Значение конституции для уголовного судопроизводства
Уголовно-процессуальные нормы: понятие, виды и структура
Уголовно-процессуальные нормы устанавливают определённую ступень, на основе которой правоохранительные органы рассматривают уголовное дело. Каковы аспекты этой нормы отечественного законодательства, структура? В чём сущность процессуально-правовой гарантии.
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13
Основное понятие
Последовательность осуществления правосудия в отношении лиц, которые либо совершили преступления, либо причастны в его совершении, определяют уголовно-процессуальные нормы.
Установление чёткой регламентации всех стадий уголовного судопроизводства позволяет оперативно принимать решение о назначении меры наказания.
Кроме этого, наличие законодательной последовательности значительно упрощает функцию каждого участника процесса.
Снижение уровня преступности напрямую зависит от эффективности применяемых норм права. Перед законодателем стоит непростая задача —выстроить последовательность действий уполномоченных органов таким образом, чтобы преступник на каждой стадии расследования мог осознавать всю тяжесть совершённого им деяния.Уголовно-процессуальная норма – это перечь правил поведения, которые устанавливаются в отношении субъектов причастных в совершении общественно опасных деяний. Кроме отношений, связанных с определением меры пресечения (санкций), процессуальные нормы устанавливают определённый объем прав и обязанностей всех участников процесса.
В содержание процессуальных правил входит субъект правоотношений. Когда лицо совершает преступление, нарушая общепринятые нормы уголовного права, то его действия в последующем переходят в круг уголовных норм. Таким образом, участник уже вступает в процессуальные отношения.
В независимости от отраслевой принадлежности нормы права имеют следующие признаки:
- они регулируют определённые общественные отношения;
- устанавливаются государством;
- содержат перечень прав и обязанностей каждого участника правоотношений;
- устанавливают меру наказания в отношении нарушителей.
Санкционируют ли нормы государством? Естественно, поскольку государственный аппарат обеспечивает исполнение процессуального законодательства с помощью механизма принуждения. Иначе говоря, нормы уголовного характера обеспечивают возможность установления верховенства закона на определённой территории.
Участники процессуальных отношений имеют определённое положение.
Что это означает на практике? Когда человек совершает противоправные деяния, то закон устанавливает правила действий, которые можно применить в отношении него, а также содержит перечень норм, находящиеся под запретом. К примеру, после задержания лица, его нельзя подвергнуть к насильственным действиям. Это прямо запрещено УПК РФ.
Все процессуальные действия уполномоченных органов должны основываться на Конституционно правовых гарантиях человека и гражданина.
Основной документ страны содержит целый перечень прав гражданина, которые должны быть под защитой государства. Например, право на жизнь является неотъемлемой. В демократическом государстве никто не может лишить жизни человека.
Применение норм уголовного права, с одной стороны, направлено на защиту прав субъекта совершившего преступления. УПК чётко распил по стадиям регламент всех процедур, через которые должен пройти человек, чтобы встать перед судом.
С другой стороны, процессуальное законодательство ориентировано на объект правонарушений. Когда совершено тяжкое или особое тяжкое преступление, уполномоченные органы в соответствии с процессуальным регламентом заключают преступника под стражу.
Его изоляция от общества позволяет в дальнейшем защитить граждан от преступных посягательств. Эти действия можно охарактеризовать с объективной точки зрения.
В силу того, что процессуальные правила направлены на установление факта совершения преступления и меры пресечения в отношении нарушителей, то в большинстве случаев эти правила носят императивный характер.
Но в Уголовном кодексе есть немало правил, которые допускают своим субъектам право выбрать наиболее подходящий вариант. В качестве примера приведём ст. 142 «Явка с повинной».
Итак, где здесь допускается свободное волеизъявление? В пункте 2 сказано, что субъект может оформить явку как в письменной форме путём заключения сведений на бумаге, так и устно.
В этом случае законодатель даёт право выбора для субъекта.
Правила поведения, которые устанавливают рамки дозволенных и запрещённых действий, должны непосредственно указывать на обстоятельства их применения.Нормы уголовного характера должны включать указание на следующие аспекты:
- Обстоятельства, при наступлении которых будет применена конкретная норма из УПК. Должны содержать гипотезу и диспозицию о конкретных правонарушениях, за которые в последующем будут применены санкции.
- Субъективный состав. То есть, норма должна отражать сведения о лицах, в отношении которых будут примерные меры пресечения.
- Правила поведения субъекта, которое определяет, какие действия для лица находятся под запретом.
- Какая ответственность будет за нарушение конкретных норм. Должны содержать в каждой статье пункт со сведениями о санкциях.
