме необратимы, но накапливаются в течение длительного времени.
- Изменения в организме приводят к заболеваниям.
- Воздействие вредных веществ приводит к тяжелым формам профзаболеваний.
Для некоторых работников в сфере медицины право на льготы и компенсации предусмотрено на законодательном уровне. К ним относятся медработники:
- занятые в туберкулезных диспансерах;
- диагностирующие и лечащие ВИЧ-инфекции;
- оказывающие психиатрическую помощь.
В иных случаях «вредность» у медицинских работников оценивается по результатам специальной проверки. Это регулируется ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года.
Льготы и гарантии за вредность у медицинских работников
Профессиональные «вредности» в медицине компенсируются рядом льгот и гарантий. К ним относятся:
Медработник может рассчитывать на увеличение зарплаты за счет работы в особо опасных и вредных условиях (3 и 4 категории), труд в ночное время суток, интенсивность и качество работы, а также за трудовой стаж. Так, например, «вредность» в реанимации, как правило, оплачивается в размере 15 % от оклада. Возможно дополнительное начисление до 30 %.
Длительность дополнительного отпуска может варьироваться от недели до месяца. На такую компенсацию вправе рассчитывать медработники, степень вредности условий труда которых относится к третьей и четвертой категории.
За неблагоприятные условия труда положено уменьшение трудовой недели до 36 часов. Так, к примеру, профессиональные вредности врача-стоматолога дают ему право рассчитывать на такое снижение количества рабочих часов. Уменьшить период рабочего времени могут сотрудники, степень вредности рабочих мест которых относится к третьей и четвертой категории.За вредность медицинским работникам полагается молоко. Выдача происходит при совокупности следующих факторов:
- вредность зафиксирована в приказе Минздравсоцразвития № 45н;
- вредные вещества оказывают влияние на организм не менее половины рабочего времени;
- уровень патогенных веществ выше норм ПДК.
Некоторые медработники совмещают несколько должностей с разными категориями вредности. В таком случае компенсацию чаще всего выплачивают только по основной должности. Однако возможно получение среднеарифметической льготы по всем должностям.
Профессиональные вредности в медицине – что по факту?
Присвоение категории происходит по результатам специальной оценки. Многие медработники столкнулись с тем, что после очередной проверки условий труда, рабочее место более не признается опасным для здоровья.
Так, например, с этим столкнулись медработники с должностью «Рентгенлаборант», вредность которых ранее оценивалась по категории 3.2, но в результате новой аттестации уровню неблагоприятности была присвоена вторая степень. Это лишило работников рентгенлабораторий многих положенных льгот.
Для тех, кто знает, что такое работа в рентгенкабинете, вредность очевидна – сотрудники постоянно имеют дело с приготовлением фотохимических растворов и концентратов. Также есть случаи, когда снижали вредность врача УЗИ.
Можно ли с этим бороться? Помочь может коллективное обращение в Минздравсоцразвитие и направление дубликата в Ростехнадзор и Госинспекцию труда. Необходимо потребовать повторной аттестации и пересмотра присвоенной категории вредности.
Источник: https://spmag.ru/articles/vrednye-usloviya-truda-medicinskih-rabotnikov-perechen
Работа врачем физиотерапевтом вредная
Работодатель по закону обязан компенсировать вредные условия труда 3-его класса и может вводить свои дополнительные выплаты для допустимых характеристик рабочего места сотрудника.
На данный момент СОУТ поддерживает следующую градацию:1-ый класс оптимальных условий труда – компенсаций нет.2-ой класс допустимых факторов – обязательные компенсации не предусмотрены.
3-ий класс вредности работы – есть обязательные компенсации:
- для подгруппы 2 – доплаты и дополнительные отпуска
- для 1 подгруппы – доплаты
- 4 подгруппа – допотпуск, доплата, сокращенный рабочий день
- для 3-ей подгруппы – доплаты, отпуска, сокращенная рабочая неделя/день
4-ый класс опасности – доплаты, отпуска, сокращенный рабочий день.Только СОУТ определит принадлежность места работы к тому или иному классу и позволит получить обусловленную законом компенсацию за профессиональные вредности в медицине.Про степени вредных условий труда прочитайте в нашей Следует различать доплаты «за вредность» и выплаты за «специфику».
Компенсация за вредность у медицинских работников выплачивается строго по результатам СОУТ.
Трудовой Кодекс предусматривает следующие виды гарантий:
- дополнение к основному отпуску в количестве не менее 7 календарных дней
- доплаты к основному окладу сотрудника в размере не менее 4% его величины
- рабочая неделя сокращенная продолжительностью не более 36 часов
Оплата труда медработников может быть увеличена за работу во вредных (3 класс) и опасных (4 класс) условиях труда по СОУТ, выполнение обязанностей в местах с особым климатом, за работу в ночное время, за соблюдение государственной тайны. Существует и отдельный перечень стимулирующих выплат за интенсивность труда, его качество, определенный стаж.Статья ТК РФ №117 регламентирует правила оформления дополнительных отпусков.
Если оценка рабочего места отнесла его к классу не ниже 3.2, медицинскому работнику положен дополнительный отпуск.
Ранее согласно отраслевому списку все работники медицинских учреждений имели право на 6,12 или 18,30 и более рабочих дней дополнительно к основному отпуску. Сейчас эта норма не является легитимной.Работать в неделю менее 40 положенных часов могут медицинские работники с рабочими местами классов 3.3, 3.4, 4 по СОУТ и на основании ст. ТК РФ №350 о регулировании труда медицинских работников.
Других возможностей сократить рабочий день и рабочую неделю законодательством не предусмотрено. Данная компенсация должна быть закреплена в договоре и карте СОУТ.Молоко за вредные условия труда медицинским работникам, пенсия за выслугу или за вредность – все это допльготы медикам.
Они закреплены Федеральными законами, к примеру пенсия за выслугу лет регламентирована документом №400 о страховой пенсии, статьей 30, а пенсия за вредность обусловлена правилами компенсации по результатам СОУТ на конкретном предприятии и рабочем месте.Выдача молока или равноценных продуктов питания осуществляется только при одновременном соблюдении 3 факторов:
Охрана труда в отделениях (кабинетах) физиотерапии
Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения N 8, 2012 1.1.
При организации деятельности отделений (кабинетов) физиотерапии должны соблюдаться требования действующих межотраслевых и отраслевых нормативно-правовых актов в области охраны труда.
* ________________ * Основными документами при организации охраны труда в отделениях (кабинетах) физиотерапии помимо действующих межотраслевых и отраслевых нормативно-правовых актов в области охраны труда являются: отраслевой стандарт (утв. 1.2.
Отделения (кабинеты) физиотерапии должны соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормативам, требованиям пожарной и радиационной безопасности.
1.4. К выполнению работ в отделениях (кабинетах) физиотерапии должны допускаться лица: — с соответствующей профессиональной подготовкой и квалификацией согласно действующим нормативно-правовым актам; — прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда; — прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний.
1.5. Работа в отделениях (кабинетах) физиотерапии связана с риском: — возникновения вредных и опасных факторов при работе с физиотерапевтическим оборудованием; — поражения электрическим током; — возникновения пожароопасной ситуации. 1.13.При эксплуатации отделений (кабинетов) физиотерапии возможно воздействие на персонал следующих опасных и вредных производственных факторов: Физические опасные и вредные производственные факторы: — повышенная температура воздуха рабочей зоны; — повышенный уровень шума на рабочем месте; — повышенный уровень вибрации; — повышенный уровень ультразвука; — повышенный уровень инфразвуковых колебаний; — повышенная влажность воздуха; — повышенная ионизация воздуха; — повышенный уровень статического электричества; — повышенный уровень электромагнитных излучений; — повышенная напряженность электрического поля; — повышенная напряженность магнитного поля; — повышенный уровень ультрафиолетового излучения; — повышенный уровень инфракрасного излучения; — повышенный уровень внешнего гамма-излучения; — повышенный уровень лазерного излучения.
Химические опасные и вредные производственные факторы: — повышенное содержание сероводорода; — повышенное содержание углекислого газа; — повышенное содержание скипидара; — повышенное содержание озона, азота, окислов азота, йода, брома и др.
; — повышенное содержание метана; — повышенное содержание хлора; — повышенное содержание радона и его дочерних продуктов.
Биологические факторы (опасность заражения работников от инфицированных пациентов при проведении физиотерапевтических процедур).
Психофизиологические факторы, включая повышенное напряжение органов зрения; Пожаро- и взрывоопасные факторы.
2.2.
Льготы персоналу физиотерапевтических подразделений
» 08 октября 2020 года На современном переходном этапе развития медицинской науки и практического здравоохранения отмечается широкое использование физических факторов в лечебных и санаторно-курортных учреждениях, внедрение новейших методов физической диагностики, что вовлекает значительный контингент медицинских работников и инженеров в сферу обслуживания физиотерапевтической аппаратуры.
Повсеместная компьютеризация еще более увеличивает этот круг.
Поэтому освоение и выполнение медицинскими работниками основных правил организации и техники безопасности при проведении физиобальнеотерапевтических процедур является залогом длительной работы аппаратуры и качественного проведения процедур.
Устройство, эксплуатация и техника безопасности физиотерапевтических отделений (кабинетов) регламентированы государственным стандартом ОСТ 42-21-16-86, утвержденным Министерством здравоохранения СССР приказом № 1453 от 04.11.1986 г. который действует по настоящее время.
Этот стандарт должен быть в каждом физиотерапевтическом подразделении независимо от его величины. Приказом № 1440 от 21 декабря 1984 г. утверждены положения о физиотерапевтической поликлинике и больнице, коэффициенты процедур, выполняемых медицинскими сестрами физиотерапевтических кабинетов.
Должности врачей-физиотерапевтов и медицинских сестер определяются приказом МЗ СССР № 999 от 11 октября 1982 г.
Источник: https://indsn.ru/rabota-vrachem-fizioterapevtom-vrednaja-96694/
Заболевания медицинских работников
Борясь за здоровье пациентов, медицинские работники зачастую рискуют своим. Иногда профессиональные заболевания даже заставляют уйти из медицины. Избежать многих проблем можно благодаря грамотной профилактике, своевременным медицинским осмотрам и раннему обращению к коллегам за профессиональной помощью.
