Закон о лифтах
Лифты станут безопасными
Президент Владимир Путин 23 апреля подписал закон, в соответствии с которым организации лифтового хозяйства обязаны уведомлять Ростехнадзор о начале своей деятельности. Следующим шагом будет введение в КоАП новой статьи о наказании за нарушение правил эксплуатации лифтов. Соответствующий законопроект Госдума рассмотрит в мае.
Ездить в лифте небезопасно
В России около тысячи организаций лифтового хозяйства и 440 тысяч лифтов, из которых 130 тысяч выработали свой ресурс.
По словам вице-президента Национального лифтового хозяйства Алексея Захарова, сегодня нормы по обслуживанию лифтов не слишком строги, и результат этого — большое количество аварий и жертв.
В 2013 году лифты были исключены из категории опасных производственных объектов, в итоге статистика несчастных случаев резко возросла. В среднем из-за аварий в лифтах гибнет в среднем 50 человек в год. Читайте по теме
23 апреля 2018 года в Саратове лифт подъезда сорвался и пролетел вместе с пассажиром в свободном падении шесть этажей. Житель дома, который находился в лифте, не пострадал.Мужчина сообщил, что ранее жильцы неоднократно обращались в Следственный комитет, прокуратуру и Госжилинспекцию с жалобами на неисправный лифт.
В итоге он был отремонтирован и запущен в эксплуатацию, но на следующий же день снова сломался и сорвался в шахту.
В прошлом году механика насмерть раздавило лифтом в одном из домов Московской области. Он ремонтировал двери устройства, но забыл отключить сам подъёмник. Двери внезапно захлопнулись и лифт пришел в движение.
При строительстве жилого комплекса «Сердце столицы» при падении лифта из-за обрыва троса погибли пять строителей. В 2015 году коляску с младенцем зажало дверями лифта, когда родители пытались войти в него. Мать ребёнка была в лифте, а отец на площадке.
Лифт начал движение вниз и раздавил коляску. Спасти ребёнка не удалось.
В 2016 году произошло 70 аварий, в результате погибли 24 человека и 25 получили тяжёлые травмы. В том числе в жилом комплексе «Алые паруса» погибла дочь телеведущего Евгения Кочергина, и этот случай высветил проблему аварий в лифтовом хозяйстве.
За нарушения правил эксплуатации лифтов введут штраф
В январе 2018 года Правительство внесло в Госдуму законопроект, дополняющий Кодекс об административных правонарушениях новой статьёй, предусматривающей ответственность для организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных объектов за нарушение Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов. Исключение составляют эскалаторы в метрополитенах.
Пусть проверяют хоть каждый день, чтобы лифты не ломались, и чтобы люди не застревали и не падали в шахты.
Сами правила были утверждены в июне 2017 года. Они устанавливают меры по безопасному использованию и содержанию лифтов и эскалаторов, порядок их учёта, требования к проведению работ по их монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту.
Установлено, что в каждой управляющей компании должен быть специалист, разбирающийся в лифтовом оборудовании.А механики, которые будут заниматься непосредственным ремонтом лифтов, смогут приступить к своей работе, только если они получили профильное образование и сдали квалификационный экзамен.
Законопроект, разработанный правительством, вводит за нарушение правил административные штрафы. Должностные лица заплатят от двух до пяти тысяч рублей, а юридические лица — от 20 до 40 тысяч рублей.
Если нарушение создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии, то предлагается ввести штраф для граждан от трёх до пяти тысяч рублей, а для должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей с дисквалификацией на срок от одного года до полутора лет.
Юридическим лицам придётся заплатить штраф от 300 до 350 тысяч рублей. Им также грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что под гражданами понимаются физлица, в том числе выполняющие работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, а также их ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов. Читайте по теме
Предлагается также ввести аналогичную ответственность для должных и юридических лиц за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение предписания Ростехнадзора в области эксплуатации лифтового хозяйства. Сейчас ответственность за нарушения правил эксплуатации лифтов для граждан, должностных лиц и юрлиц отсутствует.
