Запрет на приватизацию муниципального имущества
Порядок приватизации государственного муниципального имущества в 2020 году
» Жилищные споры » Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
333 просмотров
Приватизация имущества государства и муниципалитета началась в 1992 году. До этого момента вся подобная недвижимость если и выдавалась в частные руки, то делалось это специально, сознательно и за особые заслуги. Например, сотрудникам заводов дарили квартиры. Теперь же приватизировать можно практически все, за исключением отдельных объектов, имеющих важную роль в жизни страны.
Закон
Приватизация регулируется достаточно обширным перечнем законодательных актов:
Помимо всего перечисленного, существуют еще и локальные законы в разных регионах, которые также так или иначе могут влиять на приватизацию, порядок действий, условия и многие другие элементы.
Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (п.2 ст.2, закона №178-ФЗ), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:
Физические лица – только граждане РФ. | Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона). |
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма. | Не выведены из оборота. |
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей. | Не относятся к ветхому жилью. |
Разновидности объектов, подлежащих приватизации
Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:
- Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
- Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
- Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.
Разница между государственным и муниципальным имуществом
Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.
Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.
С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.
Помимо всего прочего, следует учитывать и локальные законодательные акты, которые накладывают свои ограничения на приватизацию муниципального имущества в различных населенных пунктах, однако они обязаны не идти в разрез с общим для всех законодательством, а потому чаще всего мало отличаются друг от друга и в подавляющем большинстве случаев эти отличия лишь делают приватизацию проще.Условия приватизации могут отличаться в зависимости от региона и типа недвижимости. Приведем пример на основе самых популярных объектов – жилого фонда:
- Доступно исключительно для граждан РФ.
- Требуются согласия всех жильцов помещения или отказ от участия в приватизации.
- Приватизировать можно только один раз в жизни. Даже при последующем возврате недвижимости в собственность муниципалитета (если это по какой-то причине понадобиться сделать) право на приватизацию не восстанавливается.
- Исключением из предыдущего пункта являются несовершеннолетние. До 18 лет они могут 1 раз поучаствовать в приватизации и еще раз это сделать после достижения совершеннолетия.
- Для приватизации необходимо являться официальным жильцом квартиры (заключить договор социального найма). То есть нельзя просто выбрать одно из помещений, принадлежащих муниципалитету и потребовать его в собственность бесплатно.
Способы приватизации
Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:
- Классическая бесплатная приватизация жилья.
- Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
- Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
- Прямая продажа объекта на торгах.
Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.
Строго определенного и законодательно закрепленного порядка действий по приватизации имущества не существует, однако он уже долгое время практически не меняется и успел устояться примерно в указанном ниже виде.
Процедура
Самое главное – подобрать необходимый объект приватизации. Это не актуально для жильцов социальных квартир или пользователей земли, так как у них особого выбора нет. Как следствие, данный пункт важен для тех физических или юридических лиц, которые планируют платную приватизацию (выкуп объекта у государства).
Следующим пунктом будет подготовка требуемой документации. Она может серьезно отличаться в зависимости от того, кто, что и на каких условиях приватизирует. Примерный перечень документов представлен ниже.
Следующий этап – подготовка заявления. Форма и содержание отличаются в зависимости от многих факторов, потому рекомендуется перед началом процедуры уточнить конкретный вид данного документы или заполнять его непосредственно на месте, перед подачей.
Дождавшись решения и получив разрешение на приватизацию останется лишь оформить все должным образом. Например, в случае с квартирой следует обращаться Росреестр и получать свидетельство на право собственности. Сейчас этот документ заменен выпиской из ЕГРН, что в принципе одно и то же.
Необходимые документы
Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:
- Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
- Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
- Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
- Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.
Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.
Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.
Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.
Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.Если выбран вариант с бесплатной приватизацией, то платить нужно за документы, требуемые для процедуры, а также за непосредственное оформление права собственности. При приватизации квартиры расходы будут примерно такими:
- Госпошлина за регистрацию права собственности: 2000 рублей на 1 человека.
- Выписка из ЕГРН: от 300 рублей.
- Выписка из домовой книги: 200 рублей.
- Отказ от участия в приватизации: около 1000 рублей.
- Оформление техпаспорта: от 1000 рублей.