Наличие в процессуальных нормах этих сведений позволяет органам дознания и следствию квалифицировать действия преступника в определённую категорию, а суду установить справедливую меру наказания.
На какие виды делится
Правила, которые определяют последовательность рассмотрения уголовного дела, делятся по различным основаниям.
Исходя из направленности действий, нормы делятся на следующие виды:
- управомачивающие;
- императивные;
- запрещающие.
Управомачивающие нормы дают определённый выбор своим участникам.
Обязывающий регламент корнем отличается от управомачивающих правил и имеет свою особенность. В структуре обязательного поведения субъекта отсутствует возможность выбора. В качестве наглядного примера можно привести диспозицию ст. 11 УПК.
В нём сторона обвинения, а также суд должны полностью разъяснить нарушителю все права, которыми он наделен, согласно действующему законодательству.
Кроме этого, согласно процессуальным гарантиям они должны оказать содействие для обеспечения возможности использовать эти права.
Немалую важность имеют нормы, которые ограничивают участника судопроизводства на совершение определённых действий. Если лицо переходит черты запрещающих норм и совершает противоправные действия, то наступает юридическая ответственность. Наличие санкций является отличительным признаком запрещающих норм.
Запрещающие нормы процессуального права – это совокупность норм, при нарушении которых для нарушителя наступает уголовная ответственность.
Правила уголовного судопроизводства можно дифференцировать и по степени юридической силы его источника. В этом плане прерогативу имеют правила, отражённые в международных соглашениях. В пункте 3 ст.
1 УПК прямо сказано, что в случае если международные правила регулируют возникшие отношения по-своему, то применяются нормы международного характера.
Верховенство международных актов показывает уровень демократизации Российского законодательства.
Следующим по значимости идёт разновидность гарантий, предусмотренные Конституцией. Любое решение по уголовному делу должно основываться на Конституции и если норма Конституции трактует иной порядок, то суду необходимо руководствоваться именно конституционным правилом.Порядок осуществления правосудия, а также необходимость в применении определённой процессуальной нормы закреплено в УПК. УПК по-другому называют свод законов, поскольку именно в нём собраны все правила, которые применяются за совершение конкретного деяния.
В случае отсутствия процессуальной нормы, для регулирования сложившихся отношений действует аналогия нормы права (применятся правило, которое регулирует сходные отношения).
В регулировании процессуальных отношений может сложиться ситуация, когда определённое действие регулируется на основе сразу нескольких процессуальных норм. Это явление в юридической науке интерпретируется, как конкуренция нормы права.
Кроме основных трёх источников, правила процессуальной направленности могут быть отражены в различных подзаконных актах. Ярким примером является указ Президента об установлении моратория на смертную казнь.
Структура процессуальной нормы
Практически все авторы в своих трудах о нормах уголовно-процессуального характера придерживаются системой из трёх основополагающих элементов.
Согласно этой схеме толкование процессуальной нормы осуществляется при помощи трёх элементов:
- гипотезы;
- диспозиции;
- санкции.
Гипотеза (предположение) показывает определённые обстоятельства, при наступлении которых законодатель может прописать в статье определённую диспозицию и санкцию.
Диспозиция – это уже непосредственное правило, которое сформулировано во вводной части статьи. В структуре каждой статьи диспозиция идёт вначале и только после неё фиксируются санкционные пункты.
Санкция – это ответственность, которая наступает за нарушение норм диспозиции. Специфика санкции заключается в том, что санкционное воздействие может оказываться на несколько диспозиций. К примеру, лишение свободы до 5 лет может выступать в качестве санкции сразу по нескольким преступлениям.
Основная цель санкционных мер УПК РФ – установление справедливой меры наказания и обеспечение верховенства закона.
В УПК РФ предусмотрены следующие виды санкций:
- Меры предупредительного характера. К ним можно отнести: отвод свидетеля, прокурора, судьи, следователя и т.д.
- Принудительные санкции. Это уже меры, которые разрешают воздействовать на преступника путём принуждения.
- Штрафные санкции. Как правило, штрафом ограничиваются за совершение деяний, имевших наименьшую степень общественной опасности.
- Процессуально-восстановительные. Эти санкции предусматривают возможность отмены избранного судом решения или его изменение.
Применение конкретного вида санкций зависит от диспозиции, которая определяет характер общественной опасности совершённого преступления.
Регламент уголовного судопроизводства образует комплекс правовых норм, регулирующих определённую группу отношений. Они могут расчленяться на отдельные институты. Таким образом, понятие институт уголовного процесса – это совокупность правил, которые направлены на регулирование отдельной ячейки однородных отношений.