Депутаты поддерживают законопроект, так как сейчас ответственность за нарушения правил эксплуатации лифтов очень расплывчатая.
«Вертикальный транспорт — это такой же объект повышенной опасности, как и автомобили, — сказала «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. — Происходит множество несчастных случаев, в том числе и с гибелью людей.
Конечно, нужно прописывать в законодательстве ответственность». По её словам, на этот случай не годятся нечёткие и расплывчатые положения, которые существуют сейчас.
Первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов поддерживает введение административных наказаний, но считает, что параллельно нужно принять программу реконструкции лифтового хозяйства в России и поддержки отечественных заводов. «Лифтовое хозяйство в России в упадке, наши заводы не выдерживают конкуренцию с иностранными, а иностранцы завышают цены, — отметил депутат «Парламентской газете». — Надо понять, что лифтовое хозяйство пришло в упадок не само по себе, это серьёзный просчёт самого Правительства»
Ростехнадзор сможет контролировать организации лифтового хозяйства
Если лифты находятся в жилом доме, за них отвечает управляющая организация. Она заключает договор с подрядчиками, которые должны осуществлять техническое обслуживание, а также договор с аварийной службой, которая приедет в случае поломки лифта.
Сейчас действует такая схема, при которой компания, выигравшая в ходе конкурса, устанавливает лифт, и только если он сломается, или произойдёт несчастный случай, то компанию проверят. Организации проверяют по факту каких-то аварийных ситуаций, жалоб граждан.
В отрасли действует саморегулирование, в частности, работает Национальный лифтовый союз. Но всё же, если дело касается безопасности, одного саморегулирования мало.
Законопроект позволит осуществлять мониторинг и контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов.23 апреля Президент Владимир Путин подписал закон, вступающий в силу с 1 сентября 2018 года и обязывающий организации лифтового хозяйства направлять уведомление о начале своей деятельности в Ростехнадзор. До этого от предприятий, занимающихся указанной деятельностью, подобного уведомления не требовалось.
По словам замминистра руководителя Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору Александра Рыбаса, закон подготовлен в развитие уже принятых решений, направленных на повышение безопасности лифтов. Документ коснётся тех организаций, которые осуществляют монтаж, демонтаж, эксплуатацию лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов.
Чиновник констатировал, что сейчас учёт таких организаций не ведётся, так что контролировать их деятельность невозможно. Если же они будут уведомлять надзорные органы, то государство сможет осуществлять надзор за их работой.
«Законопроект позволит осуществлять мониторинг и контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов», — сказал первый зампред Комитета Госдумы по экономполитике и промышленности Владимир Гутенёв. Депутат отметил, что в 2017 году снизилось количество смертей от аварий из-за неисправностей лифтов.
Но при этом 27 процентов лифтов в России опасны в эксплуатации, так как они старше 25 лет. По словам Гутенёва, закон решает вопрос контроля над лифтовыми организациями без существенной нагрузки на должностных лиц надзорных органов.
Председатель Общественной организации по защите прав потребителей Олег Павлов уверен, что после вступления закона в силу мошенников в отрасли станет меньше. «Как показывает практика, любые ограничения и дополнительные требования легко выполняются компаниями, которые хорошо себя чувствуют на рынке и исполняют все уже имеющиеся требования безопасности», — сообщил он.
Как показывает практика, любые ограничения и дополнительные требования легко выполняются компаниями, которые хорошо себя чувствуют на рынке и исполняют все уже имеющиеся требования безопасности.
Закон, подписанный президентом, позволит проводить плановые проверки лифтовых организаций.
Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов ранее заявил «Парламентской газете», что проверки можно проводить и внепланово: чем больше их будет, тем лучше, ведь от технического состояния лифта зависит комфорт и безопасность граждан.«Использование лифтов должно происходить в соответствии с техникой безопасности, с одной стороны, и постоянным контролем за его состоянием, с другой стороны, — подчеркнул депутат. — Так что пусть проверяют хоть каждый день, чтобы лифты не ломались, и чтобы люди не застревали и не падали в шахты».