- Доверенность на представителя: от 1000 до 5000 рублей.
Если предполагается платная приватизация, то ко всем перечисленным вариантам расходов автоматически добавляется стоимость объекта исходя из кадастровой стоимости. На практике эта цифра серьезно отличается от цен на рынке и потому процедура все равно оказывается очень выгодной.
Отдельно нужно отметить необходимость оплачивать налоги. Это основной минус приватизации, так как до этого налоги платить не нужно было. Конкретные цифры зависят от типа недвижимости, ее размера, расположения, назначения и многих других параметров.
Приватизация муниципального и государственного имущества, особенно если это нежилая недвижимость – сложная и неоднозначная процедура. Без наличия нужного опыта она может растянуться на слишком длительный срок. На бесплатной консультации наши специалисты помогут разобраться с наиболее спорными и популярными вопросами. Они же готовы выступить в качестве представителей клиента, облегчая и ускоряя процедуру.
Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
- позвоните +7(499)369-98-20 — Москва и Московская область
- позвоните +7(812)926-06-15 — Санкт-Петербург и область
Источник: https://ros-nasledstvo.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/
Запрет приватизации — земель, квартиры, по договору социального найма
Помимо передачи в собственность граждан и юридических лиц помещений, зданий и сооружений, в РФ допускается приватизация земельных участков.
Специфика земли, как невозобновляемого природного ресурса, обуславливает множество ограничений для оборота участков, влияющих на возможность приватизации.
Под приватизацией земельных участков подразумевается переоформление прав на землю и передача их в собственность физических лиц и предприятий.
Общие основания этой процедуры установлены в Земельном кодексе РФ, в том числе и случае исключения земли из хозяйственного оборота.
В настоящее время доступны следующие способы переоформления прав на землю:
- безвозмездная передачи участков;
- выкуп земли путем заключения договоров купли-продажи.
Ограничения земли в обороте связаны с их особым целевым назначением, качественными характеристиками, значимостью для общества и государства.
В отношении переоформления прав на земельные наделы действует множество нормативных правовых актов:
В каждом из указанных документов зафиксированы не только основания и условия для приватизационного процесса, но и случаи ограничения на любые виды сделок с землей.
Основания
Основания для возможности переоформления прав на землю напрямую зависят от следующих факторов:
- целевое назначение земли (например, сельскохозяйственные территории);
- субъектный состав участников программы;
- категория земли;
- место расположения участков.
Отказ в удовлетворении требования о передаче земельного объекта может быть обусловлен только наличием конкретной нормы закона.
Основные ограничения на оборот земли регламентированы в ст. 27 ЗК РФ.
В частности, полностью изъяты из приватизационного оборота следующие виды земель:
- предназначенные для размещения заповедников и нац. парков;
- выделенные под постоянные нужды ВС РФ и иных аналогичных формирований;
- расположенные под объектами атомной энергии, местами складирования радиоактивных веществ и т.д.;
- объектами ФСИН, ФСБ и т.д.
Помимо этого, той же статьей 27 ЗК РФ установлен частичный запрет на приватизацию следующих участков:
- в пределах границ охраняемых природных территорий;
- земли лесного и водного фонда;
- участки на территории ЗАТО и т.д.
Основания для участия в приватизации участков указаны в ЗК РФ.
В частности, для безвозмездной передачи наделов граждан доступны следующие основания, предусмотренные ст. 39.5 ЗК РФ:
- использование по назначению на протяжении 5 лет участка, выделенного под строительство частного дома;
- аналогичный период владения землями сельскохозяйственного назначения;
- для многодетных семей.
Основания для платного переоформления земли могут быть зафиксированы в прогнозных планах приватизации имущества.
Отказ и обжалование
Если земля подпадает под ограничение оборотоспособности, ее приватизация будет полностью или частично запрещена.
Для переоформления прав на остальные виды участков также могут устанавливаться дополнительные ограничения, связанные с их качественными характеристиками и принадлежностью к отдельным категориям.
В частности, ограничение для участков сельскохозяйственного назначения будет заключаться в невозможности их использование под строительство промышленных сооружений.
Данные запреты будут предусмотрены на стадии подготовки земельного объекта к приватизации.
