Виды пенсионных систем проблемы современной пенсионной системы россии
Пенсионная система Российской Федерации — структура пенсионной системы в РФ, какая в 2020 году максимальная и минимальная пенсия для женщин и мужчин
Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.
На заметку. В РФ, как и во многих странах действует смешанная пенсионная система. По-другому она называется распределительно-накопительной.
Часть отчислений граждане (или компании, в которых они работают) вносят в государственный пенсионный фонд страны. Это так называемая базовая часть.
Впоследствии эти средства будут начисляться по государственной программе пенсионного обеспечения. За счет другой части денег формируется их индивидуальная накопительная часть.
Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.
Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.
Как устроена пенсионная система РФ
Итак, на каком основании и кому выплачивается материальное пособие в современной России? Есть ли отличие в работе государственного и негосударственных пенсионных фондов?
Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какие сегодня встречаются виды пенсий и какие цели и обязанности есть у ПФР и НПФ.
В России встречается четыре основных разновидности денежных пособий:
- Страховая пенсия. Выплачивается гражданину, который признан утратившим дееспособность. Бывает трех видов: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. В первом случае пособие получают граждане, которые достигли определенного возраста (как показали последние события, этот показатель может меняться). Пенсия по инвалидности начисляется гражданам с I, II и III группами. По потере кормильца – тем семьям, которые лишились кормильца. Трудовая пенсия (по старости), которая выплачивается после достижения гражданином определенного возраста, формируется за счет взносов работодателей;
- Накопительная пенсия. Ее средства хранятся на индивидуальных счетах граждан. Через различные частные компании или Внешэкономбанк (государственную компанию) ее формирует Пенсионный фонд России. НПФ инвестируют средства клиента в ценные бумаги и одну часть полученной прибыли перечисляют себе, а другую – гражданину, который платит взносы. Взаимодействие с негосударственными фондами имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент заключается в том, что гражданин сможет накопить больше баллов, а отрицательный – в отсутствии той гарантии, что НПФ еще будет работать, когда гражданин выйдет на пенсию;
Важно! Если гражданин не написал заявления о переводе накопительной части в негосударственный фонд, по умолчанию ей будет распоряжаться государство (до того момента, пока соответствующая заявка не будет подана).
- Добровольная пенсия. Иначе называется корпоративной. Дополнительная часть пособия формируется за счет добровольных отчислений компании, в которой трудится гражданин. Средства накапливают негосударственные фонды;
- Государственная пенсия. К этой разновидности относятся пособия, которые получают бывшие военные или гражданские служащие. Одним из вариантов такой пенсии может стать материальное обеспечение тех, кто утратил дееспособность при исполнении воинского или иного служебного долга.
Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия. Различия касаются в основном
Государственный фонд обеспечивает начисление базовой части социальных выплат. В их число входят следующие виды пенсий:
- по труду. Начисляется гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж. Размер выплат зависит от уровня заработной платы в течение всего трудового периода. Одна из разновидностей такой социальной выплаты – пенсия по выслуге лет, которая назначается гражданам, несшим государственную службу, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Вооруженных Сил и пр. Может быть назначена задолго до наступления возраста, когда начинает выплачиваться пенсия по старости;
- по возрасту. Один из вариантов социальных выплат, когда ежемесячное пособие начисляется гражданину по достижении им определенного возраста. После пенсионной реформы 2019 года мужчины имеют право на пенсию по старости с 65 лет, женщины – с 63 лет (вместо прежних 60 и 55-ти соответственно).
Для справки. В марте 2019 года Государственной Думой принят закон, который предусматривает, что при подсчете общего объема выплат не будет учитываться сумма индексации пенсий.
Чтобы пособие оказалось выше прожиточного минимума, эту часть будут выплачивать отдельно. Ее величина зависит от уровня ПМ в каждом субъекте РФ.
Прожиточный минимум рассчитывается на местном уровне в соответствии с экономическим положением региона.
- по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
- социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.
Государственный пенсионный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты.
Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа ПФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ.
На основании действующего законодательство перед ПФР обязан решать следующие текущие задачи:
- собирать страховые взносы;
- финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
- взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
- капитализироваться собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
- предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
- контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
- организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
- вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.