Источник: https://www.pnp.ru/social/lifty-stanut-bezopasnymi.html
Правила эксплуатации лифтов
30 августа вступает в силу постановление Правительства РФ от 24.06.2017 N 743. С этого дня начнут действовать новые правила эксплуатации лифтов. Главное нововведение – лифтом можно пользоваться только если сведения о нём включены в реестр.
По новым правилам в каждой управляющей организации должен быть специалист, занимающийся обслуживанием лифтового оборудования. Причём такой специалист сможет приступить к работе только при наличии профильного образования и после сдачи квалификационного экзамена.Ответственность за безопасность лифтов ужесточат
Что меняет ПП РФ N 743
До 30 августа основные требования к эксплуатации лифтов представлены в техническом регламенте Таможенного союза. В этом документе перечислены общие требования к безопасности лифтов. Есть ещё ГОСТы, но они носят добровольный характер.
Ответственность за безопасность лифта, правильную эксплуатацию, подбор обслуживающего персонала лежит на управляющей организации. Скоро у неё появятся новые обязанности.
Так, например, обязательно необходимо будет иметь в штате специалиста по организации эксплуатации лифтов. Это специалист, который знает, как правильно использовать лифтовое оборудование, может выбрать специализированную организацию для заключения договора, в потом проверить её работу. Такой сотрудник должен уметь проводить ежегодные испытания лифта.
Новые правила также предусматривают обязательную подачу данных в Ростехнадзор о постановке лифта на учет для внесения данных о нем в федеральный реестр.
Новые требования будут предъявляться к специализированным организациям. У них в штате должны быть сотрудники, которые прошли обучение и сдали квалификационный экзамен. Данные об этом экзамене заносятся в федеральный реестр, а у сотрудников появляется персональная ответственность за плохую работу.
Помимо квалифицированных сотрудников у специализированной организации должны быть:
- помещение для хранения инструментов и проведения ремонтных работ,
- транспорт для перевозки тяжёлых деталей.
Профстандарт: Лифтёр-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных
Что такое безопасное использование лифтов
За безопасное использование лифта отвечает его владелец. Владелец лифта – это управляющая организация, а в домах с непосредственным управлением – специализированная организация, которая заключила с собственниками договор на обслуживание общего имущества.
Чтобы обеспечить безопасное использование лифтового оборудования, нужно регулярно выполнять ряд мер. Первая – соблюдать требования технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования».
Необходимо следить за тем, чтобы фактические параметры лифтового оборудования соответствовали основным техническим данным и характеристикам объекта. Чтобы так и было, нужно проводить осмотры объекта.
Ещё следует организовывать аварийно-техническое обслуживание объекта и проведение технического освидетельствования (один раз в год, можно чаще) объекта в период назначенного срока службы. Когда срок службы объекта истекает, проводится обследование объекта.
Если в ходе технического освидетельствования и обследования обнаруживаются нарушения и неисправности, то владелец лифта устраняет их в указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам обследования сроки.
Когда лифт застревает, часто бывает, что с диспетчером не получается связаться. Теперь есть законодательно закреплённое требование для владельцев лифтового оборудования – обеспечить должную работу двусторонней переговорной связи.
К сооружениям и техническим устройствам, используемым на объекте, нужно обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ квалифицированного персонала.
Еще одна обязанность для владельцев лифтового оборудования – хранить ключи от машинных, блочных, чердачных и других помещений, где размещено оборудование объекта. Выдавать ключи можно только квалифицированному персоналу. Посторонних людей пускать в такие помещения нельзя. А ещё в таких помещениях нельзя хранить оборудование, не связанное с содержанием объекта.В кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта нужно размещать информацию о средствах и способе связи с аварийной службой и правила пользования объектом. Делать это можно различными способами, например, на стендах, в виде табличек или наклеек.
Кроме того, там же придётся разместить следующие сведения:
- учётный и заводской номер,
- дату ввода в эксплуатацию,
- срок службы,
- дату следующего технического освидетельствования объекта.
При возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и организаций необходимо приостановить использование объекта.
Владелец лифтового оборудования отвечает за соответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов. Распорядительным актом необходимо будет назначить лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта. Такой человек выбирается из числа квалифицированного персонала.
