Правовое обеспечение социального предпринимательства

Содержание

Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный разбор

Правовое обеспечение социального предпринимательства

26 июля 2019 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия.

О главных изменениях и о том, как устроен социальный бизнес в других странах, – юрист филиала благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» в России Константин Воробьев.

Что поменялось после принятия закона?

Наконец компании малого и среднего бизнеса смогут претендовать на статус социального предприятия. Для этого есть несколько условий – чтобы бизнес компании был направлен на достижение общественно полезных целей и способствовал решению социальных проблем. 

Что дает государство?

По закону государство обязано предоставить социальному предприятию имущественную (в частности, субсидии), информационную и иную поддержку. 

В чем преимущества ведения деятельности в форме коммерческой организации? 

Это, прежде всего, упрощенная регистрация компании, отсутствие отчетностей об использовании имущества, расходовании средств, реализации программ, понятный бухгалтерский учет и налоговый режим.

Особенности деятельности организаций в сфере социального предпринимательства

Предпринимательская деятельность в социальных сферахСоциальное предпринимательство (с 26 июля 2019 года)Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
Коммерческая организацияКоммерческая организация — субъект малого и среднего предпринимательстваНекоммерческая организация
1. Извлечение прибыли2. Достижение общественно-полезных целей1. Достижение общественно-полезных целей2. Извлечение прибыли1. Достижение общественно-полезных целей2. Извлечение прибыли
Предпринимательская деятельностьПредпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, в качестве основной деятельности организации в соответствии с условиями законаПредпринимательская деятельность, соответствующая уставным целям организации и необходимая для достижения общественно полезных целей в качестве дополнительной деятельности организации
Гранты, льготные кредиты от частных фондовФинансовая, имущественная, информация поддержка от государстваПожертвования, гранты от НКО и физических лиц, государственная поддержка, налоговые льготы

Почему тогда всё чаще выбирают форму некоммерческой организации? 

Ответ несложен – широкие источники формирования имущества – пожертвования и гранты, которые доступны преимущественно некоммерческим организациям. Хозяйственная деятельность социальных предприятий не отличается высокой доходностью, в связи с чем учредители вынуждены искать дополнительные источники финансирования, которые сильно ограничены у коммерческих юридических лиц. 

На преодоление описанного дисбаланса направлены законодательные изменения.

«Я каждый вечер думаю: все ли успела?»: правила жизни социального предпринимателя Гузель Санжаповой

Вернемся к началу: что такое социальное предпринимательство?

Единого и точного ответа не существует, но если исследовать правовое положение социальных предприятий от Бельгии до Южной Кореи, в подавляющем большинстве их будут объединять следующие черты:

1) коммерческая деятельность.

Непрерывная предпринимательская деятельность, связанная с производством товаров, оказанием услуг и выполнением работ отличает социальное предприятие от традиционной некоммерческой организации: социальное предприятие на постоянной основе вовлечено в производство продукции, предоставление услуг населению, поэтому именно хозяйственная деятельность представляет главный признак социальных предприятий, способ их существования.

2) основная цель деятельности — некоммерческая. Социальное предприятие может быть нацелено на извлечение прибыли, но это должно быть второстепенно, хозяйственная деятельность лишь выступает способом решения социальных проблем, служению общественным интересам.

3) запрет или ограничение распределения прибыли.

Указанный критерий направлен на обеспечение приверженности организации некоммерческим целям деятельности и применительно к некоторым странам обусловлен возможностью как коммерческих, так и некоммерческих организаций претендовать на ведение деятельности в статусе социального предприятия.

Так как цели должны быть связаны с осуществлением деятельности в общественно-полезных целях, прибыль (полностью или частично) должна быть реинвестирована в деятельность организации – повышение условий труда, найм высококвалифицированных работников, расширение производства.

Применительно к европейским социальным предприятиям возможность распределения дивидендов от предпринимательской деятельности между учредителями колеблется от 30 до 40 процентов. В России ограничение в 50 процентов предусмотрено частично – для определенных видов деятельности.

Заметно часто встречаются особенности, которые присущи не обязательно каждому социальному предприятию: использование как оплачиваемого, так и волонтерского труда, выражение общественного интереса определенной социальной группы, демократическое (общественное) управление, когда право принятия решений не основано на взносах в уставной капитал, — но они отражают социальную и правовую сущность, вектор развития социального предпринимательства.