Также ряд задач касается международного и межгосударственного сотрудничества, проведения исследований в области пенсионного обеспечения и страхования.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и ПФР, регулируется ФЗ № 166.
Важно! По закону граждане имеют право перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. Другой вариант – оставить все средства в ПФР. Но и здесь есть свои варианты. Так, ПФР работает с уполномоченными управляющими компаниями, которые могут предложить клиенту различные инвестиционные стратегии, чтобы увеличить объем будущих выплат.
На сегодняшний день граждане могут накапливать часть средств будущего социального пособия в различных НПФ. Для этого заключается специальный договор, после чего отчисления работодатель начинает отправлять в негосударственный пенсионный фонд. Каждый НФП должен успешно решать следующие задачи:
- повышать размер пенсионных выплат гражданам за счет формирования дополнительных накоплений;
- создавать необходимые условия, чтобы отчисления граждан поступали и использовались в полном объеме;
- создавать такие условия, чтобы накопления клиентов устойчиво росли, чтобы в итоге уровень выплат был максимально возможным.
Если этого не происходит, клиент может выбрать другую организацию. Ознакомиться с предложениями различных негосударственных пенсионных фондов вы можете на нашем финансовом портале.
Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году
Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.
Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.
К сведению. 20 февраля 2019 года Президент России В. Путин распорядился пересмотреть методику начисления пенсий, чтобы наименьшие выплаты были не меньше прожиточного минимума по каждому региону.
Перерасчет производился и раньше, но с учетом инфляции увеличения были незначительными. Пенсия индексировалась обычно до показателей прожиточного минимума.Теперь социальные выплаты будут индексироваться в том числе и тогда, когда они превышают региональный уровень ПМ.
Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.
Ожидаемые изменения
Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.
Важно! Тех, кто на момент реформы уже достиг пенсионного возраста, повышение не затрагивает, при этом они могут рассчитывать на все предстоящие индексации, намеченные правительством.
Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:
Год | Мужчины | Женщины |
2019 | 60,5 лет (+6 мес.) | 55,5 (+6 мес.) |
2020 | 61,5 лет (+1,5 года) | 56,5 лет (+1,5 года) |
2021 | 63 года (+3 года) | 58 лет (+3 года) |
2022 | 64 года (+4 года) | 59 лет (+4 года) |
2023 | 65 лет (+5 лет) | 60 лет (+5 лет) |
Многие граждане встретили пенсионную реформу с неодобрением.
Судя по отзывам в интернете, прошедшим массовым акциям протеста и данным статистических агентств, далеко не всем понравилась выбранная руководством страны стратегия и необходимость работать лишние 5 лет даже при том условии, что впоследствии уровень выплат будет выше. При этом нового повышения пенсионного возраста на сегодняшний день не планируется.
Заключение
Законодательные изменения в системе формирования и выплаты пенсии приводят к тому, что с одной стороны повышается срок выхода на пенсию, с другой – ее размер.
Реформа во многом была вызвана большим процентом людей пожилого возраста в общем числе граждан, что связано с демографической ямой в связи с рядом событий новой и новейшей истории России.
При этом те, кто сегодня работает и выплачивает взносы в ПФР, могут самостоятельно повлиять на увеличение своей пенсии, если воспользуются услугами негосударственных фондов.
Источник: https://www.vbr.ru/npf/help/chto-takoe-npf/pensionnaya-sistema-rossii/
Виды пенсионных систем. И почему солидарная система выгодна при небольших доходах?
17 сен 2018 Алёна Путкова Все авторы
Продолжаем говорить про пенсии. Сегодня обсудим, какие виды пенсионных систем есть и как они работают.
Виды пенсионных систем
Пенсионные системы бывают двух видов: распределительная и накопительная.
Накопительная пенсионная система
Суть уже заложена в названии: пока человек работает, он делает отчисления со своей зарплаты или это делает за него работодатель. Эти средства не тратятся на выплаты текущим пенсионерам, а учитываются на отдельном счету, инвестируются и приносят доход.