Каждый взятый институт рассматривает отдельную группу отношений для более детального изучения, содержащихся в нём норм.
Система институтов начинается с общей части процесса, в котором отражены общие положения об уголовно-процессуальном законодательстве и основные принципы. Более крупные институты, в свою очередь, подразделяются на мелкие, которые регулируют специфические разделы. Особое значение уделено группе норм, определяющих иерархию судопроизводства в сфере досудебного разбирательства.Эта группа состоит из институтов:
- Определяющий процедуру возбуждения уголовного дела.
- Рассматривающий специфику предварительного расследования.
- Содержащий предписания предварительного следствия.
Подобное разграничение обусловлено системой самого УПК, в которую входят перечисленные направления.
Гарантии и их значение для уголовного судопроизводства
Процессуальные нормы по своей сущности выполняют функции государства по обеспечению законности на её территории. Важным инструментом для достижения правопорядка является процессуальная гарантия.
Гарантии – это совокупность средств, которые предоставляют право субъектам процессуальных отношений выполнить установленные обязательства, а также воспользоваться всеми способами защиты своих прав.
Основным гарантом выступает государство, которое согласно нормам конституции обеспечивает охрану и защиту конституционных прав граждан.
Государственный аппарат через свои правоохранительные структуры наделяет должностных лиц правомочием на ведение уголовного судопроизводства, а гражданам в, свою очередь, предоставляется гарантия на использование всех норм, защищающих их права и свободы.
Должностное лицо, согласно нормам, выполняет функцию по осуществлению процесса. Все действия гарантируются соответствующими санкциями за ненадлежащее исполнение обязательств.
Какой вывод можно сделать из этого? Государство держит баланс между субъектами, которые осуществляют правосудие или участвуют в уголовном судопроизводстве в качестве обвинения и объектом, в отношении которого осуществляются процессуальные действия. Подобный механизм обеспечивает полное соблюдение всех принципов уголовного права.
Приоритетный характер в уголовном судопроизводстве имеют гарантии, относящиеся к обеспечению неприкосновенности личных прав гражданина, которым он наделен согласно Конституции РФ.
Актуальность этих гарантий повышается, поскольку один из субъектов отношений наделен властными полномочиями.
Учитывая это обстоятельство, законодатель установил санкции, которые выполняют роль гарантийных норм, защищая интересы подозреваемого.
Согласно УПК субъект имеет право защищать свои законные интересы:
- самостоятельно;
- при помощи защитника;
- через представителя.
Человек, который обвиняется за совершение тяжких преступлений, должен обязательно привлечь опытного адвоката, знающего все тонкости этих норм. Любое преступление имеет ряд смягчающих обстоятельств, о наличии которых подозреваемый может и не знать.
Обеспечение прав граждан в уголовном судопроизводстве должно протекать в тесном взаимодействии с представителями государственных ведомств, которые и ведут процесс. В частности, судья в зале заседания должен разъяснить обвиняемой стороне обо всех правах, которым он наделен в соответствии с УПК.
Любой человек, согласно отечественному законодательству, преступивший за рамки уголовных норм, автоматически становится субъектом процессуальных отношений. Чтобы максимально точно и своевременно установить наказание преступнику, ещё в древнем Риме был создан свод норм, которые определяли последовательный этап протекания уголовного дела.
На основе общепризнанной модели и были сформированы нормы Советского, а затем и Российского процесса. Благодаря совершенно новой модели всего уголовного процесса, и потерпевший, и сторона обвинения полностью знают свои права.Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/protsess/normy
Значение конституции для уголовного судопроизводства
Конституция РФ заключает в себе как общие положения, влияющие на построение норм всех отраслей права, так и непосредственно относящиеся к уголовно-процессуальному праву.
Инфо Все сказанное свидетельствует о том, что нормы уголовного судопроизводства нельзя рассматривать в отрыве от конституционных норм, содержание которых предопределило многие аспекты уголовно-процессуального законодательства. Второе обстоятельство, которое необходимо отметить, заключается в том, что принципы судопроизводства неразрывно связаны с основами поения судебной системы.
Связь эта настолько тесна, что в ряде случаев судоустройственный по своей природе закон содержит нормы, аналогичные тем, которые в УПК закреплены в качестве принципов уголовного судопропроизводства.
Примером может служить ст. 10 Федерального конституционного на «О судебной системе Российской Федерации», которая в качестве одного из общих положений, т. е. принципов, формулирует правило о языке судопроизводства.
УПК). Практическая значимость принципов уголовного судопроизводства состоит в следующем.