И немаловажное требование, о котором часто забывают: владелец лифта должен обеспечивать электричеством оборудование систем диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.Профстандарт: Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности
Когда можно использовать лифт
По новым правилам эксплуатации лифтов, которые вступят в силу 30 августа 2017 года, использовать лифты можно только после принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию (п. 5).
Такое решение принимает уполномоченный орган РФ. Чтобы получить решение, владельцу лифтового оборудования необходимо подать в уполномоченный орган уведомление. Формы уведомлений разработает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Если в уведомлении есть нарушения, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления сообщит о них владельцу объекта.
После получения уведомления уполномоченный орган РФ в течение десяти рабочих дней проводит контрольный осмотр (п. 7).
Контрольный осмотр проводится только если владелец лифта предоставляет следующие документы:
- сопроводительную документацию объекта;
- для лифтов – декларацию о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;
- для подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов – акт технического освидетельствования;
- договоры со специализированной организацией, другие документы, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных п. 17;
- страховой полис.
Решение о вводе объекта в эксплуатацию принимается по результатам такого осмотра, на его принятие отводится пять рабочих дней. После осмотра в двух экземплярах составляется акт, один экземпляр передаётся владельцу объекта.
Все введённые в эксплуатацию объекты уполномоченный орган вносит в реестр объектов (п. 10). Затем отправляет владельцу объекта информацию о постановке объекта на учёт, указывает его номер в реестре (п. 11).Профстандарт: Диспетчер аварийно-диспетчерской службы
Что делает владелец лифтового оборудования
Владелец объекта проводит работы по монтажу и демонтажу, аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского контроля, ремонтирует объект самостоятельно или привлекает сторонние организации.
В конечном итоге тот, кто проводит перечисленные работы, должен обеспечить наличие в штате квалифицированного персонала. Допускать сотрудников к выполнению соответствующих работ можно только на основании распорядительного акта.
Такое лицо должно быть зарегистрировано как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иметь распорядительный документ, определяющий структуру управления, выполнять работы по обслуживанию и ремонту объектов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Распорядительным актом из числа персонала нужно назначить:
- ответственного за организацию эксплуатации объекта;
- ответственного за организацию обслуживания и ремонта объекта;
- электромеханика по лифтам, электромеханика эскалатора и пассажирского конвейера;
- лифтера, оператора эскалатора, пассажирского конвейера, оператора подъёмной платформы;
- диспетчера по контролю за работой лифтов.
Аварийно-техническое обслуживание объекта нужно проводить круглосуточно, а порядок проведения таких работ – утвердить распорядительным документом.
Сведения о выполнении осмотров, обслуживании и о ремонте объекта заносятся в журнал периодического осмотра объекта и журнал технического обслуживания и ремонта объекта. Запись делает квалифицированный персонал, выполнивший работы, а заверяет их ответственный за организацию обслуживания и ремонта объекта.
Информация о проведении технического освидетельствования и обследования объекта указывается в его паспорте. Делает это представитель лица, выполнившего техническое освидетельствование или обследование.
Источник: https://roskvartal.ru/news/deyatelnost-uk/8095/v-avguste-nachinayut-deystvovat-novye-pravila-ekspluatacii-liftov
Подъем переворотом: в РФ введут госконтроль за безопасностью лифтов
За безопасностью лифтов в жилых домах и общественных зданиях начнут следить на государственном уровне. Об этом говорится в документах правительства, с которыми ознакомились «Известия». Ответственный за подготовку законопроекта — Ростехнадзор.
В Госдуму документ внесут в феврале. Около четверти лифтов в российских многоэтажках используются, несмотря на истекший срок эксплуатации, отмечают эксперты.
При этом еще восемь лет назад подъемники исключили из списка опасных объектов, и их безопасность фактически никто не контролирует.
Лифтовое неустройство
Изменения, предусматривающие введение федерального контроля за содержанием лифтов в жилых и общественных зданиях, внесут в статью 55.24 Градостроительного кодекса.
Законопроект поручено подготовить Ростехнадзору, который уже представил документ в кабмин, а в феврале внесёт в Госдуму. Об этом говорится в плане законопроектной деятельности правительства, с которым ознакомились «Известия».
Также на федеральном уровне начнут следить за безопасностью подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов.
В 2013 году лифты были исключены из реестра опасных производственных объектов, напомнил директор по развитию Professional FM Александр Устинов. Это произошло после вступления в силу технического регламента Таможенного союза.
В результате надзор за безопасностью этого оборудования был разделен между разными органами, а полномочия Ростехнадзора заметно сокращены, рассказал «Известиям» ответственный секретарь экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук.
–– Очевидно, что необходимо устранить правовые пробелы и создать единую систему надзора на всех стадиях — от проектирования лифтов до их демонтажа, –– сказал эксперт.
Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Ростехнадзора, в 2017 году постановление правительства № 743 утвердило правила безопасного использования и содержания лифтов. Однако госконтроль за соблюдением этих правил владельцами оборудования не предусмотрен.
–– Решение о необходимости надзора было принято правительством РФ. В соответствии с его поручением Ростехнадзор разработал и внес в правительство законопроект, — рассказали «Известиям» в службе.
В ведомстве добавили, что разработка законопроекта уже закончена. Порядок проведения контроля, а также ответственные за это органы власти, будут определены позже положением о соответствующем виде надзора. Оно будет утверждено постановлением правительства РФ.
При этом законопроект не регулирует вопросы ответственности за нарушение правил по безопасности лифтов, отметили в пресс-службе Ростехнадзора.
Павел Склянчук добавил, что новый закон, скорее всего, станет бланкетной нормой в Градостроительном кодексе. Порядок ее применения будет расписан на уровне актов кабмина.
Почему важно
По словам Павла Склянчука, самая большая проблема с лифтами — в многоквартирных домах, где зачастую используются подъемники с истекшим сроком эксплуатации — более 25 лет. Таких лифтов по всей стране около 100 тыс.
По данным члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Виктора Зубарева, всего в стране более 400 тыс. домовых лифтов, то есть четверть из них находится в крайне изношенном состоянии.
Поэтому необходим повышенный контроль за обслуживающими организациями, считает Павел Склянчук.
По данным Виктора Зубарева, полную замену лифтов в стране власти планируют завершить к 2025 году.–– Сейчас обнаруживаются десятки тысяч нарушений и неисправностей оборудования. Это происходит потому, что пока за состояние лифтов отвечают только их владельцы и зачастую проводят проверки «для галочки», –– отметил депутат.
По информации члена Общественного совета при Минстрое РФ Рифата Гарипова, после того как лифты в 2013 году исключили из категории опасных производственных объектов, по его данным, количество несчастных случаев растет.
Фактически сейчас нет контроля за деятельностью обслуживающих организаций. Проверить компании можно только, если лифт уже сломался или произошло ЧП, отметил Рифат Гарипов.
Отсутствие жесткого контроля в этой сфере привело к тому, что установкой, обслуживанием и ремонтом подъемников занимаются неквалифицированные сотрудники. Происходят нарушения техники безопасности, травмируются и гибнут сами работники, добавил эксперт.
Госконтроль призван решить эти проблемы, добавил член генсовета «Деловой России», владелец ГК «Удача» Владимир Прохоров.
–– Как девелоперы мы всецело поддерживаем инициативу и считаем ее наиболее эффективным методом контроля за лифтами в сложившихся реалиях российского рынка, –– сказали «Известиям» в пресс-службе компании Capital Group.
При этом, как отметил Александр Устинов, изменения могут отразиться на стоимости эксплуатации лифтов — у подрядчиков появится повод поднять цены на 10–15%. Введение госконтроля может привести к тому, что снова станет обязательной аттестация лифтеров, то есть возникнут расходы на их обучение.
Управляющие компании, в свою очередь, также будут пытаться поднять цены для граждан, считает эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ Арсений Беленький. Стоимость ЖКУ может вырасти на 1–2%, предположил он.
Источник: https://iz.ru/966029/mariia-perevoshchikova/podem-perevorotom-v-rf-vvedut-goskontrol-za-bezopasnostiu-liftov