Инфекции
Кровь, попавшая в порез или прокол, может перенести возбудителей больше 20 заболеваний, включая гепатит B, гепатит C и ВИЧ. Естественно, врачи, медсёстры, фельдшеры и санитары в зоне особого риска.
По данным Всемирной организации здравоохранения, если пациент, кровь которого оказалась на игле, был инфицирован, то риск заразиться такой: 30 процентов — для гепатита B, 3 процента — для гепатита C и 0,3 процента — для ВИЧ. Угрозу несут не только иглы и скальпели: кровь, как и другие биологические жидкости, может брызнуть и попасть на слизистую (в глаза, рот, нос).
Это также чревато заражением. Опасно и попадание биологических жидкостей на повреждённую кожу.
Что делать, если вы порезались загрязнённым инструментом или укололись иглой, побывавшей в теле пациента?
- Дайте крови стечь, в идеале держа рану под водой.
- Вымойте рану под струёй воды с большим количеством мыла.
- Не трите рану, когда моете.
- Не отсасывайте кровь из раны.
- Высушите рану и заклейте водостойким пластырем.
- Следуйте протоколу профилактики.
Если капли крови, слюны или другой биологической жидкости попали на слизистую, промойте её большим количеством воды. Для предотвращения таких инцидентов рекомендуется назначать инъекционное введение препаратов только тогда, когда это действительно необходимо.
Например, нет данных, что антибиотики, нестероидные противовоспалительные средства, кортикостероиды, опиоиды и витамин B12 дают лучший эффект, если применяются в виде инъекций, а не таблеток.
Используйте контейнер для игл и бросайте их туда, не закрывая колпачком: иначе высок риск уколоться.
Чтобы предотвратить заражение через повреждённые участки кожи, всегда заклеивайте их водонепроницаемым пластырем и работайте с биологическими жидкостями в перчатках. Если есть риск, что кровь или другие биологические жидкости могут брызнуть, нужно надевать маску, очки и халат.
После контакта с пациентом необходимо мыть руки
Помните, что бактерии (например, метициллин-устойчивый золотистый стафилококк, ванкомицин-устойчивые энтерококки) могут передаваться и через непрямой контакт: дверные ручки, поручни, оборудование, кушетки. Поэтому не прикасайтесь грязными руками к лицу.
Когда заражённый человек кашляет, чихает или говорит, а также при интубации и отсасывании мокроты в воздух попадают капли слизи с вирусами и бактериями. Если они оказываются на слизистой другого человека, то могут вызвать болезнь.
В крупных каплях на небольшом расстоянии может передаваться вирус гриппа и бактерия Bordetella pertussis, вызывающая коклюш. Более мелкие частицы остаются в воздухе дольше и распространяются на более дальние расстояния.
Так передаются инфекции, которые вызываются более стойкими возбудителями, могущими прожить вне тела человека дольше. Это, например, микобактерия, вызывающая туберкулёз, и вирус краснухи.Поэтому необходимо делать все возможные прививки вовремя, а в некоторых случаях, когда вероятно попадание крупных капель на слизистые, надевать маску и очки.
Прививки медицинским работникам
Медицинским работникам необходимо сделать следующие прививки:
- от гепатита B;
- от гриппа (каждый год);
- от кори, краснухи и паротита;
- от ветряной оспы (если не болели раньше);
- от дифтерии и столбняка (ревакцинация — через 10 лет. В России нет вакцин, содержащих коклюшный компонент, поэтому если есть возможность, стоит привиться за границей, где такие вакцины есть);
- от менингококка (если вы регулярно контактируете с выделенной N. meningitidis);
Травмы
У медицинских работников довольно травмоопасные условия труда. У этого обстоятельства есть две основные причины. В первую очередь дело в том, что состояние больничных помещений не всегда хорошо приспособлено для экстренных ситуаций.
То же относится к условиям, в которых работают сотрудники скорых.
Лишние ступеньки, уступы, задравшийся линолеум, выбитый кусок кафеля, любая жидкость, случайно разлитая на пол, — всё это приводит к падениям и травмам, особенно если работник спешит.
Чтобы сотрудники не поскальзывались, в больницах и поликлиниках необходимо особенно внимательно следить за чистотой пола, за тем, чтобы он был ровным, и за тем, чтобы везде было хорошее освещение. Также медицинские работники должны носить правильную обувь (удобную, с закрытым носом и нескользкой подошвой).
Другая травмоопасная особенность работы в медицине — это повышенная вероятность получить удар от пациента или его близкого.
Люди с ментальной инвалидностью, больные, находящиеся под воздействием алкоголя или наркотиков могут проявить агрессию.
Также бывают случаи, когда родственники недовольны лечением или чем-то другим и приходят, чтобы пригрозить врачу или медсестре, но могут и сразу применить силу.
В зоне особого риска медицинские работники, которые выполняют свои обязанности в одиночку, на скорой, ночью, имеют дело с наркотическими препаратами и дорогими лекарствами. Пока в России очень плохо организована защита медицинских работников, поэтому, возможно, стоит пройти курсы самообороны.
Заболевания костно-мышечной системы
У медицинских работников довольно часто возникают заболевания костно-мышечной системы. Среди медсестёр и санитарок один из самых высоких рисков развития таких заболеваний. Это связано с регулярным поднятием тяжестей и повторяющимися движениями.
В идеале в медицинском учреждении всё должно быть организовано так, чтобы персонал прикладывал минимум физических усилий. Однако такая возможность есть далеко не всегда. Во многом из-за этого у сотрудников возникают мышечные боли, растяжения и т. д.
Нужно обратиться за медицинской помощью, как только возникли какие-то проблемы, иначе дело может дойти до потери трудоспособности. Специалист не только расскажет, как лечиться, но и, возможно, найдёт в ваших ежедневных действиях технические ошибки, которые и привели к повреждению.Поэтому имеет смысл с самого начала поговорить с эрготерапевтом или травматологом о том, как правильно поднимать тяжести и выполнять другие рутинные обязанности.
Контактный дерматит у медработников
Медицинские работники должны часто мыть руки, причём редко когда можно обойтись обычным мылом — во многих ситуациях необходимо использовать дезинфицирующие средства. И вода, и эти вещества повреждают кожу.
Если вы моете руки больше 20 раз в день, риск развития контактного дерматита значительно повышается.
Кожа воспаляется, становится красной, шелушится, повреждённое место болит или зудит. Частое воздействие воды только способствует тому, чтобы возникло воспаление, но пусковым механизмом является контакт с каким-то специфичным веществом.
Чтобы снизить вероятность развития контактного дерматита, регулярно увлажняйте руки кремом, вытирайте их насухо после мытья и носите одноразовые, неопудренные латексные перчатки с низким содержанием белка. Другие латексные перчатки, наоборот, будут только способствовать развитию контактного дерматита. Также регулярно проверяйте состояние кожи.
Если вы заметили какое-то раздражение, покраснение, немедленно обратитесь к дерматологу: запущенный контактный дерматит тяжело поддаётся лечению.
Выгорание и депрессия
Тяжёлые условия труда нередко приводят медицинских работников к выгоранию и депрессии.
Когда человек теряет смысл своей деятельности, не чувствует, что может что-то поменять, когда ничто не радует при выполнении своих профессиональных обязанностей — это и есть выгорание.
Особенно сильно этому способствует бюрократия, необходимость заполнять множество зачастую бессмысленных бумаг. Из-за выгорания и депрессии медицинские работники раньше уходят на пенсию или меняют профессию.
Выгорание — большая проблема, которую можно попытаться предупредить. Для этого есть несколько простых советов:- Не нужно накапливать усталость и пренебрегать возможностью уйти в отпуск. Старайтесь также регулярно находить время на активный отдых на выходных.
- Если вы выполняете больше работы, чем вам хотелось бы, постарайтесь сократить рабочие часы. Скорее всего вы потеряете в зарплате, но вы останетесь в профессии.
- Сосредоточьтесь на том, что приносит вам удовольствие на работе и за её пределами, не забывайте также о физических нагрузках и развлечениях.
- Делитесь с близкими своими переживаниями.
- Смиритесь с тем, что некоторые вещи на работе вы не можете контролировать.
- Прислушивайтесь к себе, регулярно оценивайте своё эмоциональное состояние, обращайте внимание на то, стали ли вы больше пить, раздражаться и скандалить, плакать, появились ли проблемы со сном.
Если есть какие-то настораживающие признаки, если работа стала приносить вам только отрицательные эмоции, обратитесь к психологу или психотерапевту. Не нужно этого стесняться, не нужно игнорировать признаки выгорания: оно может довести до депрессии, выход из которой скорее всего будет долгим и трудным.
Бронхиальная астма и профессиональный ринит
У медицинских работников также повышен риск развития бронхиальной астмы и ринита.
Это связано с воздействием различных веществ, которые провоцируют такие заболевания: латекс, ряд лекарственных препаратов и БАДов (например, «Псиллиум»), ферменты, формальдегид.
Предварительные исследования показывают, что, например, с аллергической реакцией на латекс (а именно такого рода реакции связаны с астмой и ринитом) можно бороться с помощью аллерген-специфической иммунотерапии.
Для записи на консультацию звоните по телефону +7 (495) 308-39-92
Источник: https://profmedlab.ru/profosmotr/zabolevaniya-meditsinskih-rabotnikov/
Врач-физиотерапевт: особенности профессии, обязанности, требования, обучение, карьера
Помимо традиционных средств, современная медицина использует дополнительные методы лечения – аппаратные. Их назначает и проводит врач-физиотерапевт.
С помощью методов физиотерапии можно значительно облегчить и ускорить процесс лечения. Эту область медицины можно отнести к одной из самых активно развивающихся и востребованных.
Модернизированные аппараты делают проведение процедур комфортным и безболезненным, а выздоровление протекает в 1,5-2 раза быстрее.
История появления профессии
Историю развития физиотерапии условно можно разделить на 3 этапа:
- Выживание в естественной среде. Древние люди, не имея возможности влиять на природные условия, использовали их в свою пользу, когда это было возможно. Чистой водой промывали раны, на солнце просушивали шкуры, чтобы в них не заводились паразиты.
- Появление первичных методов лечения. Врачи открыли способность отдельных видов природных ресурсов влиять на организм. Так появилось лечение минеральными водами и грязелечение.