Частные дома престарелых, школы и санатории для инвалидов, экологические компании по переработке мусора, социальные супермаркеты и столовые для малоимущих граждан, charity shops, производства одежды для инвалидов, спортивные школы, службы поддержки, предоставляющие занятость людям с ограниченными возможностями – продают товары, оказывают платные услуги, то есть осуществляют коммерческую деятельность, однако главная цель их существования не извлечение прибыли, а улучшение жизни определенных социальных групп.

Таким образом, организации, учрежденные изначально в правовых формах коммерческих организаций, принимая некоммерческие цели деятельности и запрет/ограничение распределения прибыли, по своей сущности приближаются к некоммерческим, получая взамен благоприятный режим деятельности, индивидуальный для каждого государства – это могут быть налоговые льготы, доступ к дополнительным источникам финансирования (специальные гранты, государственные субсидии, пожертвования), иная государственная поддержка. В связи с парадоксальным сочетанием коммерческого и некоммерческого социальные предприятия именуют гибридными организациями.

Секрет на миллион: как НКО делать успешные проекты с бизнесом

Кто по закону может стать социальным предприятием? 

По закону на статус социального предприятия и государственную поддержку могут рассчитывать компании малого и среднего бизнеса, которые соответствуют следующим критериям: 

  •  трудовая интеграция (обеспечение занятости инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров, беженцев, малоимущих граждан или других категорий при условии, что их доля составляет не менее 50% от общего числа работников, а расходы на оплату труда – не менее 25%);
  • реализация товаров, производимых лицами из приведенных выше категорий (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли;
  • производство товаров для лиц из приведенных выше категорий с целью компенсации ограничений их жизнедеятельности (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли) по направлениям: оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-трудовых и иных услуг;
  • деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, по оказанию педагогическо-социальных услуг, организации отдыха и оздоровления детей, в сфере дошкольного образования, по обучению работников и добровольцев социально ориентированных НКО, культурно-просветительская и иная деятельность (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли).

«Всему приходится учиться в процессе и иногда на ошибках»: Дарья Алексеева о фонде «Второе дыхание» и бизнесе CharityShop

Как это устроено в других странах? 

 Статус социального предприятия, на который могут претендовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, закреплен в России, однако есть и иные способы правового регулирования положения субъектов социального предпринимательства: в таблице ниже приведены основные модели.

I модельСтатус социального предприятия(Бельгия, Россия, Италия, Южная Корея, Словения, Финляндия, Вьетнам, и др.)— система признания/сертификации организаций;— определенный круг субъектов (только коммерческие организации; коммерческие и некоммерческие организации);— критерии соответствия для получения статуса;— специальный орган исполнительной власти, ответственный за назначение и отзыв статуса социального предприятия— перечень организаций, имеющих статус;— система государственной поддержки.
II модельСпециальная организационно-правовая форма (Германия, Италия, Испания, США, Великобритания и др.)— разновидность юридического лица;— правовой режим деятельности, учитывающий признаки социального предприятия;— система государственной поддержки;— прочная связь между деятельностью юридического лица и интересами государства в части реализации политики, направленной на решение социальных проблем, повышения качества жизни населения.

В Германии, Соединенных Штатах Америки, Великобритании в законодательстве существуют специальные организационно-правовые формы юридических лиц для деятельности в сфере социального предпринимательства.

Закрепив в учредительных документах некоммерческие цели деятельности организации, учредители могут основать или преобразовать организацию, к примеру, в благотворительное общество с ограниченной ответственностью (в Германии), низко доходное общество с ограниченной ответственностью (в США), компанию общественных интересов (в Великобритании). 

Примечателен для рассмотрения пример правового положения низко доходного общества с ограниченной ответственностью в США, выделяющийся отсутствием требований по ограничению распределения прибыли.

Именно направленность целей деятельности отличает низко доходное общество с ограниченной ответственностью (low-profit limited liability company, далее – L3C) от общества с ограниченной ответственностью (limited liability company).

Преимущества же общества с ограниченной ответственностью в виде упрощенной регистрации, прав и обязанностей участников (учредителей), условий перехода долей уставного капитала, управления обществом, распределения прибыли etc.

сохраняются.

Использование организационно-правовой формы L3C предоставляет юридическому лицу возможность привлекать целевое финансирование от частных фондов по программам инвестирования, созданных специально для коммерческих организаций, имеющих общественно полезные цели деятельности (Program Related Investments, PRI’s).

Так, фонд Bill & Melinda Gates Foundation выделил 1,5 миллиарда долларов США на Program Related Investments, 1 миллиард из которых уже распределен между 47 компаниями.

Вместе с тем, денежные средства, полученные по PRI’s или в качестве пожертвований от граждан, подлежат налогообложению на общих основаниях, никаких исключений не предусмотрено.

Компании, учрежденные в организационно-правовой форме L3C, крайне разнообразны: от компании SEEDR, занимающейся решением проблем глобального здравоохранения, инфраструктуры и финансовых инноваций, которая в 2009 году получила грант на сумму более полумиллиона долларов на разработку новой линии изолированных контейнеров для транспортировки и хранения вакцин и других лекарств в развивающихся странах, до кофейни “Overflow Coffee Bar” в Чикаго, деятельность которой направлена на развитие местного сообщества и интеграцию жителей района посредством проведения в заведении культурных и просветительских мероприятий.

Когда и как можно будет стать социальным предприятием?

Первое внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием, намечено на 10 апреля 2020 года.

На данный момент порядок признания организации социальным предприятием разрабатывает Министерство экономического развития Российской Федерации.

В итоге, в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства появится графа с информацией о том, что организация является социальным предприятием, это даст возможность компании претендовать на имущественную и финансовую поддержку от государства. 

Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2019/08/23/79136/

Правовое обеспечение социального предпринимательства

Правовое обеспечение социального предпринимательства

Ввиду рамочности многих его норм, а также отсутствия правовых механизмов, регулирующих поддержку малого предпринимательства, данный закон утратил свою силу в 2007 г.

Выполняя немаловажную социально-экономическую роль, предпринимательство вместе с отчислениями в налоговые органы во многом создает конкуренцию и рабочие места, а также обеспечивает занятость населения, в т. ч.

социально нестабильных слоев населения, и развивает экономический сектор регионов.

Игнорирование многочисленных проблем на пути предпринимательства зачастую приводит к масштабному сокращению их деятельности, как произошло в 2013 г.

, когда только за первое полугодие в России свое дело в результате резкого повышения социальных налогов закрыли около 650 тыс. мелких предпринимателей и фермеров [3].

Более уязвимое от нестабильных колебаний рынка малое предпринимательство нуждается во многих льготных послаблениях со стороны государственных органов, например, по уменьшению кадастровой оценки земли или арендной ставки.

Проблемы, вызванные данным характером вкупе с падением национальной валюты и покупательской способности населения, привели к возросшей в несколько раз активности продажи бизнеса в 2014 г. в крупных городах России [4].

В результате проведенного РБК в начале 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Первым документом, декларирующим принцип свободы предпринимательской деятельности в постсоветской России, стала Конституция РФ, в статье 8 которой лаконично закреплено право каждого на

«свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности»

[6]. Жизнь малого бизнеса усложняют бесчисленные изменения, дополнения, поправки как в нормативно-правовые акты, так и в формы отчетных документов, смысл которых большинству предпринимателей не ясен.

Постоянные новации по их изменению обременительны и губительны, поскольку для своевременного их отслеживания и грамотного применения предпринимателю необходимо содержать целый штат экспертов-советников.

Отсутствие стабильности законодательства — один из основных предметов обсуждения среди предпринимателей.

Необходимость введения Предпринимательского кодекса в жизнь предпринимательского общества не представляется целесообразным, поскольку количество сборников нормативно-правовых актов (кодексов), затрагивающих ту или иную отрасль, в России предостаточно (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс и пр.).

Принятие закона, содержащего исчерпывающие требования к основам предпринимательской деятельности, четко регулирующего права, обязанности, меры защиты предпринимателя, какими требованиями руководствоваться, на какую конкретно помощь рассчитывать, послужит основой формирования правовой среды предпринимательства.

В этой связи поиск альтернативы государственной модели видится весьма перспективным с учетом положительного правового опыта зарубежных стран.

Важно В настоящее время в развитых странах Америки и Европы достаточно популярной является идеология социального предпринимательства, под которым понимается предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем с использованием инновационных методов и технологий. С осознанием того, что ни один из секторов экономики — бизнес, государство, некоммерческий сектор — не способен в одиночку справиться с социальными проблемами, на первый план выходит понимание необходимости поиска путей оптимального межсекторного взаимодействия, однако с использованием предпринимательских средств, позволяющих интегрировать социальный и экономический эффект.

В США в 2011 г. Инфо Отсюда перед обществом и государством возникает задача по реальному обеспечению каждого человека всем необходимым, как это предусмотрено международно-правовыми актами и внутренним законодательством государств.

Государство должно не только предусматривать средства защиты прав потребителей и их объединений, но и гарантировать обеспечение потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском лечении, работах, услугах и других социально-имущественных потребностей.

Следовательно, имущественные потребности граждан и их объединений должны не только защищаться, но и обеспечиваться, что должно означать реальное предоставление вышеперечисленных благ, гарантирующих ему достойную жизнь и нормальную жизнедеятельность. Решение данных вопросов в настоящее время в российском обществе является наиболее значимой социальной, правовой и экономической проблемой.

На наш взгляд, проблему обеспечения социально-имущественных потребностей граждан можно решить лишь с использованием инновационного инструментария, в контексте развития идеологии социального предпринимательства.

В связи с этим моделирование данной социально-инновационной конструкции требует поиска оптимального соотношения форм и средств правового воздействия.

В целях настоящего исследования, творчески развивая идеи, содержащиеся в трудах профессора Е.П. Баринов, имущественные потребности имеют вещный характер, реализуются в товарах, жилище и услугах.

По его мнению, имущественные потребности следует определить как объективно существующую необходимость (нужду) в потреблении материальных благ (товаров, работ, услуг) в целях создания условий для нормальной жизнедеятельности граждан, организаций и общества в целом

с. 180 — 182.> соч. С. 181. По мнению Н.А. Баринова, систему имущественных потребностей можно классифицировать на

Социальное предпринимательство в современной России: законодательное регулирование и основные направления государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Государство и право

Юридические науки»

Однако данный подход термина «социальное предпринимательство» не согласуется с общей теорией данного явления в экономическом секторе общества и государства. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Поскольку «социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: • социальное воздействие (от англ.

social impact) — целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты; • самоокупаемость и финансовая устойчивость — способность социального предприятия решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности; • предпринимательский подход — способность социального предпринимателя находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом»3 .

Важно также разграничивать понятия «социальное предпринимательство», «предпринимательство в социальной сфере» и «деятельность социально ответственного бизнеса».

И если выделить социально ответственный бизнес достаточно просто, поскольку такие компании как ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром-нефть», ОАО «Мегафон» за счет своей прибыли на основе собственной инициативы поддерживают различные социально ориентированных проекты, то понять различия между социальным предпринимательством и бизнесом в социальной сфере сложнее. Представители Агентства стратегических инициатив, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общественной палаты России, Государственной Думы России, научного сообщества, предприниматели высказываются в поддержку законодательного определения данных понятий. Попытки законодательного оформления термина «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель» в Российской Федерации стали предприниматься с 2010 г., когда в соответствии с внесенными 5 августа 2010 г.

изменениями в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»4 появился термин «социально ориентированные некоммерческие организации». Данный термин, по мнению директора фонда «Наше будущее» Натальи Зверевой5, может использоваться для развития концепции социального предпринимательства.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 указанного выше закона социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах (за исключением государ- 2 АкрамовскаяА.

Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного регулирования этой сферы // URL: http:// www.nb-forum.ru/social/laws/. 11 февраля 2008. 3 Кикал Дж., Лайонс Т.

Социальное предпринимательство: миссия — сделать мир лучше. М. : Альпина Паблишер, 2014. С.

Источник: https://De-Jure-Sochi.ru/pravovoe-obespechenie-socialnogo-predprinimatelstva-45918/

Государственное регулирование социального предпринимательства

Правовое обеспечение социального предпринимательства

Определение 1

Государственное регулирование социального предпринимательства – это комплекс правовых, организационных, финансовых, налоговых и иных мер и мероприятий, реализуемых федеральными и региональными органами публичного управления с целью обеспечения поддержки и создания комфортной среды развития для предпринимателей, чья деятельность характеризуется самоокупаемостью, финансово-экономической устойчивостью и направлена на преодоление социальных проблем.

Практика организации публичного управления экономической и социальной сферами демонстрирует необходимость поддержки и развития социального предпринимательства как способа функционирования частных организаций коммерческого и некоммерческого характера для реализации социальных функций инновационными методами. Иначе говоря, социальное предпринимательство, извлекая прибыль или решая некоммерческие задачи, обеспечивает достижение социально полезных целей без участия государственных структур.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Итак, социальное предпринимательство представляет собой осуществление самоокупаемой устойчивой предпринимательской деятельности, направленное на решение социально значимых задач.

Это направление предпринимательской деятельности, важнейшее для прогрессивного развития экономики страны, формирования партнерской модели управления страной, объединяет черты предпринимательства как осуществляемой на свой страх риск коммерческой деятельности и благотворительности как деятельности, направленной на решение социальных задач.

Проблемы государственного регулирования социального предпринимательства

На сегодняшний момент в отечественной практике социальное предпринимательство характеризуется следующими особенностями:

  • наличествующий на практике феномен социального предпринимательства не получает необходимого правового обеспечения, функционируя преимущественно в рамках, установленных для обычного предпринимательства;
  • отсутствие должного уровня правового и финансового стимулирования социального предпринимательства со стороны государства, что обуславливает обращение субъектов рассматриваемой сферы предпринимательства к инструментам сертификации, действующим в зарубежных странах;
  • отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере.

Замечание 1

На сегодняшний день категорией социального предпринимательства отечественное законодательство не оперирует. В правопорядках зарубежных государств категория социального предпринимательства используется с 80-х гг. прошлого века.

Исследование вопросов нормативно-правового регулирования, в том числе на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований, демонстрирует, что отечественному правопорядку известна лишь категория социального предприятия.

Так, социальными предприятиями в отечественном правопорядке именуются:

  • организации, которые поставляют продукт (работу, услугу, товар) социально уязвимым слоям населения на льготных условиях в сравнении с обычными рыночными;
  • организации, которые характеризуются в качестве общественно значимых для территории соответствующего публично-правового образования;
  • организации, которые ответственно относятся к своей деятельности, учитывая при ее осуществлении общественные интересы.

При этом приведенный термин не в полной мере отражает сущность социального предпринимательства. Так, социальное предпринимательство в практике зарубежных государств раскрывается в следующих признаках:

  • социальная направленность деятельности организации: организация функционирует для разрешения или сокращения социальной проблемы, что находит отражение в устойчивых позитивных социальных результатах функционирования организации;
  • собственная окупаемость и устойчивость организации в финансово-экономическом смысле: извлечение прибыли от реализуемой деятельности делает возможным решение социально значимых проблем;
  • использование предпринимательской модели организации деятельности для решения социально значимых задач: предпринимательский подход к поиску, аккумуляции ресурсов; творческий, инновационный подход к решению социальных проблем.

Основы государственного регулирования социального предпринимательства в России

В отечественной практике правовое регулирование социального предпринимательства находится в зачаточном состоянии: предпринимаются отдельные попытки обеспечения организационной, финансовой, образовательной и иной поддержки предпринимателям, чья деятельность направлена на преодоление социальных трудностей.

Так, на сегодняшний момент на федеральном уровне на основе документов стратегического, социально-экономического, бюджетного планирования профильное министерство (исполнительный орган, в ведении которого находится экономическое развитие) ежегодно утверждает приказы, содержащие:

  • характеристики, соответствие которым позволяет отнести предприятие к числу социальных;
  • перечень предлагаемых государством таким социальным предприятиям видов помощи;
  • процедуру направления средств регионам, которые направляли заявку на выделение средств для поддержки социальных предприятий.

На основе указанных приказов социальная поддержка оказывалась социальным организациям за счет средств бюджета Федерации, направляемым субъектам Федерации для распределения в форме грантов между малыми и средними социальными предприятиями.

В последующем система предоставления субсидий была конкретизирована в постановлении федерального правительства, согласно которому социальными предприятиями именуются организации, чья деятельность направлена на достижение социально полезных результатов, улучшение среды жизнедеятельности населения, обеспечение возможностей населения самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности и пр.

В последующем был принят специальный закон, определивший социальные услуги, оказание которых установленными поставщиками предусматривает соответствующую компенсацию.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_regulirovanie_socialnogo_predprinimatelstva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.