Тем не менее, даже при соблюдении формальностей, установленных законодательством, может последовать отказ в удовлетворении заявления граждан. Если такой отказ не основан на законе, заинтересованное лицо может обжаловать незаконные действия должностных лиц путем подачи иска в суд общей юрисдикции.
Классификация приватизируемых участков
Для возможности приватизировать земельный надел будет необходимо установить возможные виды классификации земли по различным основаниям.
По категории
Распределение земель по категориям регламентировано в ст. 7 ЗК РФ, в состав которых входят:
- территории лесного и водного фондов;
- участки сельскохозяйственного назначения;
- земли для размещения объектов промышленности;
- особо охраняемые участки территории и иные виды категорий.
Практическое значение такого распределения земель состоит в их группировке в зависимости от основной цели использования. Отдельные категории (например, особо охраняемые земли) полностью недоступны для приватизации, тогда как в других категориях может устанавливаться только частичное ограничение.
О том, как провести приватизацию жилья по договору социального найма, написано тут.
По наличию прав
В зависимости от принадлежности земли к одной из форм собственности, выделяют следующие группы участков:
- территории государственного и муниципального фонда, куда включаются и несформированные земельные объекты;
- земли в частной собственности граждан или юридических лиц;
- участки с совместной или долевой собственностью.
Именно переоформление прав на участки государственного или муниципального фонда представляет собой приватизационный процесс.
Переход прав на участки других форм собственности будет осуществляться посредством совершения сделок по ГК РФ.
По месту расположению
Местонахождение земельного надела является важным показателем его оборотоспособности. Это связано с особым значением природных или искусственных объектов, под которыми расположена земля.
Исходя их состава указанных объектов, можно отметить следующие группы земельных участков:
- земельные наделы на территории ЗАТО;
- земли береговых зон;
- территории общественного пользования населенных пунктов, а также многие другие специально выделенные земельные объекты.
Как правило, расположение земли в местах специального значения накладывает на них полный запрет для переоформления прав в частную собственность.
По наличию строений
Наличие на участке отдельных видов объектов (зданий, сооружений, имущественных комплексов) также может влиять на доступность земли для приватизационных сделок.
Из общего списка таких участков можно выделить:
- земли, расположенные под газопроводом;
- территории под атомными объектами, железнодорожными магистралями и т.д.;
- участки под объектами космической промышленности.
Такой особый характер зданий, расположенных на земле, не позволяет использовать ее для свободного оборота на рынке.
Какие нельзя приватизировать
В зависимости от перечисленной классификации земли, можно выделить участки, полностью или частично исключенные из приватизационных отношений.
В частности, установлен полный запрет на приватизацию земель особо охраняемых территорий, который не может быть снят иначе, как внесением изменений в закон.
В пределах береговой полосы
Данный запрет прямо предусмотрен ч. 8 ст. 27 ЗК РФ и соответствующей нормой Водного кодекса РФ. Ограничение распространяется на участок земли, протяженностью 20 метров от линии водного объекта и обусловлено общественным характером использования таких территорий.
Для отдельных видов водных объектов ширина таких участков может ограничиваться пятью метрами.
На которой находятся пруды
Аналогичным образом ч. 8 ст. 27 ЗК РФ вводит запрет на приватизацию территорий, на которых располагаются пруды. Для данных водных объектов должна устанавливаться граница территории общего пользования, в пределах которой земля не может использоваться для приватизационных целей.
Общего пользования
Земли общего пользования на территории населенных пунктов включают в себя дороги, площади, парки и иные аналогичные элементы. Этими объектами может пользоваться неограниченный круг лиц, а их приватизация прямо запрещена Земельным кодексом РФ.
В границах государственных природных заповедников и национальных парков
Территории данных объектов полностью исключены из любых видов сделок, в том числе приватизационной процедуры.
Такое правило зафиксировано в п. 1 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ, а исключение из него не допускается ни при каких обстоятельствах.
Проблемные участки под домом
По общему правилу, земля и объект недвижимости на ней имеют общую судьбу, а их раздельное отчуждение не допускается.
Если гражданам выделен участок земли под строительство частного дома, они смогут приватизировать его на безвозмездной основе при соблюдении требований, установленных в ст. 39.5 ЗК РФ:
- использование земли по основному назначению, т.е. для возведения жилого здания;
- срок использования участка должен превышать пять лет.
Проверка указанных условий будет осуществляться, если владелец земли обратится с заявлением в уполномоченные органы.
Детальные способы приватизации, расписаны здесь.
Хотите узнать, как можно приватизировать комнату в общежитии? Смотрите тут.
Для приватизационных сделок с жилыми помещениями исключения на конкретные объекты регламентированы в ст. 4 Закона № 1541-1:
Если в процессе рассмотрения заявления будет установлено соответствие данному ограничению, граждане получат отказ в приватизации.
Источник: http://prosud24.ru/zapret-privatizacii/
Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности
Последние изменения: Январь 2020
На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки.
Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже.
Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.
Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)
Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам
В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:
- жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней;
- земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое;
- предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.
Для чего нужна приватизация имущества
С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.
Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.
Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки.
С ее помощью решаются вопросы:
- повышения эффективности работы или использования объектов;
- снижение зависимости от бюджета страны;
- увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
- ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
- работа по снижению доли монополий;
- стимулирование рынка кредитования.
Благодаря переводу имущества в частный сектор, появляются новые возможности инвестиций и расширение числа собственников. Применительно к приватизации жилья, граждане получили возможность решать свои жилищные проблемы самостоятельно, приняв в личное владение недвижимость и распорядившись ею по собственному усмотрению.
Как приватизируется государственная или муниципальная собственность
Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:
- С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
- Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
- Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
- При конкурсной реализации акций таких предприятий.
- Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
- Через торги на бирже.
- При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
- Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.
Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.
: приватизация комнаты в коммунальной квартире.
Порядок действий
В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.
Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:
- Этап планирования будущих мероприятий.
- Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
- Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
- Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.
Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.
Читайте так же: как проходит приватизация земли под частным домом.
Если, по мнению желающего участвовать в приватизации в действиях муниципалитета усматриваются нарушения законов, оспаривать их предстоит только в судебном порядке, без каких-либо гарантий на успешное рассмотрение дела.
Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.
Вне зависимости от принадлежности объекта (государство или местный орган власти), этапы и правила переоформления в частные руки совпадают по основным параметрам. Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:
- Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
- При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
- Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня. Читайте: как оформить земельный па в собственность.
Благодаря приватизации граждане смогли стать собственниками жилья, а предприимчивые люди получили шанс развития бизнеса на базе предприятий, находившихся ранее в ведомстве государства. Начатая в начале 90-х годов приватизация стала мощным толчком для развития предпринимательства и экономики в целом, позволяя перестроить работу государственных объектов в условиях конкурентной борьбы и стремлению к увеличению прибыли.
В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.
Бесплатный вопрос юристу
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:
© 2020 zakon-dostupno.ru
Источник: https://zakon-dostupno.ru/privatizatsiya/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/
Приватизация государственного и муниципального имущества
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества
Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.
Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.
Понятие и функции приватизации
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.
Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)
Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.
Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.
Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:
- передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
- отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
- при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.
Приоритет законодательства о приватизации
Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.
В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.
Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.
Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.
Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.
Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.
Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства
Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.
Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.
Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.
Начало отечественной приватизации
Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.
Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:
- игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
- правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
- способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
- приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.
Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.
Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.
Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:
- при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
- продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
- государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
- госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
- формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.
Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html
178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
Приватизация государственного и муниципального имущества — это присвоение движимого или недвижимого имущества Российской Федерации в собственность. Собственником может быть физическое или юридическое лицо.
Закон № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» был принят ГосДумой РФ 30 ноября 2001 года, а одобрен спустя 5 дней того же года.
Принципы закона:
- Приватизация государственного и муниципального имущества была создана на основе существующего равенства покупателей. Деятельность гос. органов и органов местного самоуправления становится открытой;
- Процедура приватизации осуществляется органами местного самоуправления собственноручно. Порядок процедуры представлен в настоящем Федеральном законе;
- Приватизация в лице физических или юридических лиц осуществляется на платной основе, либо посредством передачи акций в акционерные общества.
178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»:
- Глава 1 — Описывает общие положения Федерального закона №178;
- Глава 2 — Описывает составление плана по приватизации государственными органами муниципального и государственного имущества;
- Глава 3 — Раскрывает порядок проведения приватизации имущества;
- Глава 4 — Содержит способы приватизации;
- Глава 5 — Перечисляет особенности отдельных типов недвижимости по принятию ее в собственность физическими или юридическими лицами;
- Глава 6 — Раскрывает способы оплаты и распоряжения денежными средствами от проданного муниципального или государственного имущества;
- Глава 7 — Описывает правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
- Глава 8 — Перечисляет заключительные положения.
Последние изменения в Федеральный закон были внесены 1 июля 2017 года. также в это время были внесены правки в ФЗ 61. Читайте об этом тут;
Новые поправки
Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 01.07.2017. В частности, был изменен пункт 1 статьи 5, который излагается в новой редакции. Его идея такова: покупателями муниципального и государственного имущества могут быть любые лица, за исключением:
- Юридических лиц, доля которых в уставном капитале РФ превышает 25%. Но в этом случае также действуют исключения, которые предусматриваются статьей 25 настоящего ФЗ;
- Юридических лиц, которые обладают офшорными компаниями, находящимися под контролем государства.
Подобные ограничения не влияют на владельцев объектов недвижимости, которые не относятся к категории самовольных построек и находящихся на земельных участках государства.
При последней редакции закона №178 в статью 13 и 28 не было внесено изменений.
Ст 13
В статье 13 178 ФЗ описываются способы приватизации имущества (муниципального и государственного).
Основные способы приватизации:
- Унитарное предприятие можно преобразовать в акционерное общество;
- Имущество может быть продано на аукционе;
- Имущество может быть продано на отдельных специализированных аукционах;
- Продажа за пределы РФ;
- При помощи публичного предложения;
- Без объявления стоимости;
- Внесение имущества в виде дополнительных вкладов в уставной капитал акционерного общества;
- Реализация акций по доверительным отношениям.
Если унитарное предприятие числится как имущественный комплекс, то в процессе приватизации оно преобразуется в хозяйственные общества.
Стоит отметить, что приватизация муниципального или государственного имущества осуществляется только в соответствии со способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Ст 28
В статье 28 характеризуется отчуждение земельных участков. Приватизация имущества, которое находится на незавершенном этапе строительства, осуществляется вместе с отчуждением лицу, которое приобретает подобную недвижимость.
Приватизация унитарных предприятий осуществляется совместно с отчуждением земельных территорий. К примеру:
- Земельные участки, которые находятся в пользовании или аренде унитарного предприятия;
- Земельные территории, на которых расположены объекты недвижимости, входящие в состав собственности комплекса унитарного мероприятия.
Если на территории находятся постройки, которые полностью завершены, собственники, приватизируя недвижимость, обязаны взять в аренду эти постройки или приобрести у государства или муниципального образования.
Срок аренды — не более 49 лет. Иногда объект может находиться на территориях, которые были предварительно зарезервированы властями.
В таком случае аренда собственнику предоставляется только на срок, соответствующий сроку резервации государством.
Если на неделимом участке находятся здания и их необходимо приватизировать, соответствующий договор заключается со стороны собственника. Это может быть договор купли-продажи или аренды.
Если все части здания были приватизированы, физическое или юридическое лицо становится полноправным собственником объекта недвижимости.
В этом случае вместе со зданием можно приватизировать земельный участок.
В некоторых случаях при процессе приватизации, как описывается выше, принимается решение об отчуждении земельного участка. Однако если на земельной территории находится инженерная инфраструктура, она не поддается приватизации. Но возможно и исключение: если земельная территория получит статус публичного сервитута.
Отчуждению земельных территорий не подлежат следующие виды участков:
- Транспортные земли для обеспечения коммуникации в морских портах;
- Транспортные земли для обеспечения коммуникации в речных портах;
- Аэропортах и т.д.
Скачать текст 173 ФЗ с последними изменениями
178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имеет свои нюансы и особенности. Кроме того, при изучении закона нужно учитывать все внесенные изменения.
Скачать закон №173 в последней редакции можно по ссылке.
Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-privatizacii/