Плюс системы — на нее мало влияет снижение рождаемости, рост продолжительности жизни и, как следствие, рост числа пенсионеров. Сколько человек сам накопил, столько и будет получать. Демографическая ситуация его мало волнует.
Минусы:
- в такой системе беззащитными оказываются те, кто сам не может накопить на пенсию: инвалиды, люди с маленьким стажем, многодетные матери и т.п. Также уязвимы и их родственники, на которых возлагается нагрузка по их обеспечению. Всем этим людям остается только ждать милости от государства
- размер пенсии сильно зависит от выбранной инвестиционной стратегии. Про доходность НПФ уже была статья, и ситуация там не радужная
- все положительные эффекты от внедрения накопительной системы чувствуются далеко не сразу. Ведь существующим пенсионерам, которые не затронуты накопительной системой, все равно необходимо платить пенсии. Это увеличивает нагрузку на госбюджет (или заставляет государство увеличить пенсионные отчисления).
Распределительная система
Распределительная система работает по принципу солидарности или взаимопомощи поколений. Поэтому ее еще называют солидарной. Работающие люди с помощью своих отчислений обеспечивают жизнь пенсионеров. Т. е. каждое поколение получает пенсии за счет следующего. При этом уплаченные взносы не инвестируются, а идут на выплату текущих пенсий.
Плюс распределительной системы — пенсии получают и те, кто сам не смог своими отчислениями обеспечить себе пенсии.
Минус –зависимость от демографической ситуации. Система зависит от соотношения доходов(а именно от количества плательщиков и размера отчислений) и расходов, то есть от количества пенсионеров и размера выплат.
Изменение любого из этих чисел неизбежно сказывается на балансе всей системы. Если рождаемость падает, а продолжительность жизни растет, текущих отчислений перестает хватать на выплаты пенсий.
Об этой проблеме еще в 1994 году писал Всемирный банк в своем докладе «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis).
Какая модель наиболее гуманна?
Накопительная, где каждый сам за себя, или солидарная, где и взносы, и пенсии равномерно распределяются между людьми? Да, накопительная система хороша тем, что ваши взносы только ваши. Если они есть, и если их достаточно. А если нет — то это только ваша проблема.
Хотите вы такой схемы для себя? И помните, что при такой системе, если ваши родители не накопили себе на пенсию, — это тоже ваши проблемы. Если ваша жена родила нескольких детей, и из-за этого ее отчислений не хватит на нормальную пенсию — это тоже будет ваша проблема.
А у жены тоже есть родители, и если и они по каким-то причинам не накопили на пенсию, то угадайте, чья это проблема? Не много приходится на одного человека? Получается, что накопительная система хороша для здоровых холостых людей без малообеспеченных родителей. Сурово, но так.
Остальным выгоднее солидарная система, в которой их могут хотя бы подстраховать от чрезмерной нагрузки.У нас в России пенсионная система распределительная. , поэтому дальше давайте говорить про распределительную систему.
Почему выгодно иметь много людей с большими (и белыми) доходами?
Давайте рассмотрим на примерах.
Иван получает ежемесячно зарплату 130 500 рублей. Зарплата у Ивана белая, то есть работодатель исправно делает отчисления в ПФР. И не только туда, но сейчас не об этом.
Взносы в ПФР рассчитываются с зарплаты до вычета НДФЛ. У Ивана это 1 800 000 рублей в год.
Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР.
Предельная сумма, с которой уплачивается 22% взносов, — 1 021 000 рублей.
То есть с этой суммы Иван платит в ПФР 224 620 рублей.
А что с остальными доходами?
С суммы дохода выше 1 021 000 рублей в год уплачиваются пенсионные взносы по ставке 10%.
То есть (1 800 000 — 1 021 000) * 10% = 779 000 * 10% = 77 900 рублей.
Итого с зарплаты Ивана в ПФР отчисляется 224 620 + 77 900 = 302 520 рублей взносов в год.
Или в среднем 25 210 рублей в месяц.
Средний размер пенсии в 2017 году составил 13 800 рублей.
То есть фактически отчислений Ивана хватает на пенсии 2 пенсионерам.