Во-первых, принципы уголовного судопроизводства кладутся в основу формирования уголовно-процессуального законодательства. При проектировании уголовно-процессуальных правовых актов необходимо руководствоваться принципами уголовного судопроизводства. Ни одна процессуальная норма не должна им противоречить.
И наоборот, нормы, регулирующие уголовное судопроизводство, должны вытекать из принципов процесса и им соответствовать.
Нарушение этого требования может повлечь признание соответствующей нормы уголовно-процессуального закона не соответствующей Конституции РФ либо ее отмену в будущем как изданную с нарушением принципов уголовного судопроизводства. Во-вторых, принципам уголовного судопроизводства подчинено решение всех частных вопросов уголовно-процессуальной деятельности.
Составной частью Конституции стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года.
Она содержит развернутую регламентацию прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве.
Декларация подтвердила примат международных норм, относящихся к правам человека, перед законами России и предусмотрела равенство всех перед законом и судом (ст. 3), неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений (ст. ст. 9, 11), право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения (ст.
37), возможность задержания и лишения свободы исключительно на основании судебного решения (ст.
8), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц (ст.
Не меньшее значение для уголовного судопроизводства имеют нормы рассматриваемой категории, которые носят более общий характер (запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения — ч. 2 ст. 21, право на неприкосновенность частной жизни — ст.23 и 24, гарантия судебной защиты прав и свобод — ст.
Конституция как источник уголовно-процессуального права
На протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на источник права.
И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.
Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, те черты права, которые были характерны для отдельных государств и правовых систем. В 18-19 вв.
резко усилилась дискуссия о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права.
Однако уже в 20-м веке по критерию формы права исчезает разница между естественно-правовыми положениями, вытекающими из самого существования человека, и другими правовыми положениями.
Форма становится единой для всех сфер права — объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и других источниках.
Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате его многократного и длительного применения.
Он является одним из древнейших и важнейших источников права. Правовые обычаи, будучи санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением.
Правовой обычай должен содержать в себе нормы, которые основываются «на правовом убеждении» и проявляются «в более или менее частом применении»; не противоречить разумности; не нарушать добрых нравов; не иметь в своём основании «заблуждения».
О наличии правового обычая можно говорить лишь тогда, когда
«в основании однообразно повторяемой нормы лежит правовое сознание или народное убеждение»
. Исторически правовой обычай как источник права предшествует всем другим источникам права.
Впервые он возник на переходном этапе о первобытнообщинной, догосударственной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обычаев нарождающимися государственными структурами.
В древних государственно-организованных обществах правовой обычай занимал ведущее положение. Важнейшее место среди источников права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел.
Существует два вида прецедентов: судебный и административный. Наиболее распространённой формой права является судебный прецедент.
Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признаётся в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права.
На основе изучения и обобщения практики он вырабатывает наиболее точно, близкое к замыслу законодателя толкование и тем самым формирует единообразную практику применения данной нормы.
Разъяснения Пленума ВС РФ обязательны для судов, др. органов и должностных лиц.
Это означает, что постановления Пленума ВС РФ обязательны и для органов дознания, предварительного следствия, прокуроров, для всех др.
субъектов (участников) уголовного судопроизводства на любой его стадии.
Источник: https://De-Jure-Sochi.ru/znachenie-konstitucii-dlja-ugolovnogo-sudoproizvodstva-45918/
Источники уголовно-процессуального права
Источники уголовно-процессуального права — это содержащие уголовно-процессуальные нормы акты, образующие систему уголовно-процессуального права, обусловленную предметом его регулирования.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство
Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ.
В самом законе названы всего лишь два нормативных источника уголовно-процессуального права — Конституция РФ и УПК РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.
В действительности же круг нормативных законодательных источников уголовно-процессуального права гораздо шире. К их числу относятся:
а) Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу,прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции РФ).
В Конституции РФ закреплены основные начала уголовного судопроизводства и гарантии прав личности в уголовном процессе, которые находят свою конкретизацию в нормах других уголовно-процессуальных законов. Среди них — принципы законности (ст. 15), осуществления правосудия только судом (ст.
118), равенства перед законом и судом (ст. 19), уважения достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), презумпция невиновности (ст. 49) и др.б) Федеральные конституционные законы, регламентирующиесудопроизводство по уголовным делам в Российской Федерации.
Это — федеральные конституционные законы «О КонституционномСуде РФ», «О судебной системе»1, «О чрезвычайном положении»,«О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»3, в которых содержатся отдельные нормы уголовно-процессуального характера.
В частности, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»устанавливает порядок привлечения данного должностного лица куголовной ответственности и раскрывает содержание его иммунитета в сфере уголовного судопроизводства.
в) Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый 18 декабря2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом от 18 декабря 2001 г.
№ 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» установлены иные сроки и порядок введения в действие.
УПК РФ является главным источникомуголовно-процессуального права, поскольку именно он детально регламентирует порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.
г) Иные федеральные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы. Это, например, федеральные законы от 12 июня 2002 г.
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от, от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 12 февраля 2001 г.
№ 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» и другие.
д) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ ониявляются составной частью законодательства России, регулирующего уголовное судопроизводство.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г.
№ 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что под общепризнанными принципами международного праваследует понимать основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, а общепризнанная норма международного права — это правило поведения,принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного
Стоят отдельного упоминания следующие редкие источники:
е) Указы Президента РФ. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения навсей территории РФ, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
В 90-е годы прошлого века Президент РФ неоднократно принимал указы, которые регламентировалии вопросы уголовного судопроизводства. Некоторые из них противоречили и Конституции, и федеральным законам, но тем не менеереально действовали и исполнялись.Это, в частности, Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который применялся в течение 3 лет, а затем был отменен.
В настоящее время указы Президента РФ не содержат норм уголовно-процессуального права, но нельзя исключить их появления в будущем.
ж) Законы СССР. Некоторые законодательные акты СССР продолжают действовать на территории РФ, если они не противоречатКонституции России и российскому уголовно-процессуальному законодательству.
Это, к, примеру, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.
«О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», который до сих пор регулирует многие вопросы реабилитации невиновных.
Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, указаний Генерального прокурора РФ и пр
Внимание! Это спорный вопрос.
Помимо законодательства, существует и целый ряд других источников, которые также содержат нормы, регулирующие отношения в уголовном судопроизводстве, однако общеобязательность их исполнения неоднозначна.
С одной стороны, их можно именовать источниками уголовно-процессуального права, так как в подавляющем большинстве случаев данные акты все таки исполняются. С другой, они формально не относятся к нормативным актам. Выделим три момента:
а) Признание норм (или их смысла) неконституционными обязательно для всех. Есть мнение, что это полноценный источник права. Сюда относятся Постановления и определения Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ определяет, соответствуют ли те или иныеположения уголовно-процессуального закона Конституции РФ, атакже выявляет конституционно-правовой смысл норм уголовно-процессуального права.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Как показалапрактика, решения Конституционного Суда РФ нередко приводилик настоящему реформированию уголовно-процессуального законодательства, вызывая отмену или изменение соответствующих нормуголовно-процессуального закона. Это касается и УПК РФ, многиенормы и положения которого уже стали предметом конституционного контроля.
б) Толкование закона желательно, но не обязательно для всех. Сюда относятся Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Издавать акты официального толкования уголовно-процессуального закона в Россиивправе два органа судебной власти: Пленум Верховного Суда РФ иКонституционный Суд РФ.
Однако акты толкования названных судебных органов носят совершенно разный характер, поскольку цели,стоящие перед этими судами, неодинаковы. Так, согласно ст. 126Конституции РФ, ч. 5 ст.
19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения судам по вопросам применениязаконодательства РФ.
Принятые Пленумом Верховного Суда РФакты толкования уголовно-процессуального закона содержат важные для правильного понимания и применения норм действующегоуголовно-процессуального законодательства указания, основанныена многолетнем изучении судебной практики. Разъяснения Верховного Суда России широко используются всеми правоохранительными органами для разрешения правовых вопросов в ходе уголовногосудопроизводства.
в) Обязательны для органов, в структуре которых они изданы. Сюда относятся подзаконные нормативные акты. Данные нормативные актыиграют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства.
Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов —Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД России, ФСБ России, Минюст России, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся такихвопросов, как принятие заявлений и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органовпри расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т.д. Так, приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 утверждена Инструкция опорядке осуществления привода2, который отнесен законом (ст. 113УПК РФ) к иным мерам процессуального принуждения.Право на принятие подзаконного нормативного акта иногда прямо предоставляется органам исполнительной власти самим законодателем (так называемое делегированное законодательство). Например, во исполнение предписаний ст. 82 УПК РФ, в соответствии скоторой условия хранения, учета и передачи отдельных категорийвещественных доказательств устанавливаются Правительством РФ,было принято постановление от 20 августа 2002 г. № 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихсявещественными доказательствами, хранение которых до окончанияуголовного дела или при уголовном деле затруднительно»3.В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ немогут регулировать никакие вопросы уголовного судопроизводствана своей территории, хотя в недавнем прошлом такие попытки предпринимались неоднократно.Источник: https://crimlib.info/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0