- Развитие физиотерапевтических методик лечения. С появлением электричества стало возможным развитие новых технологий. Герике, используя статическое электричество, создал франклинизацию – лечение электромолем. Позднее появилась гальванизация и на ее основе – аппаратная физиотерапия.
Электротерапия, как отдельное направление в медицине, активно развивалась в период с 1807 по 1891 года. В 1903 году появилась фототерапия. Ее создателю, Н. Фризену, за ее изобретение вручили Нобелевскую премию.
В 20 веке появились лазеры, ультразвуковая терапия, портативные аппараты.
Развитие отрасли не останавливается, физиотерапевты продолжают осваивать работы магнитного поля, развивать бальнеотерапию и инновационные методы лечения.
Особенности работы
Физиотерапия сочетает в себе разные методики лечения. Она не заменяет медикаментозное воздействие, а дополняет его.
Физиотерапевтические методы способствуют скорейшему выздоровлению больного, часто их назначают как восстанавливающее средство после хирургического вмешательства.
Благодаря физиотерапии лекарственная нагрузка снижается. Она позволяет сократить срок приема медикаментов и поддерживает организм.
Отдельные методы физиотерапии используют сочетания разных типов воздействия. Для проведения электрофореза врач использует электрический ток, чтобы ввести пациенту под кожу медикаменты. Этот метод является промежуточным, сочетающим физику и фармакологию, но относится к физиотерапии. Для лечения больных суставов сочетают уколы и сеансы ультразвуковой терапии.
Физиотерапевт по сути занимается лечением всех систем органов. Он должен знать особенности назначения медикаментов и дозировку, чтобы правильно рассчитать количество сеансов. В арсенале физиотерапевта разнообразная аппаратура, с которой должен уметь работать не только врач, но и медсестры.
Профессиональные обязанности
Врач-физиотерапевт должен владеть всеми методами лечения и базовыми навыками практикующего врача:
- вести прием пациентов по направлению от других специалистов, уточнять диагноз, подбирать методы лечения и составлять схему;
- проводить физиопроцедуры, делать массаж, разрабатывать программы ЛФК;
- контролировать работу медсестер, обучать их методикам работы с новыми физиотерапевтическими аппаратами;
- проверять состояние аппаратов, вовремя организовывать ремонтные и профилактические работы;
- консультировать пациентов, помогать коллегам в составлении лечебной диеты для пациентов, давать рекомендации по смене образа жизни и климата;
- вести учетную документацию.
Физиотерапевт не участвует во врачебных комиссиях и не проводит выездных консультаций. Но он может участвовать в просветительских мероприятиях, выступая с лекциями.
Основные области работы
Физиотерапевты работают со всеми основными видами заболеваний:
- нервной системы;
- позвоночника и суставов;
- верхних и нижних дыхательных путей;
- мочеполовой системы;
- кожи;
- желудочно-кишечного тракта.
Для лечения используют различные способы и методы:
- магниторезонансная терапия;
- ультразвуковая терапия;
- кислородотерапия;
- электро и ионофорез;
- грязе и водолечение;
- сонотерапия;
- массаж и ЛФК.
Физиотерапевт обязан уметь не только работать со всей аппаратурой, но и уметь обучать этому медперсонал. В большинстве случаев он не проводит процедуры сам, а поручает это медсестрам, изредка контролируя правильность выполнения.
Плюсы и минусы профессии
Физиотерапия как область медицины имеет преимущества:
- врач-физиотерапевт не обязан присутствовать и консультировать на операциях;
- рабочий день нормирован, нет срочных вызовов;
- риск столкнуться с осложнениями во время лечения минимальный;
- можно сочетать практику и научную деятельность;
- гарантирован отпуск, есть возможность досрочного выхода на пенсию.
Минусы работы физиотерапевтом:
- необходимо постоянно изучать большие объемы информации;
- помимо прочих обязанностей, физиотерапевты должны следить за состоянием аппаратуры;
- медленное развитие карьеры;
- зарплата поначалу минимальна.
Физиотерапия подходит людям, которые хотят работать в сфере медицины, но не могут справляться с постоянными физическими нагрузками.
Требования к соискателям
Чтобы работать физиотерапевтом, врач должен знать особенности симптомов заболеваний, принцип подбора и сочетаемости процедур, технику безопасности при использовании аппаратуры.
Практиковать имеют право только специалисты, получившие высшее образование и сертификат по специальности «Физиотерапия».
Также важно владение ПК на уровне уверенного пользователя, поскольку все данные пациентов хранятся в единой информационной системе.
Необходимые качества личности
Физиотерапевт должен обладать общими навыками, необходимыми для работы в медицинской сфере:
- терпением, умением налаживать контакт с пациентом;
- аналитическим мышлением;
- высокой концентрацией внимания;
- умение брать на себя ответственность;
- хорошей памятью, способностью запоминать большие объемы информации;
- стремлением к профессиональному росту.
Физиотерапевт не рискует заразиться от пациента вирусным или инфекционным заболеванием, поскольку к нему на прием пациенты попадают уже на стадии выздоровления. Но опасность рецидива сохраняется, поэтому основное качество для физиотерапевта – внимание к деталям. Он должен уметь замечать крытые симптомы и предупреждать появление осложнений.