Еще пример.
Василий. Ежемесячная зарплата до налогов 15 000 рублей в месяц или 180 000 рублей в год.
Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР.
180 000 * 22% = 39 600 рублей в год.
Или 3 300 рублей в месяц.
То есть чтобы выплатить среднюю пенсию одному пенсионеру нужны отчисления 4 работников с зарплатой 15 000 рублей.
Что немаловажно, при таких отчислениях в ПФР средств Василия не хватило бы даже для финансирования его собственной минимальной пенсии в будущем.
Стоит напомнить так же, что индивидуальные предприниматели (ИП) в 2018 году перечисляют в ПФР 26545 руб в год при доходах менее 300 тыс. руб. Если доходы ИП превышают 300 тыс. руб, до добавляется еще 1%.
Но общая сумма пенсионных начислений все равно довольно маленькая. Если ИП заработал 1 млн. руб, то в ПФР он заплатит 33545 руб. Ситуация еще более плачевная чем у Василия.Пенсию ИП будут выплачивать «вскладчину» другие участники солидарной системы.
Вывод 1
При солидарной системе распределяются не только выплаты между всеми пенсионерами, но и взносы между работающими. Каждый обеспечивает столько пенсионеров, сколько может. Кто-то может обеспечить четверть пенсии, кто-то 2 и даже больше, а пенсии при этом получают все. Благодаря такой системе снижается нагрузка на людей с небольшими доходами.
Так, Василий из примера не смог бы содержать родителей. Ему распределительная система выгодна, т.к. при ней его родители получают в среднем 27 000 р. на двоих, при том, что Василий платит взносов 3 300 рублей.
Вывод 2
При распределительной системе обществу выгодно, чтобы максимальное число людей получали высокие доходы. И при этом платили все налоги и взносы.
Так, Иван из примера своими отчислениями с зарплаты в 150 000 рублей (до уплаты НДФЛ) содержит 2 пенсионеров вне зависимости от того, есть у него родители или нет.
При накопительной системе личные доходы были бы личной выгодой или проблемой каждого отдельного человека.
Вывод 3
Однако наилучший эффект достигается от одновременной работы распределительной и накопительной систем. Причем именно добровольной накопительной, когда человек сам решает, сколько он будет откладывать денег на пенсию и куда. Именно благодаря одновременному использованию обоих систем европейские и американские пенсионеры и получают высокие выплаты в размере 58-83% от предыдущих доходов.
Накопительная пенсия Пенсия Пенсионная реформа Социальная пенсия
Источник: https://rostsber.ru/publish/pension/pension_systems.html
Проблемы в области пенсионного обеспечения
Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором |
Вернуться назад на Пенсионное обеспечение 2019
Для обеспечения социальной стабильности в обществе необходима устойчивая пенсионная система. Эффективное функционирование системы обязательного пенсионного обеспечения является одним из наиболее сложных вопросов современной рыночной экономики.
Основные проблемы пенсионного обеспечения в настоящее время являются следующие:
1. Рост общей численности пенсионеров.
Соотношение трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста в нашей стране, является неблагоприятным — сокращается численность работающих россиян в возрасте от 18 до 55 лет и увеличивается количество пенсионеров.
Это обусловлено низким уровнем рождаемости и быстрым процессом старения населения. Прежде всего, это обусловлено демографическими изменениями, связанными с увеличением продолжительности жизни, ростом пенсионной нагрузки на работающее население.
2. Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан, что приводит к дефициту бюджета ПФР. Острота проблемы усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам.
3. Низкий размер пенсионного обеспечения. Современный уровень пенсий у большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни, несмотря на проводимую политику ускоренного повышения пенсий.
Коэффициент замещения — соотношение средней пенсии к средней заработной плате в настоящее время составляет 35%.
Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить достаточный уровень жизни, считается размер пенсии не менее 40 % от заработной платы.
4. Низкий уровень финансовой грамотности населения.
Слабая информированность населения, низкий уровень его финансовой грамотности, а также небольшой охват услугами пенсионных фондов жителей сельской местности и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством, не создают условий для повышения качества деятельности негосударственных пенсионных фондов.
В качестве фактора, способного обеспечить повышение уровня пенсий, рассмотрено добровольное пенсионное страхование граждан.
В Российской Федерации наряду с обязательным пенсионным обеспечением законодательно предусмотрено добровольное пенсионное страхование.
Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему накопления будущих пенсий. Эта часть пенсии является дополнительной к обязательной пенсии — государственной или трудовой. Добровольное пенсионное страхование делится на корпоративное и личное. В случае добровольного пенсионного страхования размер взносов определяется предприятием или гражданином, а не государством.Условия назначения корпоративной пенсии определяются коллективным трудовым договором и пенсионной программой предприятия.
Личные пенсии формируются гражданином самостоятельно за счет накоплений, осуществляемых им в свою пользу или в пользу третьих лиц. Добровольные пенсии могут выплачиваться как пожизненно, так и в течение установленного срока.
В этом случае добровольные пенсии могут наследоваться. Разрешается одновременное формирование нескольких добровольных пенсий.
Добровольное пенсионное страхование является фактором, который может обеспечить устойчивость пенсионной системы на долгосрочную перспективу.
Например, в США, наряду с государственными системами пенсионного обеспечения, широкое распространение получили частные пенсионные планы (пенсии), охватывающие около 48% экономически активных граждан.
Участие американцев в пенсионных планах по месту работы значительно выше и составляет 83%.
Почти 6,6 млн. чел. накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Более 2,1 млн. граждан формируют одновременно и ту и другую часть пенсии. Около 1,5 млн. граждан уже получают дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах.
Пенсионная система 2019
Повышение пенсий 2019
Оформление квартиры 2019
Оформление собственности 2019
Оценочная деятельность 2019
Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России
Дата публикации: 31.03.2016 2016-03-31
Статья просмотрена: 879 раз
Библиографическое описание:
Источник: https://migrant-plus.ru/problemy-v-oblasti-pensionnogo-obespecheniya/
Пенсионная система РФ
Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров,что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.
Основные характеристики пенсионной системы РФ
Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:
- обеспечение базового размера пенсии государством;
- формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
- дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.
Важно!
Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.
Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:
- Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
- Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.
Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.
Какие реформы планируются в данной сфере?
Реформа пенсионной системы РФ в 2018 году в России — это сразу несколько важнейших направлений:
- повышение выхода на заслуженную пенсию по старости из-за возникновения дисбаланса — мужчинам до 63-65 лет и женщинам — до 58-60 лет;
- сокращение списка льготников, которые пользуются правом досрочного выхода на пенсию;
- работающие пенсионеры лишатся права на индексирование выплат по сравнению с остальными категориями нетрудоспособных граждан;
- с 2018 года в России начнет действовать система индивидуальных пенсионных накоплений, когда любой гражданин сможет самостоятельно формировать собственные выплаты;
- введение бальной системы, когда каждый год любой работающий гражданин сможет самостоятельно получить необходимое количество баллов, что поспособствует увеличению размера пенсии.
Важно!
Региональная пенсионная система выходит сейчас на первый план, поскольку выплаты из федерального бюджета зачастую бывают недостаточными, а при помощи субъектов страны можно будет использовать другие источники дохода — личные, корпоративные или бюджетные. Необходимо активнее привлекать личные накопления граждан для превращения их в постоянные инвестиции.
Что такое индивидуальный пенсионный капитал?
Система индивидуального пенсионного капитала состоит из нескольких важнейших векторов развития:
- замену обязательных накопительных взносов на добровольные;
- стимуляцию граждан на самостоятельную заботу о своем будущем;
- отмена соответствующих пенсионных полномочий государством и их передача негосударственным организациям.
Все накопленные гражданином финансы будут равномерно разделены государством на срок дожития, с целью их поэтапного расходования. Любые пенсионные системы бывают неэффективными, если сам гражданин не позаботится о собственном будущем — такова главная идея современного российского государства.
Важно!
Пенсионные системы зарубежных стран обязательно включают в себя различные институты социальной защиты:
- государственное социальное обеспечение;
- обязательное социальное страхование;
- личное пенсионное страхование.
В чистом виде распределительные или накопительные системы пенсионных накоплений практически не используются — например, в Британии обязательную базовую государственную пенсию получат мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины возрастом старше 60 лет, а потенциальный размер напрямую зависит от стажа.
Ее уровень там ограничен, он индексируется государством согласно текущей инфляции. Государство гарантирует ее размер в 20% средней зарплаты каждого работника. Трудовая же пенсия каждого также сформируется за счет ежемесячных взносов работника, но уже пополам с работодателем и напрямую будет зависеть от размера выплат, составляя более 20% от совокупного дохода.
Накопительная пенсионная система является основной ее частью.
Пенсионные фонды
Подобные организации подразделяются на государственные и частные, в которых распоряжаются всеми денежными средствами граждан частные или государственные управляющие компании. Частные компании, которым переводятся денежные средства, обещают высокую доходность, но и финансовых рисков здесь больше. При выборе необходимо обратить внимание на:
- время существования;
- кто является учредителем;
- доходность за весь период работы;
- прозрачность деятельности и наличие всей необходимой информации;
- репутация и респектабельность пенсионного фонда;
- постоянство осуществления выплат.
Важно!
Если гражданин не написал заявление о переводе накопительной части пенсии, то она и все последующие выплаты останутся под государственным управлением.
Источник: http://surzhyk.info/pensionnaya-sistema-rf/
Развитие пенсионного обеспечения в России
История развития пенсионного обеспечения
В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.
Что такое пенсионное обеспечение и его роль в России?
Российская Федерация согласно 7 статьи Конституции РФ, является социальным государством. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальных гарантий должны являться первостепенными.
Пенсионное обеспечение это «одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25 – 30 % населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население».
Пенсионная система России, в современном виде «включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии».
Пенсионное обеспечение — совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.
Как можно заметить,проанализировав мнения различных авторов, относительно понятия и сущностисистемы пенсионного обеспечения, данный термин тесно связан, как с правом, таки с экономикой, что обусловлено особенностью регулирования его экономико –правовых отношений как в области финансов, так и в области правовогообеспечения пенсиями населения.
Уровень обеспеченности пенсионеров – один из важнейших показателей качества жизни населения. Качество жизни является конечной целью деятельности отдельного индивида и государства. Крайне низкие пенсии, как и их отсутствие, ставят под угрозу социально-экономическую стабильность государства.
Пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах.
Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места.
Страхование играет важную первостепенную социальную роль — обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом.Страховые компании принимают на себя обязательства в форме аннуитетов, на которые их клиенты могут претендовать в связи с покрытием будущих непредвиденных расходов. К таким продуктам, в частности и относятся пенсионное страхование и страхование жизни.
Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности.
задача пенсионного страхования — сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков.
Пенсионное обеспечение при Петре 1
Впервые государственный документ «Устав Морского Русского Военного Флота», прописывающий пенсионное обеспечение для больных и престарелых воинов, был подписан 13 января 1720 г. Петром I.
В случае смерти офицера его жене и детям предусматривалось содержание, оно должно было выплачиваться всем иждивенцам, имевших доход меньше того, что получал погибший кормилец.
Первую пенсионную реформу в России провела Екатерина II, в результате которой появилось понятие стаж – срок выслуги не менее 20 лет, она же определила денежное содержание из государственной казны только для отставников военной службы.
Что фактически аналогично нынешней выслуги для военнослужащих и иных сотрудников силовых органов при выходе на пенсию. Также сотрудникам, которые увольняются со службы по положительным основаниям, выплачивается выходное пособие.
Пенсионное обеспечение в СССР
Пенсионное обеспечение по старости в России является наследством, полученным от СССР. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию того периода, международную изоляцию, впервые пенсионное обеспечение было введено в стране в январе 1928 года, т.е.
уже через 10 лет после социалистической революции. Следует отметить, что эта система социальной защиты относилась только к работникам текстильной промышленности.
Именно к этому времени относится и установление пенсионного возраста, который для мужчин составил 60 лет, а для женщин – 55 лет.
В дальнейшем социальнаязащита престарелого населения, не смотря на огромные финансовые вложениягосударства в развитие промышленности, индустриализацию страны получиларазвитие. Например, только за 1928- 1932 годы было построено около 1,5 тыс.крупных объектов промышленности, ряд тракторных заводов: в Волгограде, Челябинске,Харькове, Нижнем Тагиле, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, металлургическиезаводы в городах Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск(Уралмаш), построена крупнейшая в мире электростанция Днепрогэс, появилисьновые отрасли промышленности: машиностроения, тракторная, автомобильная,авиационная, тяжелого машиностроения, станкостроительная, химическая. Списокможет быть продолжен. В 1933 — 1937годы были построены еще 4,5 тыс., а в1938-1941 годы еще 3.0 тыс. крупных промышленных предприятий. Всего же запредвоенные годы было построено (за 13 лет – фактически с нуля) 9 тыс. крупныхпредприятий, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-1945 гг.Через четыре года после первого опыта пенсионного обеспечения по старости, в1932 году, государство пошло на всеобщее пенсионное обеспечение рабочих ислужащих других отраслей народного хозяйства, достигших по старости пенсионноговозраста.
Таким образом, с конца19 века по всей Европе были введены пенсии для всех. Но в нашей стране ещепочти 100 лет — ни до революции, ни после ее не было. Пенсии для всех рабочих ислужащих ввели только в 1937. Крестьяне будут жить без пенсий вплоть до 1964года.
В 1964 году пенсии по старостибыли установлены и для колхозников, хотя возраст выхода на пенсию былустановлен на 5 лет выше, чем для рабочих и служащих.
Но в 1968 году былоустановлено общее равенство возрастного выхода на пенсию по старости для всехграждан страны: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В течение всего периода существования СССР пенсионное обеспечение по старости изменялось, но только в части улучшения пенсионного обеспечения, повышения выплачиваемых пенсий, а не их снижения, тем более вопрос увеличения возрастного ценза выхода на пенсию по старости даже не обсуждался.
Государственное пенсионное обеспечение в России после распада СССР
После распада СССР пенсионные выплаты по старости сохранили свою преемственность, но система организации управления финансами пенсионного обеспечения претерпела значительные изменения. В декабре 1990 года для управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Вновь образованный орган управления финансами пенсионного назначения Российской Федерации представлял собой самостоятельный внебюджетный орган, который аккумулировал денежные средства, поступающие для выплаты пенсий.
Поступающие в ПФР средства не входят в государственный бюджет и не должны расходоваться на другие цели, кроме выплат пенсий.
Современная модельроссийского пенсионного страхования сложилась в результате реформированиясистемы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена наобеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.Переход к распределительно-накопительному механизму начисления пенсий позволил учитывать не только стаж работы будущего пенсионера, и суммы взносов, которые были начислены и уплачены работодателем, но и самих застрахованных лиц. На трудовые пенсии приходится в настоящее время более 91 % всех пенсионных выплат, а в расходах бюджета выплаты страховой части трудовых пенсий превышают 72%.
Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.
Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ
Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения.
В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г.
были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов.
В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии.
Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.
Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста.
Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет.
Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.
Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы
Год | Изменения |
2015 | В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в накопительный пенсионный фонд. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета. Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания. |
2016 | В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года. |
2017 | В 2017 году в России пенсионное обеспечение граждан вновь претерпело ряд изменений, касающихся повышения суммы выплат и условий назначения пенсии для отдельных категорий получателей. С 2017 года снова начали действовать приостановленные положения законодательства, касающиеся индексации пенсионного обеспечения. С пенсионными выплатами для военных пенсионеров дело обстоит немного сложнее: предполагалось, что пенсия таким гражданам увеличится, однако конкретная величина повышения неизвестна. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для чиновников до 63 и 65 лет, и в связи с возрастающим дефицитом бюджета в Правительстве стали активно обсуждать тему увеличения возраста выхода на пенсию для остальных граждан. |
2018 – 2019 (плановый) | Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2019 года. Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь идут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения. |
С 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204
Источник: https://schetuchet.ru/razvitie-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii/