Возможно ли установление сервитута на неразграниченных землях
Правовое регулирование установления сервитута на земельном участке | ГК «Абажур»
Прежде, чем рассматривать юридическую процедуру, нужно разобраться в самой правовой природе такого понятия, как сервитут.
В сложившейся судебной практике существуют специальные термины для земельных участков, задействованных в сервитуте. Участок, к которому не может свободно пройти и проехать его собственник, называется господствующим, а тот, на который необходимо установить сервитут – обслуживающим.
Сервитут – это ограниченное вещное право владельца недвижимости пользоваться при необходимости чужими земельными участками
Сервитут можно установить лишь при соблюдении обязательного условия, что никаким другим способом нельзя обеспечить имеющиеся нужды владельца недвижимости. Потребности должны быть существующими, реальными, также учитывается назначение господствующего земельного участка и связанных с ним объектов недвижимости.
Сервитут должен быть как можно менее обременительным для второй стороны, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления нужно следить за соблюдением баланса интересов сторон сервитута, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды владельца недвижимости, не стало слишком ощутимым неудобством для собственника обслуживающего участка.
Сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным
Сервитут регулируется равно Гражданским и Земельным кодексами РФ. Применяется следующая классификация: сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным.
Сервитут как ограниченное вещное право, а равно и как обременение земельного участка подлежит государственной регистрации, сведения о сервитуте вносятся в ЕГРН.
За установлением сервитута вправе обратиться только лицо, обладающее вещным правом – правом собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на землю.
Это означает, что арендатор сервитут установить без участия собственника не сможет.При этом арендатор не лишен права обратиться за содействием к арендодателю, который в соответствии с гражданским законодательством обязан обеспечить арендатору беспрепятственное использование предоставленного в аренду имущества.
Стоит отметить, что важен и статус недвижимости. Например, невозможно установить сервитут для проезда к самовольной постройке или для ее эксплуатации, так как самовольные постройки юридически не существуют.
С публичным сервитутом все более или менее понятно. Устанавливается законом или другими нормативными актами с учетом результатов публичных слушаний, чтобы обеспечить потребности государства, муниципалитета или местного населения.
Это может быть использование земельного участка для проведения исследований, ремонта инженерных, электрических, коммунальных и других линий, прогона скота, сенокошения, охоты и рыбоводства, свободного доступа к водным объектам в общем пользовании, других целей.
Частный сервитут в интересах отдельных граждан и организаций
Частный сервитут служит примерно тем же целям, но в интересах отдельных граждан и организаций. Обычно частный сервитут обеспечивает проход и проезд к земельному участку, а также жилым домам, производственным зданиям и другим объектам недвижимости.
С частными сервитутами проблема, как всегда, одна – так называемый «человеческий фактор». Закон позволяет установить сервитут как по соглашению сторон, так и с помощью суда. Как правило, договориться об установлении сервитута нелегко.
Рассмотрим конкретный пример из практики, где пройдены все стадии установления частного сервитута.
Ситуация сложилась следующая… В составе крупного комплекса была только одна асфальтированная дорога, соединяющая все участки. Собственник одного из земельных участков активно занимался предпринимательством и нуждался в том, чтобы принадлежащая ему техника беспрепятственно проезжала к производственным зданиям и парковалась подле них с заходом на соседние участки.
Перед обращением в суд необходимо попробовать согласовать условия сервитута с другой стороной.
Законодательство не содержит конкретного указания на соблюдение обязательного претензионного порядка по спору о сервитуте, так что письмо с предложением условий сервитута или переписка, явно свидетельствующая о наличии несогласия с полученной офертой, станут необходимым доказательством того, что спор возник и сам собой не разрешится.
Следовательно, достаточно направить собственнику интересующего участка предложение об установлении сервитута. Положительный эффект будет достигнут с большей вероятностью, если приложить проект соглашения об установлении сервитута и предложить оплату.В конкретном случае у всех остальных участков был один владелец, который возражал против проезда техники, а тем более – ее парковки, так что от предложения отказался.
Первый собственник обратился в суд.
Популярное заблуждение относительно сервитута гласит, что необходимым обстоятельством для его установления выступает чинение препятствий со стороны владельца обслуживающего участка
Это не так. Доказывать, что вторая сторона совершает действия, которые ограничивают или затрудняют доступ, не требуется. Так, для возникновения необходимости в установлении сервитута не нужно наличие незаконных шлагбаумов, физической охраны или стоящих на пути мусорных контейнеров.
Позиция сформулирована и обоснована высшей судебной инстанцией. В предмет доказывания этой категории споров сходит лишь два факта:
- первый – недостижение соглашения об условиях сервитута,
- второй — объективная невозможность удовлетворения потребностей другими путями, кроме как через наделение собственника господствующего участка правом ограниченного пользования соседним.
Какие вопросы возникают при установлении сервитута?
- Нет ли какой-то иной возможности добраться до недвижимости и ее использовать, нельзя ли обойтись совсем без сервитута.
- Существуют ли другие, более удобные варианты проезда по другим соседним участкам.
- Может ли соседний собственник без проблем использовать свой участок, если тот будет обременен сервитутом. Так, если на господствующий участок поедет большегрузная строительная техника, а обслуживать эти нужды будет участок, где расположено учреждение детского отдыха, установление сервитута может не только означать препятствия для пользования такого участка для размещения объектов благоустройства, но и создать опасность для пребывающих в учреждении детей, что недопустимо.
Соответственно, сервитут является крайней мерой для исключительных случаев
В рассматриваемом случае владелец большей части участков огородил весь имущественный комплекс, поставил контрольно-пропускной пункт и шлагбаум, из-за чего каждый проезд техники предпринимателя сопровождался конфликтами.
Кроме того, требуется определить соразмерную оплату за пользование чужим участком, на которую может рассчитывать собственник обслуживающего участка.
Стоимость сервитута примерно соответствует материальной выгоде, которую соседний собственник теоретически может выручить, если участок не будет обременен, скажем, возможной выгоде от передачи такой же части участка в аренду
На размер платы за сервитут влияют также характер и степень интенсивности использования земельного участка собственников, в интересах которого установлено обременение сервитутом. Например, тяжелая строительная техника быстро приводит в негодность дорожное полотно, а от проезда одного личного автомобиля больших неудобств не возникнет.
Для решения поставленных вопросов суд, как правило, привлекает судебного эксперта
К примеру, в рассматриваемом деле судебная экспертиза выявила два независимых варианта проезда: с использованием дороги через территорию комплекса и второй, через соседний большой участок.
Однако, при ближайшем рассмотрении эта земля оказалась защищенной территорией, занятой базой силовиков, и со всех сторон была огорожена железобетонным забором. Естественно, при таких условиях использование второго участка в целях проезда техники невозможно. Любопытно, что рыночная стоимость этого варианта была почти в три раза ниже.
Вопрос о парковке транспортных средств отпал в процессе, такое использование чужих земель на праве сервитута нарушает права владельца обслуживающего участка.
Итак, в результате мы имеем судебное решение, где указываются вид, срок сервитута, кадастровые номера обремененных участков, координаты границ сервитута, размер оплаты, соответствующий рыночной цене сервитута по мнению оценщика, а также другие условия, на которых устанавливается сервитут.
Если надобность в сервитуте отпала или сервитут фактически блокирует для собственника обремененного участка использование земли в соответствии с видом разрешенного использования, любая из сторон сервитута может обратиться в суд за его прекращением.
Сервитут — эффективный инструмент для разрешения противоречий между собственниками соседних участков
Таким образом, сервитут является эффективным инструментом для разрешения противоречий между собственниками соседних участков и позволяет владельцу господствующего участка закрепить за собой правовыми методами возможность использовать чужой земельный участок пропорционально имеющимся нуждам, уплачивая владельцу обслуживающего участка сообразную оплату.
А вот и наши свежие земельные участки, поступившие к нам совсем недавно!
Источник: ГК RWAY
Источник: https://stroy54.ru/pravovoe-regulirovanie-ustanovleniya-servituta-na-zemelnom-uchastke/
Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?
Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.
Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.
Понятие и виды государственной собственности на землю
К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.
Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:
- Федеральные земельные участки;
- Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
- Земли муниципалитетов;
- Неразграниченные земельные наделы.
Законодательное регулирование
Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:
- Земельным кодексом (ЗК РФ);
- Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Гражданским кодексом РФ;
- Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.
Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.
Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:
- Земли правительственных зданий и учреждений;
- Участки казённых и унитарных предприятий;
- Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
- Земли госкомпании Росавтодороги.
Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.
Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?
Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:
- Сельскохозяйственные участки;
- Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
- Неразграниченные земли внутри поселений;
- Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.
К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.
Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.
Предназначение и использование неразграниченных земель
Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:
- Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
- Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
- Путём разграничения для дальнейшего использования.
Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:
- Городские власти;
- Органы самоуправления поселений;
- Власти муниципальных округов.
При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).
Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.
Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.
Необходимость и порядок разграничения земель
Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:
- Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
- Развития территории и привлечение инвестиций;
- Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
- Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
- Реализации программ регионального развития;
- Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.
Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.
Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.
Процедура разграничения имеет следующий порядок:
- Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
- Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
- Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
- При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
- После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.
Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.
В тексте заявления следует указать:
- ФИО и должность заявителя;
- Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
- Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
- Кадастровый номер земельного надела;
- Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
- Цели и план использования участка.
К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:
- Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
- Комплексный проект развития территории;
- План предоставления участков гражданам;
- План застройки территории;
- Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.
При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.
На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.
Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.
Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/nerazgranichennaja-gosudarstvennaja.html
Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
Соглашению об установлении сервитута посвящена статья 39.25 ЗК РФ.
Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим имуществом. В российской правовой системе сервитут может быть установлен только в отношении недвижимости.
Правовая регламентация сервитутных правоотношений осуществляется с помощью ст. 216, 274 — 277, 613, 694 Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства: Земельного (ст.
23), Водного и Лесного кодексов.
Будучи вещным правом и обременением одновременно, сервитут подлежит регистрации в ЕГРП по правилам Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Институт земельного сервитута был разработан еще римскими юристами.
Ограниченное право пользования чужим участком устанавливалось с целью восполнения недостающих благ, свойств или удобств соседнего участка. Речь шла об установлении права прохода, прогона скота, использования водоема для водопоя и подобном. В дореволюционной России земельный сервитут назывался «правом участия частного».
Установление сервитутов допускается в связи с невозможностью или затруднительностью использования недвижимости. Обеспечивается разумный баланс интересов:
- сервитут не должен препятствовать собственнику обремененного имущества использовать его согласно целевому назначению;
- причиненные владельцу обремененного имущества неудобства компенсируются путем установления соразмерной платы за сервитут.
Сервитуты делятся на:
- личные – установленные в пользу отдельных правообладателей на определенный срок или до конца их жизни;
- предиальные – установленные в пользу собственника соседней или иной недвижимости, как правило, бессрочно.
Земельные сервитуты отнесены к предиальным. В рамках земельных правоотношений речь идет об обремененных и господствующих участках.
Но поскольку господствующий земельный участок – это объект, а не субъект права, говорить о его правах неправильно. Правами наделен исключительно правообладатель: собственник, арендатор, землепользователь господствующего участка.
Смена правообладателя влечет автоматическую смену носителя сервитутных прав. При этом их объем остается неизменным (ст. 275 ГК РФ).
Законодательство разных стран предусматривает возможность установления земельного сервитута в силу закона, обычая, договора. Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут в отношении недвижимости устанавливается соглашением сторон. При отсутствии согласия между собственниками участков спор разрешается в суде. При этом:
- собственник господствующего участка может добиться установления и государственной регистрации сервитута в ЕГРП без согласия владельца обременяемого;
- собственник обременяемого участка может установить и в дальнейшем взыскивать плату за пользование (пусть и ограниченное) своим участком или частью его.
соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Такого рода соглашение должно содержать сведения, перечисленные в ст. 39.25 ЗК РФ. Это:
- ФИО/наименование сторон соглашения, юридические адреса и идентификационные данные сторон (в отношении физлиц – дата рождения, налоговый код, серия и номер паспорта);
- сведения о представителях, действующих от имени сторон и документарных подтверждениях их полномочий (приказ о назначении на должность, доверенность);
- кадастровый номер господствующего участка, в пользу собственника которого устанавливается сервитут;
- причины, цели, правовые и фактические основания обременения участка муниципальной или госсобственности сервитутом;
- срок действия сервитута;
- если сервитут устанавливается на часть участка, сведения, позволяющие идентифицировать такую часть и достоверно установить ее границы;
- размер платы, взыскиваемой с правообладателя за ограниченное пользование публичными землями;
- виды разрешенной деятельности сервитутодержателя на обременяемом участке;
- исключительный перечень правомочностей на осуществление таких видов деятельности;
- ссылка на обязательство лица, в интересах которого установлено сервитутное обременение, своевременно и в полном объеме вносить соответствующую плату;
- обязательство правообладателя, в интересах которого установлен сервитут на публичные земли, привести участок в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению (если актуально).
Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута
Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.
Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.
Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:
- специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
- схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.
В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».
При расчете стоимости сервитута специалист принимает во внимание разницу рыночной стоимости соответствующих прав (аренды, пользования) до и после установления сервитута.
Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.
Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута
Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.
Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.
Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.
Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Земельные участки муниципальной и госсобственности нередко имеют большую площадь. При этом заинтересованное лицо зачастую претендует на право ограниченного пользования лишь малой частью участка.
Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:
- хозяйственной необходимостью;
- пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.
Таким образом, соглашение о сервитуте может предполагать установление права ограниченного пользования в отношении части земельного участка. Однако при этом оно должно надлежащим образом идентифицировать эту часть. Правила, подлежащие применению к таким ситуациям, зависят от срока действия сервитута.
Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Если срок действия соглашения об установлении сервитута больше 3 лет, договор должен содержать ссылку на учетный номер части участка, в отношении которой устанавливается сервитут. Предполагается следующий порядок действий:
- проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
- осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
- заключение соглашения об установлении сервитута;
- регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.
Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.
В силу п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ стороны вправе не ссылаться на кадастровый номер части участка.
Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.
Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута. При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется. В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.
Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.
Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.
Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/soglashenie-ob-ustanovlenii-servituta-na-zemelnyj-uchastok-nahodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html
Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения | Земельный эксперт
В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.
Основания бывают следующие:
- необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
- проведение изыскательских работ;
- проведение работ по недропользованию.
Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.
Соглашение об установлении сервитута
Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.
Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.
В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:
- информация о сторонах договора;
- данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
- процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
- срок пользования наделом;
- размер платы за эксплуатацию территории;
- права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.
Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.
Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности
В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:
- Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
- В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
- Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
- На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.
Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.
Список документов
Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:
- техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
- правоустанавливающие бумаги на землю;
- личные данные участников соглашения;
- при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
- иные документы, необходимые для заключения соглашения.
Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.
Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности
Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.
Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.
После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.
Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.
После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.
Заключение
В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:
- Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.
- Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
- Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
- Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
- Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
- Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
- Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.
Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.
Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?
Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.
Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.
Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.
Список законов
- Статья 39.23 ЗК РФ
- Статья 39.26 ЗК РФ
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов:
- Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок
Вам будут полезны следующие статьи:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/poryadok-ustanovleniya-servituta-na-zemelnye-uchastki-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti/
Сервитут на земельный участок в 2020 году: порядок оформления, документы
07.12.2018
Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.
Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.
Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:
- За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
- Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
- Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
- Остальные участники сделки не приобретают права собственности.
Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.
договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.
Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.
Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.
Виды сервитутов
Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:
- Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
- Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
- Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.
Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).
Когда применяется публичный сервитут
Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.
Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.
Основания наложения обременения включают:
- прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
- прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
- прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
- проведение исследовательских и поисковых работ;
- строительство общественных объектов;
- возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
- размещение информационных знаков;
- выполнение дренажных работ.
Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.
Когда необходим частный сервитут
Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:
- необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
- проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
- возведение и ремонт объектов недвижимости;
- обеспечение иных нужд собственника.
Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.
Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:
- предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
- собственникам невыгодно доводить дело до суда;
- лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.
Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.
Как дополнительно различают сервитуты
Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.
Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:
- водный (использование водоемов);
- лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).
Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.
Как установить сервитут
Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.
Законом определено три способа наложения обременения:
- по добровольному согласию землепользователей;
- на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
- по судебному решению.
Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.
Как налагается публичный сервитут
Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.
Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:
- Подача заявления в органы местного самоуправления.
- Объявление и проведение подробного публичного слушания.
- Принятие решения администрацией муниципального образования.
- Подписание нормативного акта.
- Регистрация документа в Росреестре.
Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.
Как оформляется частный сервитут
Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:
- Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
- Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
- Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
- Обременение регистрируется в органах Росреестра.
В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.
Пункты договора включают:
- личные данные сторон;
- характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
- цели использования;
- размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
- срок действия;
- цена и способ оплаты;
- порядок эксплуатации надела;
- обязанности сторон.
Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.
Какие документы необходимо представить
Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.
Перечень необходимых бумаг включает:
- заявление на госрегистрацию;
- копия удостоверения личности заявителя;
- документы, подтверждающие право собственности на землю;
- соглашение владельцев или решение суда;
- кадастровый план;
- квитанция оплаченной госпошлины.
При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.
образец добровольного соглашения о сервитуте
Когда прекращается действие сервитута
Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.
Обременение отменяется по следующим причинам:
- исчезли основания для ограниченного использования земли;
- участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
- закончился срок действия договора;
- изменились условия (заключено новое соглашение);
- землепользователь отказался от требований.
Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.
Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:
- нарушение целей использования;
- нанесение ущерба земельным ресурсам;
- задолженность по внесению установленной платы.
Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.
Как оспорить наложение сервитута
Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.
Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.
Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.
Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.
Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.
Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut