Правовое регулирование оборота сведений составляющих служебную тайну

Правовое регулирование оборота сведений составляющих служебную тайну

Правовое регулирование оборота сведений составляющих служебную тайну

Стр 14 из 15 Служебная тайна — защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или органах местного самоуправления на законных основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа.

Признаки отнесения сведений к служебной тайне: -сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов или подведомственных им предприятий, организаций, запрет на распространение которых установлен законом или диктуется служебной необходимостью; -сведения, являющиеся конфиденциальной информацией для других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей. Критерии охраноспособности информации, составляющей служебную тайну: -информация, составляющая собственную служебную информацию о деятельности самого органа власти; -охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни, — «чужая тайна»; -сведения, не являющиеся государственной тайной и не подпадающие под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен; -получена информация в силу исполнения служебных обязанностей.

Объекты служебной тайны: -военная тайна;-тайна следствия;-судебная тайна;-налоговая тайна; -охраноспособная конфиденциальная информация, со- ставляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни.

Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера, согласно которому служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Законодательного акта, который бы более подробно регулировал правовой режим служебной тайны, не было никогда, нет и сейчас, но подготовлен проект ФЗ «О служебной тайне», внесённый в Госдуму.

На документах, содержащих сведения о служебной тайне ставится пометка «Для служебного пользования», и при этом выделяют ряд основных принципов обращения с таким документом (передаются работникам подразделений под расписку; пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями; хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах). Профессиональная тайна определяется тремя признаками: -профессиональная принадлежность; -конфиденциальная информация добровольно доверяется лицу, исполняющему соответствующие профессиональные обязанности, по выбору владельца этой информации; -у лица, к которому поступает такая информация, возникает обязанность обеспечить ее сохранность.

Профессиональная тайна— защищаемая законом информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой.

Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация не является государственной коммерческой тайной.

Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну

(Яковец Е. Н., Смирнова И. Н.) («Информационное право», 2009, N 4) Текст документа НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ Е.

Н. ЯКОВЕЦ, И. Н. СМИРНОВА Яковец Е. Н., преподаватель МУ МВД России, доктор юридических наук, доцент. Смирнова И. Н., сотрудник Центра правовых исследований.

В статье сформировано понятие служебной тайны.

Исследованы нормативные правовые акты, определяющие статус субъектов служебной тайны; ее правовая защита в режиме служебной тайны в органах государственной власти и местного самоуправления. В Советском Союзе имелась достаточно эффективная система охраны информации ограниченного доступа.

В тот период выделялось три основных ее вида: государственная тайна (информация с грифами «особой важности» и «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно»), а также информация для служебного пользования.

Если за разглашение «информации для служебного пользования» предусматривалась дисциплинарная ответственность, то за передачу иностранным организациям сведений, составлявших служебную тайну, согласно положениям ст. 76.1 УК РСФСР (она появилась в Уголовном кодексе 30 января 1984 г.

) предусматривалась уголовная ответственность.

Из содержания диспозиции указанной правовой нормы усматривалось, что служебная тайна — это экономические, научно-технические или иные сведения, представлявшие повышенный интерес для их держателей, но не подпадавшие под категорию государственной тайны.

Ввиду важности обеспечения защиты подобной информации передача или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составлявших служебную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе или стали известны другим путем, наказывались лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет.

Те же действия, причинившие крупный имущественный ущерб государственным или общественным организациям либо повлекшие иные тяжкие последствия, влекли за собой лишение свободы на срок до восьми лет.

Характерно, что содержание понятий «служебная тайна» и «информация для служебного пользования» в тот период практически не комментировалось.

Толкование их сущности в каждом конкретном случае оставалось за руководителями учреждений, организаций, предприятий или представителями органов власти.

Таким образом, механизм защиты этих сведений основывался на разрешительном принципе права, поскольку большая их часть подпадала под определенные ограничительные режимы, а решение о допуске (или запрете допуска) к соответствующей информации в каждом конкретном случае принимало то или иное должностное лицо.

Данное обстоятельство входило в прямое противоречие с нормами международного права, так как нередко служило поводом для необоснованного привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности, а в отдельных случаях не позволяло гражданам своевременно получать от должностных лиц необходимую информацию.

О современном состоянии законодательства о служебной тайне Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОНОГО ПРАВА Г.

Анализируются подзаконные акты, дающие понятия «служебной тайны», «служебной информации ограниченного распространения».

На основе анализа ведомственных нормативно-правовых актов выделены аспекты деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при ведомственном регулировании которых осуществляется регламентация служебной тайны.

Определены основные установленные ведомственными актами правила обращения со служебной информацией ограниченного доступа.

Выражается мнение, что отсутствие легального понятия «служебная тайна» является «пробелом в законе», а отсутствие специализированного законодательного акта — «пробелом в праве».

Делается вывод о необходимости совершенствования законодательства о служебной тайне путем принятия специализированного закона на базе модели информационного обеспечения деятельности государственных органов в целях реализации возложенных на них полномочий, с учетом баланса интересов различных субъектов, функционирующих в данной области, а также разнообразия видов и происхождения используемой в служебной деятельности государственных органов информации.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, муниципальная служба, информация ограниченного доступа, тайна, государственно-значимая информация, служебная информация, служебная тайна, законодательство, ведомственное регулирование, пробелы в праве.

Совершенствование законодательства в последние десятилетия отражает важнейшие направления происходящих в стране преобразований. Особенно динамично развивается информационное законодательство.

Однако остаются нерешенными вопросы регулирования сбора, создания, использования и предоставления служебной информации ограниченного доступа.

В ходе легализации регулирования оборота государственно-значимой информации наибольший упор был сделан на правовой режим государственной тайны. Служебная тайна и ее правовой режим остались «в тени».

Вместе с тем продолжают приниматься нормативно-правовые акты, в которых в том или ином аспекте фигурирует служебная тайна и регламен- тируется ее оборот. Так, например, Закон РФ «О космической деятельности»1 определяет, что распространение информации о космической деятельности осуществляются с соблюдением требований охраны государственной, служебной и коммерческой тайны. Федеральный закон

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

2 среди основных обязанностей государственного гражданского служащего называет обязанность не 1 Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред.

Источник: https://indsn.ru/pravovoe-regulirovanie-oborota-svedenij-sostavljajuschih-sluzhebnuju-tajnu-96694/

Служебная тайна в законодательстве и ГК РФ — что это такое, ответственность за разглашение

Правовое регулирование оборота сведений составляющих служебную тайну

— Организация бизнеса — Оформление — Делопроизводство — Служебная тайна – что это такое, правовое регулирование

Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным. Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

В 2018 году под служебной тайной чаще всего подразумевают какую-либо информацию, которая должна охраняться от доступа посторонних лиц и разглашения.

В частности, к ней могут относить как коммерческую тайну, которая имеет достаточно глубокое и достоверное правовое регулирование, так и персональные данные, которые также охраняются действующим законодательством.

Кроме этого, имеет сейчас место также и профессиональная тайна, которая касается сведений, полученных в ходе трудовой деятельности.
Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу.

Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Определение служебной тайны, действительное на текущий момент, содержится в положениях Указа Президента РФ №188 от 06.03.1997, который содержит в себе перечень информации, считающейся конфиденциальной – к ним относятся служебные сведения. То есть – непосредственно связанные с государственной, муниципальной или иной службой данные с ограниченным доступом.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами.

При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует разделять служебную тайну с секретной информацией – к последней могут относиться сведения, составляющие собой государственную или военную тайну, но не служебную. Секретный характер для служебной информации не предусмотрен.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

  • Информация о действующих нормативных актах, затрагивающих прямо или косвенно права или свободы граждан.
  • Сведения о деятельности органов местного самоуправления или государственной власти.
  • Данные про исполнение местного или государственного бюджета и распределение средств из них.
  • Экономические сведения и оценки потребностей населения.
  • Сведения про состояние окружающей среды и любая иная информация, способная оказать влияние на безопасность граждан.
  • Открытая архивная, библиотечная, музейная информация, а также сведения в специализированных, созданных для информирования граждан системах.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну.

Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004.

Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица.

При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006.

Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

  • Дисциплинарную ответственность. Работник, виновный в разглашении вверенной ему должным образом тайны или персональных данных, либо информации, полученной в ходе ведения его профессиональной деятельности, может быть уволен за данные действия. При этом решение об увольнении в данной ситуации принимает непосредственно работодатель в соответствии как с федеральным трудовым законодательством, так и с законами, регламентирующими деятельность соответствующего ведомства. Следует также отметить, что в отдельных государственных ведомствах могут предусматриваться дополнительные дисциплинарные взыскания, не предусмотренные общим трудовым законодательством.
  • Административную ответственность. Она рассматривается в зависимости от обстоятельств положениями статьи 15.21 КоАП РФ в случае неправомерного использования инсайдерских сведений, а также статьи 13.11 КоАП РФ, если имело место разглашение чьих-то персональных данных. В первом случае штраф будет составлять от 30 до 50 тыс. рублей, а во второй ситуации – от 5 до 10 тыс. рублей – в данном случае учитывается статус должностных лиц.
  • Уголовную ответственность. Как преступление разглашение служебной тайны карается крайне редко. Однако, в некоторых случаях под служебную тайну может подпадать тайна усыновления. И её разглашение законодательно карается штрафом до 80 тыс. рублей или арестом вплоть до 4 месяцев. Кроме этого, подлежит наказанию и разглашение сведений о мере безопасности судей и иных участников уголовного процесса.

(10 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/sluzhebnaya-tajna-chto-eto-takoe-pravovoe-regulirovanie.html

Служебная и коммерческая тайна — нюансы

Например, данные предварительного расследования (тайна следствия), планируемые военные учения (военная тайна) и т. п. Информация, полученная госслужащими в результате их деятельности. К примеру, информация, относящаяся к коммерческой тайне. Всякая информация, имеющая ценность в силу ее недоступности широкому кругу лиц, считается тайной.

Служебная тайна приобретает свой статус сразу после получения конфиденциальной информации должностными лицами в результате их действий. Порядок обращения со служебной тайной, в т. ч. с документами, содержащими какую-либо конфиденциальную информацию, регламентирован положением

«О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти…»

, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233.

Что касается коммерческой тайны, то порядок введения или прекращения этого режима определен законом № 98-ФЗ. Так, в ст. 10 закона № 98-ФЗ перечисляются меры, которые должен принять собственник секретной информации, чтобы ввести упомянутый режим.

Итак, законодательно предусмотрен порядок получения, применения и сохранения коммерческой и служебной тайны, за нарушение которого обладатель конфиденциальной информации или лицо, разгласившее тайну, несут ответственность. Правовая охрана информации, относящейся к служебной тайне, заключается в прямых запретах на ее разглашение и применении мер ответственности за несоблюдение этого императива.

Так, п. 9 ч. 1 ст. 17 ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

от 27.07.2004 № 79-ФЗ запрещается разглашение и использование в неслужебных целях информации, являющейся служебной тайной. П. 1.8 постановления № 1233 предусмотрена ответственность должностного лица за разглашение служебной тайны и нарушение порядка обращения с документами, в которых содержатся конфиденциальные сведения. Она может быть:

    административной (ст. 13.14 КоАП); уголовной (ст. 137, 138, 155 УК РФ и т. д.).

В отношении коммерческой тайны ответственность за несоблюдение режима конфиденциальности определена в ст.

14 закона № 98-ФЗ:

    материальная ответственность (возмещение ущерба в порядке п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ); гражданско-правовая ответственность, которая наступает в соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ; уголовная по ст. 183 УК РФ.

И должностные лица, и работники предприятия могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке ст.

192, 193 ТК РФ. В п. 43 постановления пленума ВС РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2 сказано, что в случае увольнения работника за разглашение коммерческой или служебной тайны работодатель обязан доказать 3 факта:

    что разглашенные сведения являются тайной в соответствии с действующим законодательством; разглашенные сведения стали известны работнику

Служебная тайна (стр.

1 из 5)

, «О космической деятельности» (ст. 4), Федеральные законы

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

(ст.

9, 10, 11, 12, 21, 25),

«О науке и государственной научно-технической политике»

(ст.

3, 4, 9),

«О службе в таможенных органах Российской Федерации»

(ст.

7, 17),

«Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»

(ст. 11, 201 ),

«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

(ст. 6,14,16) и др.; 2) подзаконные нормативные правовые акты — указы Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г.

№ 188 «О перечне сведений конфиденциального характера», от 15 мая 1997 г. № 484

«О предоставлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»

; постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г.

№ 1233

«Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»

, от 15 апреля 1996 г.

№ 468

«О службе по урегулированию коллективных трудовых споров»

; постановления Министерства труда Российской Федерации от 12 марта 1997 г.

№ И, от 27 марта 1997 г. № 16, от 27 марта 1997 г. № 17 об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией с участием посредника в трудовом арбитраже и др.; 3) судебная практика; 4) международные договоры и соглашения.

С принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации «О государственной тайне» гриф «секретно» был отнесен к сведениям, составляющим государственную тайну, а новый институт правовой охраны служебной тайны остался до конца не определен.

Правовой институт представляет собой систему взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства.

Институт служебной тайны складывался именно таким образом: в ней присутствовали нормы, согласно которым сведения относились к тому или иному виду ограничения на доступ к информации, нормы, регулирующие порядок защиты, а также нормы, устанавливающие санкции за неправомерное распространение таких сведений. Сведения, составляющие служебную тайну, обозначались грифом «секретно», и их образование ограничивалось ведомственными перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. На более высоком уровне порядок отнесения информации к данной категории не регулируется.

Институт служебной тайны также включает в себя и институт военной тайны (это военные сведения, не подлежащие оглашению, но не являющиеся государственной тайной).

Современное состояние правового регулирования служебной тайны

14.07.2018 , , , Позднов М.С. Более 10 лет назад из ГК РФ исключена ст.

139 «Служебная и коммерческая тайна», относившая информацию, составляющую служебную тайну, к объектам гражданских прав.

Большинством ученых и юристов обоснованно критиковался законодательный подход, при котором смешивались понятия служебной и коммерческой тайн, а служебная тайна необоснованно включалась в гражданский оборот.

Базовый законодательный акт в сфере защиты информации предусматривает, что условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

Вместе с тем федерального закона, регулирующего вопросы служебной тайны, в отличие от многих других видов тайн (налоговой, коммерческой, врачебной и т.д.), до настоящего времени не принято.

Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, под служебной тайной понимает служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (п.

3). Тем не менее ни один закон не регламентирует порядок и условия ограничения доступа к служебной информации.

Пунктом 1.

5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.

1994 N 1233 (далее – Положение о порядке обращения со служебной информацией), руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право в пределах своей компетенции определять: – категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; – порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям; – порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения; – организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Источник: https://De-Jure-Sochi.ru/pravovoe-regulirovanie-oborota-svedenij-sostavljajuschih-sluzhebnuju-tajnu-45918/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.