Где получать образование
Получить специальность физиотерапевта можно в медицинском вузе. Для этого нужно поступать на «Лечебное дело» или «Педиатрию». Абитуриенту понадобятся высокие баллы ЕГЭ по биологии, химии, математике, английскому языку. Обучение врача обязательно включает бакалавриат, магистратуру и ординатуру. Всего оно длится от 6 до 10 лет, в зависимости от специализации.
При переходе в ординатуру будущий врач должен сдать специальный экзамен. Независимо от результатов выпускных экзаменов, физиотерапевт должен доказать свое право вести врачебную практику.
При успешном прохождении экзамена он поступает в ординатуру и работает под руководством врача-наставника. Только после окончания ординатуры физиотерапевт становится самостоятельным специалистом, и может вести прием.
Но обучение на этом не заканчивается: практикующий врач должен регулярно посещать семинары и симпозиумы, чтобы повышать свой профессиональный уровень.
Основные направления и предметы
Студенты физиотерапевтического отделения вначале изучают общие предметы, к которым на последних курсах добавляются узкопрофильные. Обязательными предметами являются:
- анатомия;
- биохимия;
- физиология;
- патология;
- диагностика.
Также физиотерапевты углубленно изучают методики аппаратной терапии, особенности работы приборов, профилактику поломок и техобслуживание.
Средняя заработная плата
Врач-физиотерапевт, закончивший ординатуру, может рассчитывать на минимальную зарплату. В разных регионах она варьируется от 15 000 руб. до 35 000 руб.
С увеличением стажа растет и заработная плата. В среднем, физиотерапевт с подтвержденной категорией зарабатывает 40 000-45 000 руб. В Москве зарплаты могут достигать 80 000 руб.
В общую сумму, помимо оклада, входят доплаты за стаж и премиальные.
Куда пойти работать
Физиотерапевты могут работать в:
- поликлиниках и больницах;
- медицинских центрах;
- санаториях и домах отдыха;
- научно-исследовательских институтах.
Также физиотерапевт может оказывать услуги в частном порядке, работая как частный предприниматель, и арендуя кабинет.
Карьерные перспективы
Врач-физиотерапевт, как и другие работники сферы медицины, может построить карьеру, повышая квалификационный уровень. Чтобы повысить квалификацию, физиотерапевт должен накапливать баллы.
Их можно получить за профессиональные достижения: участие в научных конференциях, симпозиумах, написание научных статей и книг. Через 5 лет после начала практики физиотерапевт сдает экзамен врачебной комиссии. Если накопленных баллов окажется достаточно, он сможет продолжить практику.
Недостаток баллов может привести к тому, что физиотерапевта лишат права на врачебную практику.
Для продвижения по карьерной лестнице, помимо квалификации и стажа, влияет наличие категории. Для всех врачей они одинаковы:
- От 3 лет – вторая;
- От 7 лет – первая;
- От 10 лет – высшая.
Чтобы стать заведующим отделением, а после, возможно, и главврачом, физиотерапевт должен получить высшую категорию.
Источник: https://o-professii.ru/vrach-fizioterapevt-osobennosti-professii-objazannosti-trebovanija-neobhodimye-kachestva/
Пять вопросов и ответов о работе физических терапевтов | Милосердие.ru
Неожиданная травма или хроническое заболевание, отклонения в развитии ребенка или ограничения, связанные с пожилым возрастом, – все это поводы обратиться к физическому терапевту. Он оценит степень нарушений в работе нервной и мышечной систем, составит индивидуальную программу занятий и научит тем движениям, которые помогут человеку быть максимально независимым в повседневной жизни.
Например, он научит 14-летнего мальчика с тяжелыми двигательными нарушениями самостоятельно перемещаться из кровати в инвалидную коляску. Или поможет девочке после перелома руки восстановить определенные функции.
Физический терапевт – в первую очередь специалист по развитию движений.
Проблема заключается в том, что в России пока не существует такой профессии, как физический терапевт.
Чем физиотерапевт в поликлинике отличается от физического терапевта?
Принципы работы физического терапевта объясняет Екатерина Клочкова, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация» (Санкт-Петербург), получившая образование и профессию физического терапевта за рубежом:
«В нашей стране физиотерапия – то, чем занимаются физиотерапевты в поликлиниках, — означает лечение с помощью природных, или преформированных, то есть измененных, природных факторов, — объясняет Екатерина Клочкова.
— Это свет, тепло, электромагнитное излучение — наши привычные УВЧ, электрофорез. Еще есть врач по лечебной физкультуре (ЛФК), и его специализация – только лечебная физкультура. Физиотерапевт или врач ЛФК могут дополнительно назначить массаж.
Иногда в поликлиниках встречаются рефлексотерапевты и мануальные терапевты, но их может и не быть.
Физический терапевт – это та специальность, которая охватывает все физические методы лечения».
При этом физическая терапия опирается не столько на медицинский диагноз, столько на то, каким образом ограничение функций организма конкретного человека влияет на его способность к движению. «Я всегда смотрю на функцию, зачем человеку это движение, и какие функциональные ограничения являются сейчас ключевыми для независимости клиента, — пояснила врач.
— Например, для того, чтобы научиться кататься на велосипеде, человеку необходимо взять велосипед и отправиться на улицу. Только падая, вставая и вновь пытаясь поехать, он будет учиться новым двигательным навыкам.
В этом случае никому не придет в голову пройти курс массажа или иглорефлексотерапии для того, чтобы, улучшив функцию мышц, обучиться кататься.
Точно так же человек с двигательными нарушениями может освоить новый двигательный навык только с помощью активного движения».Физический терапевт никогда не делает «пакетных назначений», как, например, 10 занятий ЛФК и 10 сеансов массажа для ребенка с ДЦП. Он решает только конкретные задачи. При этом результат должен быть измеримым, достижимым и привязанным к определенному сроку.
Например, работая с трехлетним мальчиком, у которого была дискинетическая форма церебрального паралича, физический терапевт предложил родителям несколько целей на ближайшую перспективу.
Одна из них выглядела так: через два месяца ребенок должен проходить без опоры 10 шагов в горку и под горку по ровной поверхности (угол наклона до 5 градусов).
Для достижения этого результата врач порекомендовал определенные упражнения и научил родителей, как их следует выполнять.
«В современной физической терапии применяются только методы, эффективность которых была доказана в ходе научных исследований», — подчеркнула Екатерина Клочкова.
Где готовят физических терапевтов, если в России такой специальности нет?
Семинар для сотрудников «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ), прошедший во Пскове в апреле 2017 года. Ведущий — Екатерина Клочкова. Фото с сайта physrehab.ru
В России физических терапевтов готовят в рамках различных международных образовательных проектов. Например, АНО «Физическая реабилитация» участвует в большой европейской программе, которая называется SOCRE (Developing Social Rehabilitation through Education; «Развитие социальной реабилитации через образование»).
Всего в Санкт-Петербурге с 1991 года реализовывалось, как минимум, три крупных международных проекта, направленных на поддержку постдипломного образования в области физической терапии, были и разные инициативы по развитию в России клинической практики.
В 2015-2016 учебном году Санкт-Петербургский медико-социальный институт при поддержке Русфонда обучил физической терапии и эрготерапии более 40 человек из российских регионов. Это были специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ, Красноярска, Тольятти, Саратова.На Западе система совсем другая. Для того, чтобы стать физическим терапевтом, нужно учиться этой профессии с первого курса вуза. Правда, специальность считается прикладной, и ее нет в программах так называемых классических университетов. «В Сорбонне или Оксфорде вы не выучитесь на физического терапевта.
Но есть, например, очень уважаемый Кингстонский университет в Лондоне, там этому учат», — пояснила Екатерина Клочкова.
«Обычно студент заканчивает курс бакалавриата и старается найти себе место в каком-нибудь крупном госпитале, потому что там предусмотрена система ротации, — рассказала она.
— Он года три носится по разным отделениям и увеличивает свои компетенции во всех областях, которым учат физического терапевта: это общий курс реабилитации, травматология и ортопедия, сердечно-сосудистая патология, патология дыхательной системы, неврология.
Затем он выбирает, пойдет ли он в гериатрию, педиатрию, или еще в какую-нибудь область».
Специализация у физического терапевта может быть самая разная.
Фото с сайта arcadia.edu
«Если вы скажете, что ваша знакомая получала в Германии физическую реабилитацию после удаления опухоли груди, у российского врача глаза полезут на лоб: как же после онкологии подвергать человека воздействию, ведь это может усиливать метастазирование.
Но на самом деле существует физическая терапия в онкологии, и там есть масса вопросов, которые надо решать.
Например, пациентка борется с отеком руки, нужен лимфодренаж, нужно восстанавливать подвижность плеча, нужно учить человека балансу в новой ситуации, потому что форма тела изменена, нужно увеличивать выносливость после химиотерапии», — привела пример Екатерина Клочкова.
«Огромные усилия физической терапии тратятся на предотвращение падений пожилых людей. Статистика очень плохая:
в мире каждую минуту падают четыре бабушки и дедушки.
Упавший пожилой человек в течение следующего года, как правило, падает еще раз, то есть падение становится хроническим».
Как найти физического терапевта в своем городе?
На этот вопрос ответа, к сожалению, нет. Даже те люди, которые учились на Западе или участвовали в международных проектах в России, на своем рабочем месте называться физическими терапевтами не могут.
В Санкт-Петербурге есть несколько учреждений, где используются методы физической терапии: АНО «Физическая реабилитация», университетская клиника Первого медицинского университета имени академика Павлова, ФГБУ Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России.
Специалисты, изучавшие физическую терапию при поддержке Русфонда в 2016 году, вернулись в свои города и работают там. Например, в Улан-Удэ, в обычной детской поликлинике, благодаря энергии одного доктора создана служба раннего вмешательства, в которой есть физический терапевт, рассказала Екатерина Клочкова.
В Ярославском перинатальном центре такой специалист занимается с недоношенными детьми.
В Туле Благотворительный фонд «Обнаженные сердца» организовал стажировку сотрудников ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» в Университете Нью-Мексико (США), которая расширила их знания, в том числе, в области физической терапии.
В Москве Благотворительный фонд КПМГ на базе трех профильных НКО в начале 2017 года запустил проект «Уверенное начало». В его основе лежит модель трансдисциплинарного раннего вмешательства.
В семью, где есть ребенок с тяжелыми двигательными нарушениями, приходит консультант, занимается с малышом и обучает родителей, а если возникают дополнительные вопросы, к их решению подключаются другие специалисты — супервизоры.
В этом проекте также применяются принципы физической терапии.
Что произойдет, когда специальность «физический терапевт» в России появится официально?
Physical Therapy — Физический Терапия. Изображение с сайта pinterest.com
«Профессиональные стандарты для специальности «физический терапевт» уже разработаны, они прошли юридическую экспертизу и ушли в Минтруд. Минтруд сейчас должен запустить процесс их утверждения», — сообщила Екатерина Клочкова.
Однако введение стандарта – это только первый шаг.
«Стандарт потребует реформы всей имеющейся системы реабилитационной помощи, — продолжила эксперт.
— Представьте себе какой-нибудь реабилитационный центр. В его штате есть, допустим, инструкторы по лечебной физкультуре с медсестринским образованием. На самом деле нельзя допускать, чтобы человек три года учился в медицинском колледже, потом четыре месяца проходил первичную специализацию и шел работать. Это опасно, потому что такой сотрудник должен многое уметь и многое понимать.
По новым стандартам, эту работу должны выполнять люди с высшим образованием, то есть инструкторов придется заменить. А тот, кто уже имеет диплом врача, должен будет пройти двухгодичную переподготовку, если он хочет работать физическим терапевтом. Причем лишь очень немногие вузы способны такую переподготовку проводить».
Что касается пациентов, то для них принятие новых профстандартов сделает физическую реабилитацию более качественной и доступной.
«Сейчас целые группы пациентов не могут получить помощь. Например, если вы банально сломаете ногу, то нет человека в нашей системе, который вам поможет перейти с одной трости на другую трость», — отметила Екатерина Клочкова.
К чему должен быть готов пациент, обращаясь к физическому терапевту?
«К сотрудничеству. Наша задача – подключить пациента и его близких к решению проблемы. Может быть, вы видели когда-нибудь картинку: ромашка, где в середине пациент, а вокруг него разные специалисты.
Современный взгляд отличается от этой картинки: пациент – не объект воздействия, он тоже «лепесток», а в центре – конкретная проблема, которую он решает, прилагая усилия вместе со специалистами», — объяснила врач.
Не все пациенты (или их родители) готовы к такой работе. Ведь физический терапевт захочет получить ответы на множество вопросов:
«Чего вы хотите, чтобы ваш ребенок достиг, занимаясь по несколько часов в день?
Я вижу, что у вас церебральный паралич, но вы скажите, какие именно нарушения движения мешают ребенку в повседневной жизни? Как ему это мешает, когда он играет? Как он сидит, как он лежит, как вы его моете в ванной? Когда ребенку нужна поддержка? Что он может, а что он не может?»
«Это бесконечный процесс коммуникации и совместного принятия решений, — подчеркнула Екатерина Клочкова. — Часто пациенты или их родственники надеются получить готовые выводы: скажите, сколько раз нам делать это упражнение. В нашем лагере (в Сочи) одна мама призналась: я думала, что буду в 9 утра ребенка отдавать, а вечером забирать.
Но если мама не понимает, что такое проблемы человека с гемиплегической формой церебрального паралича, то даже если мы потратим 24 часа в сутки и удочерим девочку на эти две недели, то толка не будет. Потому что мама должна понимать, или сам ребенок должен понимать, если он старше, в чем его проблема, и как мы ее решаем».
Многие родители не готовы согласиться с тем, что курс физической реабилитации будет бесполезен, если не продолжить его по месту жительства. Но реальность такова: «Самое большое количество проблем возникает там, где человек живет. А самое большое количество ресурсов тратится на региональном уровне и уровне страны.По месту жительства практически никакой специализированной помощи нет, если человек живет в небольшом городе.
Я была в нескольких прекрасных маленьких городах и поселках городского типа. Там есть детская поликлиника, в ней есть кабинет ЛФК, может быть, есть массажист. Все», — отметила ранее директор АНО «Физическая реабилитация».
Порой родителям бывает сложно применять развивающий подход, им проще взять ребенка и «выдернуть его как морковь» из коляски или кроватки. Но если, допустим, ребенок с тяжелым церебральным параличом может опираться на ногу, и ему нужно лишь помочь правильно поставить ее на пол, то надо позволить ему это делать. Тогда характер помощи изменится и будет больше соответствовать ситуации.
«Если не удастся поддержать этот компонент движения, пока ребенок маленький, значит, когда ребенок станет больше, ему продолжат помогать. Но когда ему будет не три, а двадцать три года, вы уже не сможете взвалить его на плечо и отнести, куда нужно», — объяснила физический терапевт.
«Мы регулярно сталкиваемся с тем, что ребенку не дают времени, чтобы залезть на стул, чтобы научиться одеваться и раздеваться», — добавила она.
О каком пациенте мечтает физический терапевт? Примерно о таком: «В лагере была четырехлетняя девочка, которая четко сказала: я хочу носить мячик так же, как другие дети, чтобы он у меня не вываливался».
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/pyat-voprosov-otvetov-o-rabote-fizicheskih-terapevtov/